КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мониторинг Каспийского моря
Задачи и организация Региональный мониторинг организуется на территории крупных регионов больших государств, например, таких, как: Российская Федерация, США, Канада и т.п. Региональный мониторинг не только является частью национального мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Кроме того, региональный мониторинг может быть международным, если регион включает море (например, Каспийское, Черное или Балтийское) или другие природные образования, требующие особого внимания нескольких стран, как, например, Великие озера, лежащие на границе США и Канады. В проведении регионального мониторинга участвуют организации министерств и ведомств, ответственных за национальный мониторинг, и местные природоохранные организации. Важной подсистемой регионального мониторинга является мониторинг источников загрязнителей, на основе которого уточняется список подлежащих определению в разных природных средах загрязняющих веществ, а также определяется вклад глобальных и региональных источников загрязнителей в изменение природной среды per иона. Результаты регионального мониторинга используются местными органами управления, ответственными за природоохранную деятельность и принятие решений в этой области. Сеть региональных станций наблюдения организуется с учетом физико-географических условий, расположения промышленных, энергетических и сельскохозяйственных предприятий, распределения населения в регионе. Основная задача регионального мониторинга - получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее антропогенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и национального мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона. В качестве примера можно рассмотреть мониторинг Каспийского моря. Законодательством РФ предусматривается осуществление следующих видов экологического мониторинга на акваториях российских морей: 1. Мониторинг окружающей среды, ее загрязнения проводится Росгидрометом в соответствии с федеральным законом «О гидрометеорологической службе» (№ 113-ФЗ от 19.11.98 с учетом поправок, внесенных № 21-ФЗ от 02.02.06), Положением о Росгидромете, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 372 от 23.07.04 в отношении поверхностных водных объектов, континентального шельфа и исключительной экономической зоны; 2. Мониторинг водных объектов проводится федеральным агентством Росводресурсы в соответствии с Водным кодексом РФ (№ 74-ФЗ от 03.06.06), Положением об агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 282 от 16.06.04, Положением о государственном мониторинге водных объектов, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 219 от 10.04.07; 3. Мониторинг внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны проводится Росприроднадзором в соответствии с федеральными законами, регламентирующими деятельность на этих акваториях. Мониторинг проводится также в соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 400 от 30.07.04. (в функции Росприроднадзора входит также осуществление мониторинга объектов животного мира, за исключением объектов отнесенных к водным биоресурсам); 4. Мониторинг водных биологических ресурсов проводится Росрыболовством в соответствии с федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (№ 166-ФЗ от 20.12.04 в ред. № 199-ФЗ от 31.12.05) и Положением об агентстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 295 от 1.06.04; 5. Мониторинг состояния недр проводится федеральным агентством Роснедра в соответствии с федеральным законом «О недрах» (№ 2395-1 от 21.02.92 с последующими изменениями) и Положением о государственном мониторинге состояния недр, утвержденном Приказом МПР РФ № 433 от 21.05.01. 6. Производственный экологический мониторинг проводится нефтегазовыми компаниями, получившими лицензию на поиск, разведку и добычу углеводородного сырья в российском секторе недропользования Каспийского моря в соответствии с документами: - Положением о мониторинге недр и водных объектов; - Лицензионными соглашениями и Специальными экологическими и рыбохозяйственными требованиями при поиске, разведке и добыче углеводородного сырья в заповедной зоне северной части Каспийского моря. Устойчиво функционирует в течение длительного времени Государственная служба наблюдений, подведомственная Росгидромету. В ее состав настоящее время входит 8 прибрежных и островных морских гидрометстанций и постов, 23 устьевых гидрологических поста, на 13 пунктах, расположенных в дельтах рек Волги, Терека и Сулака, осуществляются наблюдения за химическим составом и загрязнением речных вод. На 33 станциях в прибрежной зоне и на 5 станциях в открытой части моря ведутся наблюдения за загрязнением морской среды. Не менее устойчивым следует считать функционирование системы мониторинга водных биоресурсов на основе продолжающихся в течение длительного времени эколого-рыбохозяйственых исследований, проводимых ФГУП «Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства». Длительный ряд наблюдений за состоянием объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях дельты Волги и Северного Каспия имеет также Астраханский государственный биосферный заповедник. В 1977 году ОАО «ЛУКОЙЛ» в рамках экологического обоснования намечаемой деятельности приступило к выполнению комплексных экологических исследований Северного Каспия. Начиная с 2001 года, производственный экологический мониторинг осуществляет ООО «Каспийская нефтяная компания» в мелководной зоне устьевого взморья Волги. С этого же года ведет регулярные наблюдения ООО «Мегатрон НВК» на акватории, простирающейся вдоль побережья от о. Тюлений до устья р. Сулак. Позже (с 2005 года) к проведению комплексных экологических исследований подключились ООО «Петро-Ресурс» на участке акватории, прилегающей к территории Калмыкии, и ООО «ЦентрКаспнефтегаз» в центральном районе Среднего Каспия. Начиная с 2006 года, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» приступило к проведению комплексных экологических исследований на лицензионном участке «Центрально-Каспийский». Ни одна из перечисленных выше нефтегазовых компаний не проводит производственный экологический мониторинг самостоятельно, а привлекает для этого специализированные научные и производственные организации, имеющие необходимую базу, опыт и правоустанавливающие документы. Специализированные центры: - действующие в регионе организации Росгидромета (ГУ «КаспМНИЦ» и др.); - Росрыболовства (ФГУП «КаспНИРХ») и Роснедр (НПО «Южморгеология»); - Астраханский государственный биосферный заповедник. Следует также указать, что в последние годы активное участие в производственном экологическом мониторинге (на структуре «Центральная») принимает Институт океанологии РАН им. П.П. Ширшова, создавший в г. Астрахани свой Каспийский филиал. В рамках научного обоснования производственного экологического мониторинга было показано, что в связи с высокой лабильностью экосистемы северо-западной части Каспийского моря, для объективной оценки ее экологического состояния необходимо, чтобы экологическими наблюдениями был охвачен весь диапазон пространственно-временной изменчивости экологических параметров. Данное положение нашло отражение в концепции многоуровневой системы наблюдений, разработанной Институтом океанологи РАН с участием ГУ КаспМНИЦ по заказу Минобрнауки. Названная концепция предполагает дополнение существующей системы судовых и прибрежных наблюдений высокочастотными измерениями физических, химических и экологических параметров морской среды с помощью приборов, устанавливаемых в открытой части моря на стационарных гидротехнических сооружениях (в т.ч. на нефтяных платформах). При этом использование нефтяных платформ для проведения мониторинга санкционировано решениями Морской коллегии и Совета безопасности РФ. Концепция предполагает также широкое использование спутниковой информации для целей экологического мониторинга, при этом упор сделан на регулярном получении и обработке радиолокационных изображений, позволяющих выявить и оценить уровень загрязнения акватории нефтепродуктами.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |