КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание и самовоспитание
Без своих собственных волевых усилий человек не может реализовать себя – прожить осмысленную жизнь, быть счастливым. Ибо нет такой педагогики, нет и не было такой школы, вообще – такой науки, которая бы заменила самостоятельную работу человека над сами собой. Напомним, что природа-матушка щедро одарила нас физическими и духовными данными, для того чтобы мы могли реализовать себя в жизни, прожить жизнью счастливого человека, Человека с большой буквы. Современная психология и педагогика установила, что каждый биологически и физиологически здоровый новорождённый приходит в мир с зародышами нескольких талантов (В народе справедливо говорится, что не талантливых людей нет), а каждый десятитысячный - потенциальный гений. К сожалению, преобладающее большинство талантов и гениев так себя и не проявили - прожили блеклую жизнь. Во всей истории человечества, по подсчётам специалистов, было всего-навсего 400 реализованных гениев. Только 400 из почти 100 миллиардов рождённых людей на земле показали нам, на что способен каждый десятитысячный человек. Если бы, к примеру, потенциальные гении населения Украины реализовали себя, то сейчас в ней было бы 5 тысяч гениев, в 12,5 раз больше, чем было гениев во всей истории всего человечества. Но все эти от природы гении и таланты не проявили себя, прежде всего, из-за социальных условий. И дело здесь не только в отсутствии благоприятных социальных условия для того, чтобы каждый потенциальный гений стал гением реальным. Общество на протяжении веков и не способствовало проявлению всех гениальностей, и душило эти гениальности в зародыше, и – обратите внимание – не нуждалось в таком большом количестве гениев, ибо постоянно было не в состоянии реализовать (понять, воспринять, воплотить в жизнь) все их гениальные прозрения. Ещё больше гениев и талантов задушено в себе самим человеком. Природа щедро сеет зёрна гениев и талантов, но произрастить их – это дело полностью каждого из нас. Большинство же из нас старается не над тем, чтобы прорастить посеянные в нас природой элитные зёрна, а над тем, чтобы поглубже и понадёжнее утопить их в болоте безделья или тщетных забот. Причём, проращивать в себе имеющиеся в себе от природы семена талантов никогда не поздно. Вот, в Кемерово, например, 40 лет своей жизни честно трудился стрелочником Кондрат Селиванов. В 60 лет вышел на пенсию и попробовал что-то там нарисовать... К 80 годам своей жизни он стал всемирно известным художником так называемого Наиву. Когда ему исполнилось 84 года (это было в 1990 году) журналисты спросили его: "В чём секрет Вашего успеха?" Селиванов ответил: "У каждого человека имеется своё нутро. Оно, как звоночек: если его зацепить, то оно обязательно зазвучит". Мы привели пример из жизни старого человека, а у молодого человека его "Нутро" всегда на поверхности, его и искать не нужно; и звоночек – не один, а несколько звоночков громогласно посылают свои сигналы. Исключительно важное значение в формировании личности человека имеет период детства. Именно за это время формируется то, что на всю жизнь остаётся тем самым человеком. Все другое в жизни человека будет накладываться на тот фундамент личности, который заложено в детстве. Учёные считают, что личность "кандидата на человека" закладывается на протяжении первых 5-7 лет жизни. После этого личность человека только обогащается, искривляется, исправляется. За всю свою жизнь человек не может качественно обогатится ещё столько, сколько он духовно обогатился за первых 7 лет своей жизни. Л.Н. Толстой как-то говорил: "Между новорождённым и пятилетним ребёнком лежит целая пропасть. А между мной и пятилетним ребёнком – только один шаг". За первые 5-7 лет жизни ребёнок воспринимает пассивно, через внушение, на веру и путём подражания все элементы духовной жизни человека. И если он за это время успеет стать немцем, украинцем, китайцем, цыганом, то это уже на всю жизнь. Несомненно, после 7 лет личность может до неузнаваемости измениться, обогатится, растерять себе, стать совершенно другой личностью. Но для этого ей придётся пережить ломку уже сформованного стереотипа, как правило, - пережить трагедию. Много великих людей оставили нам безграничное число – на выбор каждому из нас - примеров становление их личности как в плане постепенного духовного взросления, так и в плане целенаправленной или трагической ломки своей предыдущей личности. Обобщая эти свидетельства, можно сказать, что из самого начала и до самого конца формирования Человека с большой буквы осуществляется в такой последовательность: от " Хочу ", через " Могу ", до " Должен ". Схематично пройдём по этому пути. Самовоспитание начинается из всестороннего и чёткого уяснения себе самому: чего я хочу? Но не просто "хочу" (хочу поспать, хочу конфет, хочу автомашину), а хочу значительного, величественного; хочу того, что отвечает моим вкусам и одновременно с этим принесёт мне счастье, сделает мою жизнь осмысленной. Георгий Валентинович Плеханов справедливо говорил, что великие люди сделали много потому, что хотели многого. Никто, нигде и никогда не достиг в жизни больше, чем хотел. Свыше хотения и вопреки ему ничего значительного человеку не даётся. Помимо нашего хотения могут крайне редко осуществляться счастливые случаи. Обыкновенно, без учёта наших хотений нам навязывается тот образ жизни, который не является нашим собственным выбором и который по каким-то внешним нам причинам или соображениям устраивает других, а не меня лично. В юношеском возрасте это "Хочу", как правило, означает для нас, кем я хочу быть: инженером, рабочим, учителем, политическим деятелем?.. Определение для себя своего "Хочу" требует сосредоточенного самопознания. Вспомним сократовское: "Человек! Познай самого себя, и ты будешь счастлив". Ошибка здесь может стоить нам бесконечно дорого, возможно - цены всего смысла нашей жизни. Понятно, что не всё то, что я хочу, будет осуществлено в моей жизни. Но всё равно будем помнить: без значительного и величественного "Хочу" ничего ни значительного, ни величественного в нашей жизни не состоится! Но одного хотения для самовоспитания и для достижения осмысленной жизни недостаточно. "Хотеть не вредно", – говорится в народе. Мало ли чего мне может захотеться. Нужно учитывать, что в процессе самопознания мы можем горько ошибиться в определения своего "Хочу" и своего предназначения в мире. Мне, к примеру, захочется быть в будущем папой римским, президентом страны или его женой, гениальным композитором, поэтом, чемпионом по фигурному катанию, космонавтом, новым Эйнштейном... Тщательно определив, что я хочу, что отвечает моей природе и обстоятельствам, в которых я живу или в которые я попал, мне необходимо убедиться: а смогу ли я быть тем, кем я хочу? Своё "Хочу" надо проверить на практике. Для осуществления "Хочу" (задуманного) мне ещё надо произрастить в себе засеянные самой природы соответствующие моему желанию таланты или гениальность. Надо сосредоточится только на избранном. Великий Гегель справедливо говорил: "Тот ничего и никогда не достигнет, кто не умеет себя ограничивать". Во имя избранной цели надо суметь отрешиться от всего второстепенного и наносного. Надо, как рекомендовал Курчатов, всё время делать самое необходимое. Если на пути к достижения цели нужно поспать, поесть, поразвлечься, – надо лечь спать, надо покушать, надо отвлечься, но постоянно не упускать из виду основного, всё делать во имя этого основного. "Могу" должно быть испробовано, выращено не лёгкими усилиями, только себе в удовольствие, а на пределе всех своих усилий, способностей и выдержки. Ему, этому подвергнутому испытаниям "Могу", надо отдавать, как говорил великий украинский поэт Павло Тычына, "не огрызки души, а всю полноценность жизни и смерти". Если я точно определился со своим "Хочу" и на практике убедился в своём "Могу", только тогда наступает завершающих и самый ответственный момент – "Должен". Ведь я уже знаю, чего хочу (знаю своё предназначение), я уже знаю, что это я могу (имею данные для выполнения своего предназначения) и я уже нахожусь на месте выполнения своего предназначения. В этом случае мне ничего другого не остаётся, как выполнять свое призвание. Смысл нашей жизни именно в том - и только в том! - чтобы выполнить своё предназначение. Человек и приходит в мир только для того, чтобы осуществить своё призвание. И если в процессе выполнения своего предназначения человек потеряет свою собственную жизнь, заплатить смертью за выполнение своего долга, – то и в таком случае (а случается, что – только в таком случае!) его жизнь стала осмысленной жизнью. Выполнение своего предназначение не всегда совпадает с чувством удовлетворения сами собой, с переживанием личного счастья. В подавляющем большинстве случаев здесь наблюдается изнурительный труд. Как правило, великие люди - это люди долга, люди напряжённейшего труда. Эти люди в своё предназначение вложили все свои усилия, все свои способности, всю свою жизнь. У них иногда кроме выполнения своего долга, своего предназначения ничего другого в личной жизни не было. Для примера можно указать хотя бы на Николо Паганини, Бенедикта Спинозу, Николая Васильевича Гоголя, Николая Островского, современного нам Стива Хокинга... Что было бы с нашими 400 гениями человечества, если бы Ньютон и Эйнштейн не занимались наукой, Паганини и Моцарт не отдали жизнь музыке, Рафаэль и Сальвадор Дали не рисовали, Цезарь, Петр Первый и Наполеон не занимались политикой, Магомет и Христос не основали новой религии, Аристотель и Гегель не писали своих философских произведений?
Заключение Специфику человека лучше всего можно выявить на фоне той среды, из которой выделился человек. Это значит, что специфика человека лучше всего проявляется на фоне животного мира. На фоне животного мира и в отличие ото всех животных человек видится нами как существо, которому присущи следующие три отличительных признака: Сознание и Самосознание, Общественная жизнь и Труд. Структура природы человека включает в себя три компонента: 1. биологическая природа человека; 2. социальная природа человека; 3. духовная (духовно-нравственная) природа человека. Эрик Эриксон (1902-1994), ученик З. Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Свои взгляды он изложил в книге «Детство и общество» (1950, 2 изд. – 1963) Он разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»), для каждого из которых характерны своя проблема (психосоциальный кризис, по Эриксону) и свое новообразование (сильная сторона, по Эриксону): 1. младенчество (0-1 год): психосоциальный кризис – базальное доверие / базальное недоверие, сильная сторона – надежда. 2. раннее детство (1-3 года): психосоциальный кризис – автономия / стыд и сомнение, сильная сторона – сила воли. 3. возраст игры (3-6 лет): психосоциальный кризис – инициативность / вина, сильная сторона – цель. 4. школьный возраст (6-12 лет): психосоциальный кризис – трудолюбие / неполноценность, сильная сторона – компетентность. 5. юность (12-20 лет): психосоциальный кризис – эго-идентичность / ролевое смешение, сильная сторона – верность. 6. молодость (20-25 лет): психосоциальный кризис – достижение близости / изоляция, сильная сторона – любовь. 7. зрелость (26-64 года): психосоциальный кризис – продуктивность / инертность, сильная сторона – забота. 8. старость (от 65 лет до смерти): психосоциальный кризис – целостность эго / отчаяние, сильная сторона – мудрость. Под самореализацией гуманистическая психология понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, который изложил свои представления в книге «Мотивация и личность» (1954). Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, человек стремится к удовлетворению нереализованнных на данный момент потребностей. На практике это означает, что для человека (при прочих равных условиях) приоритетны потребности более низких уровней. А уже потом, по мере их удовлетворения, они стимулируют удовлетворение потребностей более высоких уровней. При конфликте потребностей разных иерархических уровней побеждает потребность более низкого уровня. Данная закономерность достаточно четко проявляет себя в индивидуальном развитии человека (онтогенезе). В этой связи самоактуализация может стать мотивом поведения лишь в том случае, когда удовлетворены все прочие уровни потребностей.Личностное развитие невозможно без кризисов (столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его мировоззрением и поведением и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту). Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов. Человек формируется сначала через воспитание, а затем и через самовоспитание. Можно сказать, что из самого начала и до самого конца формирования Человека с большой буквы осуществляется в такой последовательность: от " Хочу ", через " Могу ", до " Должен ".
Список использованной литературы 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с. 2. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2011. 3. МакКлелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с. 4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы http://fictionbook.ru/author/irina_malkina_piyh/vozrastniye_krizisiy/read_online.html?page=0 5. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. 6. Розин В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 91-106. 7. Солодников В.В., Солодникова И.В. Зрелый возраст в контексте жизненного пути // Человек. – 2009. – № 2-3. 8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2009. 9. Теории личности Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992 10. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. 11. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012. 12. Дулуман Е.К., д.ф.н., канд. богословия Философская антропология. http://evduluman.narod.ru/Anthropology01.htm.htm#_Toc71955037
[1] Эмпирей (от греческого слова "Пир" – огонь) – в огне, огненный. По представлениям древних греков, в том числе и философа Платона, поверх небесной сферы, накрывающей Землю, пространство заполнено огнём. В нем пребывают неземные, поза земные существа и предметы: боги, идеи, духи... В христианстве древнегреческие представления об эмпиреи трансформировалось в представление о потустороннем мире, о царстве небесном. [2] Платон. Диалоги. – М., 1986, С. 433. [3] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. – С. 242. [4] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. – С. 265. [5] Зеньковский В.В. Указ. соч. – С.56. [6] См. подробнее в русском переводе: Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. [7] Маслоу А.Г. Указ. соч. – Глава 11.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |