Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2. Время человеческого существования

В нашей лекции за основу принята следующая периодизация жизненного цикла человека:

- детство;

- отрочество;

- зрелость (взрослое состояние);

- поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:

1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;

2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;

3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;

4. младшее школьное, или «третье», детство 6—11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:

1. младший подростковый (пубертатный) 11–12—14—15 лет;

2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:

1. ранняя взрослость 20–40 лет;

2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

 

Эрик Эриксон (1902-1994), ученик З. Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Свои взгляды он изложил в книге «Детство и общество» (1950, 2 изд. – 1963) Он разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»).

Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда, в конце XIX века.

В первую очередь, теория Эриксона отличается от теории Фрейда следующим:

- 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.

- В отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития, по Эриксону, – это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа, на основе этого он разработал свою периодизацию. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

В результате успешного прохождения каждой стадии формируется положительное личностное качество, которое помогает ему адаптироваться в социуме. При неудачном сценарии формируется отрицательное качество, не менее существенным образом влияющее на жизнь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №1. Специфика человека и человеческого существования | Развитие личности: психосоциальные стадии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.