![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алгоритмы поиска на графе
Существует много алгоритмов на графах, в основе которых лежит систематический перебор вершин графа, при котором каждая вершина просматривается в точности один раз. Рассмотрим два таких метода поиска в неориентированном графе, которые стали основными методиками проектирования графовых алгоритмов.
Поиск в глубину в графе
Общая идея метода напоминает поиск в лабиринте чудовища Минотавра, описанного в древнегреческом мифе об Ариадне и Тезее. Поиск начинается с некоторой фиксированной вершины v1. Она помещается в стэк. Затем выбирается произвольная вершина u, смежная с v1 (если смежных вершин несколько, берется вершина с меньшим номером), и повторяется процесс от вершины u. Предположим, что на очередном шаге выбрана вершина w. Если существует новая (еще непросмотренная) вершина t, смежная с вершиной w, то продолжаем поиск с вершины t. Если же не существует ни одной вершины, смежной с w, то говорят, что вершина w использована до конца, и процесс продолжается с вершины, из которой был переход в вершину w (вершина w удаляется из стэка). Процесс заканчивается, когда происходит возврат в вершину v1 и новых смежных с v1 вершин нет. Идею поиска в глубину можно реализовать с помощью рекурсивной процедуры (массив признаков посещения вершин графа p[1..n] of 0..1 и матрица смежности a[1..n, 1..n] of 0..1 - глобальные): procedure vg(v: integer); var u: integer; begin p[v]:= 1;
for u:= 1 to n do if (a[v,u] =1) and not p[u] then vg(u) end; Очевидно, поиск в глубину в графе просматривает все вершины одной компоненты графа или все его вершины, если он связен. В последнем случае, просмотренные ребра графа образуют остов связного графа, построенный поиском в глубину. Пример. Применим поиск в глубину к графу, изображенному на рис. 7.1.
Последовательность посещения вершин графа при поиске в глубину такова: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, возврат в вершину 6, 8. Пройденные ребра образуют остов графа, изображенный на рис. 7.2. Если G - (n,m)-граф, то нетрудно видеть, что количество операций при поиске в глубину кратно величине n + m. Говорят в таком случае, сложность алгоритма равна O (n+m), или время выполнения алгоритма равно O(n+m). Таким образом, поиск в глубину очень эффективный метод, однако он строит цепи от начальной вершины до других вершин, не являющиеся кратчайшими, например, длина цепи (1,8) равна 6, хотя в графе есть цепь (1, 4, 6, 8) длины 3.
Поиск в ширину в графе
Поиск в ширину основывается на использовании структуры очередь- чем раньше посещается вершина, тем раньше она удаляется из очереди. Поиск в ширину начинается с некоторой фиксированной вершины v1, как и при поиске в глубину. Пройденная вершина помещается в очередь. Далее из очереди удаляется вершина из начала очереди (на первом шаге - v1), а в конец очереди записываются все новые, смежные с удаляемой, вершины. Удаление из очереди и поиск новых смежных с удаляемой вершин оканчивается, когда очередь станет пустой. Последовательность посещения вершин графа при поиске в ширину такова: 1, 2, 3, 4, 7, 5, 6, 8. Пройденные ребра образуют остов графа, изображенный на рис. 7.3. Описание алгоритма поиска в ширину требует построения нескольких процедур работы с очередью (удаление из очереди, добавление в очередь, проверка пустоты очереди), однако цепи от начальной вершины до других вершин графа при поиске в ширину имеют наименьшую длину. На рис. 7.3 видно, что цепь (1, 8) имеет длину 3, являясь кратчайшей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |