В процессе хранения и эксплуатации автомобилей на лакокрасочные покрытия влияют свет, тепло, кислород воздуха, влага, ионизирующие излучения. В атмосферных условиях происходит комплексное воздействие ряда факторов. Кроме того, имеет место и механическое воздействие на ЛКП — вибрации, удары, деформации и т. д.
Пигменты, содержащиеся в ЛКП, могут служить катализаторами химических процессов, вследствие чего процесс старения и разрушения покрытия может как ускоряться, так и замедляться.
Потеря покрытием пластификаторов (см. выше) приводит к его усадке и растрескиванию.
Сильное разрушающее действие оказывает ультрафиолетовая часть солнечного спектра, а также ионизирующее излучение. Происходит обесцвечивание, потемнение, потеря глянца, появление пузырей, сетки трещин, липкости, шелушение.
На ЛКП могут воздействовать химически активные эксплуатационные и другие материалы.
На открытой площадке ЛКП разрушаются в 50 раз быстрее, чем в помещении. При действии прямого солнечного света потеря блеска покрытий в несколько раз больше, чем при рассеянном.
Кузов автомобиля необходимо регулярно мыть, удаляя абразивные частицы. Нельзя мыть окрашенные поверхности горячей водой, применять соду, стиральные порошки и другие щелочные растворы. Необходимо пользоваться специальными автошампунями.
Потеря блеска происходит вследствие образования мельчайших трещин, они же являются и преддверием коррозии металла под ЛКП.
Покрытие, потерявшее свой первоначальный блеск, необходимо полировать. Этот процесс способствует очищению поверхности, удалению мельчайших трещин, придаёт покрытию ровный и блестящий вид.
Механизм действия полировочных составов и паст таков: абразивами производят шлифование и полирование, воск заполняет поры плёнки ЛКП и сглаживает микроскопические неровности, растворители удаляют остатки жировых пятен и других загрязнений.
В таблицах 12.7...12.12 приведены вещества, используемые при нанесении лакокрасочных покрытий [11].
Таблица 12.7
Свойства и назначение однокомпонентных растворителей лакокрасочных материалов
Основные характеристики
Температура, 0С
Растворитель
Разбавляемые лакокрасочные материалы; назначение
кипения
вспыш-ки
ПДК, мг/м3
Смешиваемость с водой
Ацетон
ГОСТ 2768-84
Нитроцеллюлозные, на основе эпоксидных смол и виниловых
полимеров; очистка и
55...57
— 18
Полная
обезжиривание поверхности
Бензин-раствори-тель для лакокра-сочной промышлен-ности (уайт-спирит)
ГОСТ 3134-78
Масляные, битумные этинолевые на основе природных смол; широ-ко применяется для обезжиривания под окраску
165...200
Не смешивается
Нефрас-СА-150/200
ТУ 38.10110.26-85
То же
140...215
—
То же
Бензин-раствори-тель для резиновой промышленности
БР-1 (“Галоша”),
БР-2
ТУ 38.401-67-108-92
Масляные, битумные, этинолевые, на основе природных смол; обезжиривание поверхностей под окраску
Наносится шпателем или пневмораспылителем по грунтованной поверхности, легко шлифуется всухую и с водой. Толщина одного слоя не более 100 мкм, число слоёв шпатлёвки не более пяти.
Поставляются в комплекте с отвердителем N1 (ТУ 6-10-1263-72). Перед применением смешивают массу с отвердите-лем (100:8,5). Наносят шпате-лем по металлу (для заделки раковин до 8 мм) или пневмо-распылителем. Трудно шли-фуется.
646, Р-4,
Р-5, Р-40
18...22
60...70
24 ч
7 ч
ПФ-002, красно-коричневый
ГОСТ
10277-90
Наносится шпателем. Толщи-на одного слоя не более 0,5мм; число слоёв шпатлёвки не более четырёх. Легко шлифу-ется всухую и с водой.
Уайт-спирит, скипидар
18...22
24 ч
Окончание табл. 12.10
Режим сушки
Марка, цвет
Способ применения
Разбавитель
Температура, 0С
Время
ПЭ-0044, светло-серый
ТУ 6-10-1580-76
Применяется в смеси с ускори-телем отверждения. Наносится шпателем на любую поверх-ность. Толщина слоя не более 1,5 мм.
—
То же
То же
ПЭ-0085, светло-серый
ТУ 6-10-11-425-34-81
То же
—
“
“
В настоящее время выпускается большое количество отечественных и зарубежных средств по уходу за автомобилем.
В качестве моющих средств применяют различные автошампуни: АШ-74, шампуни с осушающим, антикоррозионным эффектами, автосредство для мытья порогов (закрытых полостей), быстромоющие средства с силиконом как для автомашин, так и для рук, средство для сухой чистки рук (паста).
Чистящие средства: автоочистители битумных пятен (жидкость), ржавчины “Омега-1” (паста), двигателя (жидкость), нагара с головок блока, поршней, клапанов и свечей (жидкость); “Автоочиститель-1” (жидкость) для снятия накипи из системы охлаждения двигателя; автоочиститель стёкол (жидкость); автоочиститель тормозов “Стоп” для очистки от загрязнений и обезжиривания фрикционных накладок, а также металлических деталей тормозов и сцепления; автосредство “Альва” для сохранения полимерных и других деталей и покрытий салона и универсальный очиститель интерьера “Динта” (жидкость).
Из зарубежных средств используют аэрозоль “Lava monorl spray” для очистки двигателя и агрегатов от нерастворимых в воде загрязнений; аэрозоль “Rinnovatore preruscotti” — освежитель для приборных панелей и других изделий из полимерных материалов, а из отечественных — “Полироль — 3”; очиститель стёкол — аэрозоль “Velox cristal” и другие.
Полирующие средства различают как по уходу за новым лакокрасочным покрытием (пасты “Автополироль для новых покрытий”, “Автополироль-2 для новых покрытий”), так и для ухода за покрытиями автомобилей эксплуатирующихся: пасты “Шлифовочная”, “Шлифовочная ПМА-2”, полирующая универсальная салфетка “Полир-У”, из зарубежных: жидкость “Car polish”, “Car cream” и др.
Защитные средства для лакокрасочных покрытий “Автовоск АВ-70” (паста); автополироль защитный (жидкость). Здесь же следует отметить консервант декоративных и неокрашенных поверхностей, клемм АКБ — автосмазку ВТВ-1 и автосредство “Данга” для защиты металлических, лакокрасочных и хромированных поверхностей нижней части кузова от коррозионного воздействия солей в зимнее время, а также “Резистин МЛ” (жидкость) для защиты от коррозии внутренних металлических поверхностей коробчатых сечений кузова автомобиля и других пустотелых металлических деталей (порогов, лонжеронов, дверей и т. д.).
В качестве вспомогательных средств используют различные преобразователи ржавчины — “Автопреобразователи ржавчины”, преобразователь ржавчины “Буванол” и др.
Для продления службы аккумуляторных батарей используют добавку к электролиту аккумулятора “Импульс”. Хотя главное условие длительной службы аккумуляторов — своевременная их подзарядка при хранении и обеспечение постоянной технической исправности двигателя для обеспечения минимального времени работы стартера (основного потребителя электрического тока большой силы) при пуске двигателя.
В заключение необходимо отметить, что качественный и своевременный уход за лакокрасочным покрытием и умелое использование всего ассортимента эксплуатационных материалов обеспечит эстетичный внешний вид автомобиля.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление