КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия
Философия древней Индии. Необходимо выделить основные категории древнеиндийской философской антропологии, к которым относят понятия «карма», «мокша», «сансара» – странствование души, как постоянное переселение ее из одного умершего тела в другое. «Карма» – закон воздаяния - «сансары», соблюдение которого тесно связано с кастовыми представлениями о структуре древнеиндийского общества. «Мокша» – прекращение «сансары», т.е. возрождений души, «избавление», истинное благо, прекращение страданий. На этапе перехода от мифологии к философии общим основанием мира считался безличный мировой дух Брахман, который совершенен в отличие от несовершенной, хотя и бессмертной души человека (Атман). Слияние души с мировым духом (Атман и Брахман) происходит только на этапе избавления – «мокша». В этой связи необходимо подчеркнуть, что тождество Атмана и Брахмана не позволяет в древнеиндийской философии представить человека как личность. Человек полностью подчинен обществу, поэтому личность в философии Древней Индии выступает как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира. Анализ древнеиндийской философии предполагает характеристику основных школ: буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Буддизм – это многоуровневое образование, включающее в себя религиозную доктрину, совокупность философских школ, систему религиозной психотехники. К философским и религиозно-доктринальным особенностям буддизма могут быть отнесены: концепция «четырех благородных истин», при осознании которых буддизм обретает истинность для каждого конкретного человека; учение о психике и психическом, основу которого составляет понятие «драхма» («носитель своего признака» или «носитель душевных свойств»). Исходя из этого учения, личность в буддийской философии представлена как комбинация отдельных драхм. Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII -VI вв. до н.э.). Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э. Периоды античной философии: 1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) - милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики. 2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали. 3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем. 4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух - род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него - «дыхание», дуновение воздуха. Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела, но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое - холодным, влажное - сухим, сухое - влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и туже реку: входящего во второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть - день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита - закон единства и борьбы противоположностей. По Эмпедоклу (V в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей - их соединение, «гибель»- разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы - любовь и вражда. Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается. Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом - «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая, плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств - цвета, запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей -изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. Софисты. Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Ликофрон, Алкидам. Софисты - платные учителя красноречия и спора. Они ловко и умело манипулируя словами и аргументами, могли ложное доказать, а истинное опровергнуть. Их интересовала не истина, а способы доказательства и опровержения. Софисты пренебрегали законом, моралью, обычаями, не признавая объективности критерия добра и зла. Манифест релятивизма софистов - известное высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они существуют». Нравственность - то, что выгодно обществу и выдумано им. Благо - то, что кому-то выгодно. Нет ничего абсолютного, все относительно - и знание (можно одно и тоже утверждение доказать и опровергнуть) и мораль. Примером древнего софизма является софизм «Рогатый»: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь». Вот еще пример, как два софиста решили запутать простого человека по имени Ктисипп.: «Скажи-ка, есть ли у тебя собака?» - «Есть и очень злая», - отвечал Ктисипп. «А есть ли у нее щенята?» -«Да, тоже злые» - «И их отец конечно, тоже собака?» - «Да» - «Что ж, эта собака твоя?» - «Конечно» - «Значит, этот отец - твой, следовательно, твой отец - собака и ты - брат щенят». Аристотель в качестве софистических приемов называл следующие: софист может быстро говорить, чтобы противник не уяснил смысла его речи, или напротив, нарочито растягивать свою речь, дабы его противнику было трудно охватить весь ход его рассуждений, подменять понятия, принуждать собеседника к частому повторению одного и того же и т. д. Несомненный плюс в истории философии софистики заключается в выявлении противоречивости познавательного процесса Сократ впервые в центр философии поставил проблему человека. Он не оставил значительных философских произведений. Свое учение излагал в форме открытой беседы (диалога), темами которой были проблемы актуальные во все времена: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Философия в понимании Сократа не изучение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ выступает против ранних физиков. Знать человек может только то, что в его власти. Это не внешний мир, а его собственная душа. Поэтому главная задача познания - самопознание, а принцип философии - «познай самого себя». Что же такое познание и знание? Знание он определяет как понятие о предмете. Предмету необходимо дать понятие, т.е определить ряд общих признаков, характерных только для него. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению. Только тот человек мужественен, кто знает, что такое мужество. Знание того, что такое добро и что такое зло делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто не может поступать плохо. Зло - результат незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Задача философии -помочь человеку прийти к правильному пониманию - понятию -предмета или явления (что такое мужество, любовь и т.д.). На это направлен метод, применяемый Сократом - майевтика. Суть его состоит в том, чтобы благодаря наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Он не навязывает свою точку зрения, а помогает родиться истине в душе человека. Майевтика дословно переводится как повивальное искусство. Этика Сократа носит рационалистический характер. Аристотель совершенно справедливо возражал потом Сократу: иметь знание о добре и зле и быть добрым или злым - не одно и то же. Сократ был чрезвычайно популярным философом. Все свое время он посвящал беседам и спорам, которые проходили чаще всего на многолюдном рынке Афин. У него было много учеников. Однако, его разговоры не были понятны официальным властям. Сократ был обвинен в подрыве устоев общества и отрицании богов, приговорен к смерти и вынужден был принять чашу с ядом - цикутой. Киники - название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основатель кинической школы - Антисфен. Согласно философу счастье - цель человеческой жизни и заключается оно в свободе. Однако, человек не свободен, он находится в зависимости от материальных и социальных потребностей. Для того чтобы стать свободным надо отказаться от того, что делает человека зависимым: имущества, наслаждений, семьи, родины и т.д. Прославил же киническую школу эпатировавший людей своим поведением и презрением к жизненным радостям Диоген Синопский. Его жизнь - образец жизни кинического мудреца. Диоген низвел до крайности потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Жил он в большой круглой глиняной бочке (пифосе). Приучал он себя и нравственным унижениям, чтобы быть внутренне независимым от людей и их мнений. Философ просил подаяния у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Именно он при дневном свете искал с зажженным фонарем Человека (а не раба наслаждений) и он ответил Александру Македонскому, предложившего ему выполнить любую просьбу «не заслонять солнце». Умер мудрец 90 лет от роду, задержав дыхание. Лукиан так описывает беседу Диогена с последователем: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против наслаждений.…. Я - освободитель человечества и враг страстей»…Если захочешь быть киником.. прежде всего я сниму с тебя изнеженность…заставлю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о детях, ни о браке, ни об отечестве. Ведя такой образ жизни ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь».
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |