Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двоично-десятичная система исчисления

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Организация родовспоможения и гинекологической помощи в РБ. Роль медсестры в системе охраны материнства и детства. Этика и деонтология. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим.

План изложения:

1. Структура, принципы организации акушерско-гинекологической помощи в РБ и перспективы ее развития.

2. Основные законодательно-правовые документы организации работы акушерско-гинекологических и лечебно-профилактических учреждений.

3. Показания к госпитализации и переводу в обсервационное отделение.

4. Правила санитарной обработки роженицы.

5. Роль медицинской сестры в системе охраны материнства и детства.

Акушерство – клиническая дисциплина, которая изучает физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины в связи с зачатием и беременностью, в родах и послеродовом периоде, а также разрабатывает методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорожденного.

Гинекология – наука о заболеваниях органов половой системы женщины вне беременности, родов, послеродового периода и методах диагностики, лечения и профилактики. (gynes- в широком смысле слова - женщина, Logos – учение, т.е. «Наука о женщине»).

В России развитие акушерства началось в VIII веке с началом развития капитализма. Основоположником отечественного акушерства по праву считается М.М. Максимович-Амбодин (1744-1812 г.г.), автор первого фундаментального руководства по акушерству, составленного на русском языке. Гинекология начала развиваться во II-ой половине XIX века, чему способствовало создание научных школ- клиник. Основоположником научной гинекологии в России считается В.Ф. Снегирев (1874-1916) – основатель первой московской гинекологической клиники. Талантливыми профессорами по акушерству и гинекологии в последние 50 лет были выдающиеся белорусские ученые: Л.С. Персианинов (1908-1978 г.г.), впервые внедрил метод электроанелгезии при обезболивании родов и применил физиопсихоподготовку беременных к родам; И.М. Старовойтов изобрел метод метрейриза в родах для раскрытия шейки матки; И.С. Легенченко предложил методику оживления новорожденных. В настоящее время ведущим ученым является Г.И. Герасимович. Он предложил методы лечения опухолей ж.п.о., а также внедрил в практику пластические операции на женских половых органах.

 

Охрана материнства и детства во всем мире считается приоритетным направлением медицины. Вся деятельность родовспомогательной службы направлена на профилактику материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Материнская смертность (МС) в РБ остается относительно большой в сравнении с высокоразвитыми странами и более низкой, чем во всех других странах СНГ. Перинатальная смертность (ПС) последние годы составляет 5-12 % и находится на уровне ПС развитых стран мира. Обеспеченность медицинскими кадрами и разработка новых программ по репродуктивному здоровью женщин – важнейшие задачи, направленные на снижение МС и ПС в этих регионах.

Перинатальная охрана плода и новорожденного – это система мероприятий по анте - и интронатальной охране плода и организации медицинской помощи новорожденным, направленных на снижение перинатальной заболеваемости и смертности, улучшение здоровья новорожденных детей. На ранних этапах развития перинатологии акушеры начали сопоставлять состояние новорожденных с исходным состоянием матери. Возникло представление о группах риска беременных, у которых могли ожидать осложнений как во время гестации, так и в процессе родов. Степень риска устанавливается по наличию различных вредных факторов, неблагоприятно влияющих на течение беременности и родов, развитие плода и здоровье новорожденного ребенка.

 

Факторы перинатального риска:

I. Социально-биологические

-возраст матери

-возраст отца

-профессиональные вредности

-вредные привычки

-массо-ростовые показатели матерей

-явка в Ж/К после 20 недель беременности

-экологическое неблагополучие района проживания

 

II. Акушерско-гинекологический анамне з

-паритет родов

-неоднократные или осложненные аборты

-преждевременные роды

-мертворождение

-смерть в неонатальном периоде

-аномалия развития у детей

-неврологические нарушения у детей

-вес доношенных детей до 2500г и 4000г и более

-бесплодие

-рубец на матке

-опухоли матки и яичников

-истмико-цервикальная недостаточность

-пороки развития матки

 

III. Эктрагенитальные заболевания

-сердечно-сосудистые

-заболевания мочевыделительных путей

-эндокринопатия

-болезни крови

-болезни печени, легких

-заболевания соединительных тканей

-острые и хронические инфекции

-нарушение гемостаза

 

IV. Осложнения беременности

-рвота беременных

-угроза прерывания беременности

-кровотечения в I и II половине беременности

-ОПГ-гестоз

-маловодие, многоводие

-плацентарная недостаточность

-многоплодие

-анемия

-RH- и AB0 – изосенсибилизация

-обострение вирусной инфекции

-анатомически узкий таз

-неправильное положение плода

-переношенная беременность

-индуцированная беременность

 

V. Состояние плода

-задержка внутриутробного развития

-хроническая гипоксия

-аномалии развития

-гемолитическая болезнь

 

По наличию неблагоприятных факторов перинатального риска выделяют группы женщин с низким, средним и высоким риском.

I. Группа низкого риска ( не более 1-2 вредных факторов) - практически здоровы, опасности для развития плода нет.

II. Группа среднего риска ( не более 3-6 факторов) - экстрагенитальная и генитальная патология, ведущая к различным осложнениям беременности.

III. Группа высокого риска (более 6 вредных факторов) - необходимо решить вопрос о целесообразности пролонгирования беременности. При сохранении беременности, составляется индивидуальный план наблюдения с использованием современных методов обследования матери и плода и их лечения.

Перинатальную охрану плода и новорожденного осуществляет Ж/К, а также специализированные акушерские стационары и отделения патологии беременных родильных домов, санатории для беременных, терапевтические общие и специализированные стационары, диспансеры, поликлиники для взрослых и детей.

 

Важными задачами в организации ПОП и Н являются:

1. Взятие беременных женщин под наблюдение Ж/К в ранние сроки беременности (до 12 недель беременности), своевременное выявление женщин, у которых высока вероятность гибели или повреждения плода во время беременности и родов.

2. Оздоровление беременных, улучшение условий их труда и быта, соблюдение санитарно-гигиенических требований, режима питания, отдыха, борьба с вредными привычками.

3. Отбор и направление беременных в различные стационары для госпитализации в профилактических и лечебных целях.

4. Развитие специализированной акушерско-гинекологической помощи, создание перинатального центра.

5. Улучшение преемственности в работе акушеров-гинекологов, терапевтов, педиатров.

6. Профилактика гинекологических заболеваний, правильное сексуальное воспитание молодежи.

7. Создание центров планирования семьи.

8. Повышение квалификации и обмен опытом врачей Ж/К, стационарной акушерской помощи, терапевтов, неонатологов, анестезиологов и других специалистов.

 

Основные учреждения здравоохранения, оказывающие акушерско-гинекологическую помощь.

1) Ж/К, которая может быть структурным подразделением роддома, поликлиники или амбулатории.

2) Объединенный роддом (общего профиля и специализированный по определенному виду патологии беременных)

3) Акушерско-гинекологические отделения городских, областных, районных, участковых и других больниц. Акушерско-гинекологическая помощь женщинам может оказываться в учреждениях непредусмотренных номенклатурой:

-дома отдыха для беременных, матери и ребенка

-акушерско-гинекологические отделения и Ж/К ведомственных больниц

-медико-генетические консультации

-консультации «Брак и семья»

-коммерческие медицинские структуры

 

Акушерско-гинекологическая помощь в сельской местности.

I этап - на сельском врачебном участке,который включает ФАП, кабинет по акушерству и гинекологии в участковой больнице или в самостоятельной врачебной амбулатории.

II этап - в районных учреждениях: районный роддом, ЦРБ включает: Ж/К, акушерско-гинекологические отделения.

III этап – в областных и республиканских учреждениях: областной роддом, акушерско-гинекологическое отделение областной больницы, городской роддом областного центра, республиканские консультативные центры, НИИ ОМД, кафедры акушерства и гинекологии БЕЛМАПО и медицинских вузов.

 

Женская консультация.

 

Является самостоятельным подразделением родильного дома, поликлиники, или медико-санитарной части, оказывающим все виды амбулаторной акушерско-гинекологической помощи населению.

Задачи Ж/К:

1) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

2) оказание квалифицированной акушерско-гинекологической помощи – в рамках этой помощи имеют место быть кабинеты невынашивания беременности, при иммунноконфликтной беременности, эндокринных расстройствах, бесплодии, по вопросам контрацепции, гинекологии детей и подростков, медико-генетическому консультированию, сексопатологии, кабинеты патологии шейки матки;

3) осуществление мероприятий по планированию семьи и профилактике абортов;

4) внедрение в практику работы современных методов диагностики и лечения акушерской и гинекологической патологии;

5) проведение санитарно-просветительной работы;

6) оказание женщинам социально-правовой помощи;

7) совершенствование организационных форм и методов работы Ж/К, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностического процесса.

8) обеспечение преемственности и взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических больных между Ж/К и другими лечебно-профилактическими учреждениями.

 

Работа Ж/К строится по территориально-участковому принципу: 1 акушерский участок территории включает 2 терапевтических участка с числом жителей женского пола 4000-4500, в том числе > 15 лет - 3000- 3500, а детородного возраста – 2100. Выполнение работы в Ж/К отражается в специальных формах учетной и отчетной документации.

При проведении всеобщей диспансеризации женского населения основными положениями являются:

- ежегодный медицинский осмотр всего женского населения с проведением в установленном объеме лабораторных и инструментальных исследований;

- дообследование нуждающихся в лечении, других современных методах диагностики;

- выявление факторов риска, которые способствуют возникновению и развитию заболеваний;

- выявление заболеваний на ранних стадиях;

- определение и индивидуальная оценка состояния здоровья;

- разработка и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и наблюдение за состоянием здоровья женщин в динамике.

 

 

Стационарная акушерско-гинекологическая помощь.

Стационар роддома, акушерского и гинекологического отделения больницы предназначены для оказания квалифицированной медпомощи женщинам во время беременности, родов и послеродовом периоде, гинекологическим больным, а также для обеспечения квалифицированной медицинской помощи и ухода за недоношенными новорожденными. Роддом оказывает помощь по территориальному принципу, но первая и неотложная помощь оказывается всем беременным и роженицам независимо от места жительства и ведомственной подчиненности учреждений.

Стационар роддома включает помещения приемно-смотровые и для выписки, отделения родовое, послеродовое, патологии беременных, обсервационное, гинекологическое, новорожденных. Родильные гинекологические отделения рекомендуется размещать в разных корпусах. Приемно-смотровые помещения акушерского и гинекологического отделений должны быть раздельными. В них есть комната-фильтр и смотровые комнаты, откуда после санитарной обработки женщина поступает в соответствующее отделение. Родовое отделение имеет предродовые палаты с 12 % расчетного числа коек послеродового физиологического отделения, палаты интенсивной терапии и родовые палаты, в которых должно быть 8 % расчетного количества как послеродового физиологического отделения, операционную и смотровые палаты. В послеродовом физиологическом отделении должно быть 50-55 % расчетного количества коек акушерских отделений родильного дома. Отделение патологии больных должно иметь не < 30 % расчетного количества акушерских коек, а обсервационное – 20-25 %.

Общее количество коек отделения новорожденных в родильных домах составляет 105-107 % расчетного количества коек послеродового отделения. Количество коек для новорожденных обсервационного отделения соответствует количеству послеродовых коек и должно составлять не < 20 % общего числа акушерских коек в стационаре. В обсервационном отделении должен быть изолятор на 1-3 койки, куда поступают дети при родах вне лечебного учреждения, при переводах.

Гинекологические отделения должны иметь койки 3-х профилей – для оперативного, консервативного лечения гинекологических больных и искусственного прерывания беременности.

Среди специализированных акушерских учреждений для женщинc экстрагенитальной патологией основное место принадлежит стационарам для больных с патологией сердечно-сосудистой системы, почек, эндокринных органов, (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), а также для женщин с различными инфекционными заболеваниями (туберкулез, сифилис, СПИД, вирусные заболевания и др.).

В отдельных регионах организуют стационарную специализированную помощь беременным и роженицам с иммунологически-конфликтной беременностью.

В них проводятся лечение и профилактика гемолитической болезни плода и новорожденного. Для беременных и рожениц с явно выраженной гнойно-септической инфекцией в крупных городах РБ создаются специализированные акушерские стационары (обсервационный роддом). Кроме того, организуются специализированные стационары для женщин с послеродовыми и послеабортными гнойно-септическими заболеваниями. В эти стационары (отделения) переводят женщин из обычного акушерского стационара сразу же после установления диагноза с учетом транспортабельности больной.

 

Гнойно-септические заболевания.

Это заболевания, наступившие в результате инфицирования родовых путей, а также септические процессы, возникшие во время беременности, родов и получившие дальнейшее развитие в послеродовом периоде.

Для профилактики гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц и новорожденных должны соблюдаться:

1) общие положения по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в акушерских стационарах;

2) правила бактериологического контроля за эффективностью санитарно-гигиенических мероприятий и бактериологического обследования на выявление носителей инфекции;

3) правила приема и перевода в различные отделения родильного стационара и детских больниц;

4) соотношение отделений стационара, комнат для хранения грудного молока

5) правила обработки белья, транспорта, инструментария, перевязочного материала, рук и перчаток;

6) принципы а/б терапии;

7) рекомендации по диагностике и профилактике сальмонеллеза, внутрибольничных инфекций;

8) правила личной гигиены и гигиены послеродового периода;

9) оздоровление женщин до наступления беременности, поддержание иммунитета на должном уровне.

 

Работа акушерских стационаров регламентирована приказом № 178 МЗРБ от 21.12.1995г. «О профилактике внутрибольничных гнойно-воспалительных заболеваний у новорожденных и родильниц».

 

В рамках эпиднадзора осуществляется:

1.1 Лица, поступающие на работу в роддом, проходят полный медицинский осмотр с бактериологическим обследованием 2 раза в год на золотистый стафилококк.

1.2 Ежедневно перед работой надевают чистую одежду. При наличии инфекции – отстраняются от работы.

1.3 Имеют сменную обувь, одежду, индивидуальный шкаф с чистым халатом.

1.4 В родзале и операционной работают в масках, сменяемых каждые 3-4 часа

2.1 Акушерский стационар 2 раз в год закрывается для проведения плановой дезинфекции с косметическим ремонтом помещений и с последующим бакконтролем.

2.2 Проводят текущую(3 раза в день) и генеральную уборку всех помещений (приемно-смотровых помещений) родблока через сутки.

2.3 Необходимо строго соблюдать цикличность заполнения палат, проводить смену белья в послеродовых отделениях ежедневно.

 

При приеме беременных и рожениц.

1. Полная частичная санобработка.

2. При приеме обследованных – только в физиологическое отделение с исключением инфекционных заболеваний.

3. Полное переодевание в стерильные халаты и рубашки.

 

Дезинфекция объектов внешней среды, медицинских изделий, предстерилизационная очистка и стерилизация проводятся согласно

приказу № 165 МЗРБ от 25.11.2002г. «О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения»;

приказу № 66 МЗРБ от 20.04.1993г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в РБ».

 

Рабочее место сестры. Этика и деонтология.

В акушерско-гинекологических учреждениях труд медсестры находит широкое применение. В Ж/К на приеме с врачом, в процедурном кабинете, в гинекологическом отделении – на посту, в операционной - анестезистка, оперсестра; в роддоме в отделении новорожденных, реанимации и родблоке - анестезистка. Физиокабинет, молочная комната, операционный блок, отделение новорожденных, отделение реанимации – рабочее место медсестры.

Вопросы медицинской деонтологии. Роль медсестры очень важна. При лечении женщин с гинекологическими заболеваниями возникает множество проблем интимно-сексуального характера, психологического, социального и этнического характера. Совершенно естественно проявление стыдливости при обследовании и к этому относиться нужно с должным уважением, тактичностью, осторожностью при беседе. При зачатии возникают опасения за судьбу будущего ребенка: будет ли он здоров; тревога связана и с предстоящими родами. Особенно сложные психологические переживания при беременности от внебрачной связи (проблема воспитания ребенка без отца). Особое внимание работников Ж/К, родблока.

В нашей стране разработаны психопрофилактические приемы по профилактике родовых болей. Для этого читают лекции, показывают гимнастические упражнения. Медсестра должна вселять в больного веру в благополучный исход, четко и правильно выполнять назначения врача, должна быть ответственна за документацию, не имеет право сообщать результаты анализов, родственникам по телефону исход неблагоприятных родов, недопустимы переговоры на посторонние темы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое перинатальная охрана плода и новорожденного?

2. Понятие о группах риска течения беременности и родов.

3. Основные учреждения здравоохранения, оказывающие акушерско-гинекологическую помощь.

4. Задачи женской консультации.

5. Какие основные отделения входят в состав родильного дома?

6. Оказание специализированной помощи беременным с экстрагенитальной патологией.

7. Профилактика гнойно-септических заболеваний.

8. Основные законодательно-правовые документы организации работы акушерско-гинекологических и лечебно-профилактических учреждений.

9. Правила санитарной обработки роженицы.

10. Этические и деонтологические стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры при оказании лечебно-профилактической помощи пациентам.

 
 

 


"Почему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расправлю и испытаю их".

Книга пророка Иеремии.

 

"Кто мы? Кем мы стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что такое возрождение?"

Феодот (Гностицизм /

Философский

энциклопедический

словарь.)

 

 

Здравствуйте!

 

Лекция, которую я Вам сегодня прочту, будет посвящена вопросам человеческой личности, человеческого характера. Этой проблемой вот уже почти три тысячи лет занимаются целые армии философов, психологов, социологов и пр. и пр., а между тем она и сегодня так же далека от разрешения, как и тысячу лет назад. "Чужая душа – потёмки". Эта поговорка так же точно актуальна и для современного человека, как и для его прабабушек и прадедушек. Вот, по сути, безрадостный итог всех этих сотен и сотен лет кропотливых исследований и тщательных изысканий.

Почему? В чём тут дело? Основная сложность – отсутствие базовой платформы, единой теории личности. Современная наука исследования личности находится сейчас примерно в том же положении, что и химия до открытия таблицы Менделеева. Накоплена огромная масса отдельных разрозненных фактов, которые никак не удаётся связать воедино, объединить, и которые никак не желают выстраиваться в какую-то стройную систему.

И чего мы только не знаем сегодня о человека! Каким только тестам, испытаниям и экспериментам его, бедного, за все эти годы не подвергали, как только не препарировали!.. Разве что наизнанку не выворачивали. Кажется, нет того места в человеческой душе, того тайного закутка, закоулочка, куда бы тысячи и тысячи дотошных и въедливых исследователей за это время не заглянули! Который бы они тщательно не обыскали, не изучили, не разложили всё по полочкам и не понавешали бы ярлычков. "Эго!.. либидо!.. сознание!.. подсознание!.."

А что толку? Суть по-прежнему ускользает.

Можно сколько угодно изучать воду, исследовать её на вкус, цвет и прозрачность, проводить с ней тысячи, миллионы экспериментов, исписать библиотеки томов на тему: “Свойства жидкости под названием: вода!” – но это всё же ни на шаг не приблизит Вас к пониманию того очевидного факта, что вода – это просто Н2О. Соединение одной молекулы кислорода и двух молекул водорода. Чтобы понять это, нужны совсем другие методы и принципиально другой взгляд на вещи.

Нужны соединенные усилия науки и техники, математики, физики, химии; нужна молекулярная теория вещества и т.д. и т.п. Да много чего нужно! И только тогда вы наконец поймёте, что это вообще не жидкость! Что агрегатное состояние вещества вовсе не является его неотъемлемой характеристикой. Всё тут зависит от температуры и давления.

Нельзя, к примеру, сказать: водород – это газ. Да, на Земле это газ. Но при температурах, близких к абсолютному нулю – это уже жидкость. А скажем, в ядре Юпитера, при чудовищных давлениях 30-100 миллионов атмосфер, он вообще переходит в металлическое состояние!

Так же точно и люди. Нельзя сказать: этот человек плохой, а этот хороший. Да, в данных условиях он хороший. Но если условия изменятся… Личностные характеристики, как и агрегатное состояние вещества, прямо зависят от температуры и давления. И, вполне возможно, то, что кажется сейчас лёгким и поверхностным, всего лишь невесомым и податливым газом, какой-нибудь вздорной и легкомысленной женщиной, при попытке раздавить, подчинить, оказать давление, превратится вдруг неожиданно в металл. Как водород в центре Юпитера. А то, что представляется нам сейчас металлом, твёрдым, несгибаемым и нерушимым… Все эти стальные мышцы и квадратные подбородки…

 

Вот позвольте задать вам один простой, казалось бы вопрос. Какова современная молодёжь? Ну, хотя бы в общих чертах?

Что тут прежде всего приходит на ум? Наркотики, секс, насилие. Рок-группы, фанаты, скинхеды и пр. и пр. Ну, словом, что-то немыслимо одетое, неуправляемое и асоциальное.

Но, простите, разве не те же самые молодые люди, не из того же самого поколения служат в милиции, в ОМОНе, в той же армии? И ходят там строем, аккуратно застёгнутые на все пуговицы, подстриженные и причёсанные. Они что, другие? Из другого теста сделаны? С другой планеты прилетели? Нет, они те же самые, вчерашние одноклассники всех этих скинхедов и наркоманов. Материал тот же. Просто разные температурные условия. Разное давление. В результате вот вам лёд, а вот вам вода. Но измените чуть-чуть давление!.. Или повысьте чуть-чуть температуру… Призванные в армию подростки все на два года становятся вдруг шёлковыми, дисциплинированными и послушными. Ходят в форме и отдают честь. И всю их асоциальность как рукой снимает. Но ослабьте чуть-чуть гайки!..

Ещё более показательна в этом смысле тюрьма. Все вокруг там становятся добрыми, честными и хорошими. Маньяки, хулиганы и убийцы превращаются вдруг в прекрасных сокамерников, приятнейших в общежитии людей. Как по мановенью волшебной палочки!

Как такое может быть? Другой температурный режим. Другое давление. Только и всего. Но выпустите их на улицу. И попробуйте с ними там встретиться и пообщаться!..

 

Иными словами, описывая и изучая личностные характеристики того или иного человека, необходимо всегда помнить, что это они сейчас такие, в данных конкретных условиях. А с изменением условий могут, соответственно, измениться и они. Причём иногда на прямо противоположные. То, что хорошо сегодня, плохо завтра!

Говорят, люди с годами меняются. А так ли это? Возможно, с годами меняются условия, вот и обнажаются поэтому те черты личности, которые были до поры до времени скрыты. Только и всего.

Всем известны ситуации, когда при разводе супруги вдруг обнаруживают друг в друге такие черты, о существовании которых они даже и в страшном сне не подозревали! Хотя прожили до этого вместе, бок о бок, долгие годы. Как такое возможно? Не мог же человек за считанные дни полностью переродиться? Откуда в нём всё это взялось? Жадность, алчность, злоба, ненависть? Был столько лет хорошим и вдруг стал плохим!

Конечно, не мог. Он и не изменился. Изменились условия. А он всегда был таким. Одновременно и хорошим, и плохим. Злым и добрым, бескорыстным и жадным. Н2О. Что это? Лёд, жидкость или пар? И то, и другое, и третье. И, возможно, ещё и четвёртое, и пятое, и сотое. Всё зависит от условий.

 

Часто спрашивают. Можно ли хотя бы прогнозировать, как поведёт себя тот или иной человек в новой для него, скажем, экстремальной ситуации? Нет, увы! Абсолютно невозможно. Многолетние, неоднократно проводимые в разных странах социологические исследования подтвердили это совершенно однозначно и определённо. Вы можете прожить с человеком всю жизнь, знать его, казалось бы, досконально, наизусть, вдоль и поперёк, как самого себя: вот сейчас он придвинет к себе свой утренний кофе и аккуратно положит туда ровно две ложечки сахара! – но это всё касается только обычных, стандартных ситуаций. Конкретного температурного режима. Но вот как он поведёт себя, если вы ему вдруг подсунете вместо сахара соль!.. Попробуйте это проделать и попытайтесь предугадать заранее его поведение и реакцию, и вы увидите, что из этого получится. Ничего не получится! Разве что случайно. Предугадать заранее невозможно.

Это так же невозможно, как невозможно угадать заранее, как поведёт себя тот или иной человек в состоянии алкогольного опьянения. Грустным он станет или весёлым? Тихим или буйным? Ляжет сразу спать или же, наоборот, начнёт всю ночь колобродить и куролесить? Ничего заранее не известно! Предугадать невозможно. Порой самые смирные и, казалось бы, безобидные люди ведут себя в этой ситуации самым неожиданным, невероятным и неадекватным образом.

У одного из русских писателей описан случай, как герой, студент-барчук, вдруг обнаруживает себя утром на столе в биллиардной и без штанов. Как потом оказалось, накануне вечером, во время дружеской попойки, он вдруг молча встал, ушёл куда-то и вернулся назад уже без штанов. Штаны обнаружились потом дома. Все попытки его выяснить что-либо у камердинера так ничего и не дали. "Пришли, сняли и ушли", – в ответ на все вопросы угрюмо твердил тот. – "Ну, может, я хоть говорил что-нибудь?.. Спрашивал?.." – допытывался поражённый герой. – "Нет. Ничего не говорили и не спрашивали. Пришли, сняли и ушли".

Раз! И вода превратилась в лёд. Можно сколько угодно изучать её при комнатной температуре, но угадать, что с ней станет при 0оС, вы всё равно не сможете. Если раньше никогда этого не видели. Можно прожить в тропиках на берегу океана всю жизнь, родиться и вырасти в воде, и не подозревать даже, что лёд вообще существует. И что эта податливая, ласковая и тёплая вода… Такая родная и знакомая!.. Что айсберг разрезает корабельную сталь как папиросную бумагу. Вспомните "Титаник"!

 

Очень любопытно и поучительно наблюдать все эти, поистине волшебные превращения, происходящие с человеком. Когда с ним что-то случается. Как хорошее в новых условиях становится плохим. Белое – чёрным. Вера превращается в фанатизм, убеждённость – в нетерпимость. Любовь –?.. Дружба –?..

Нет того доброго и бескорыстного чувства, которое в определённых условиях не обернулось бы своей изнанкой!

 

Вот, скажем, любовь к детям, к своей семье. Святая! Чистая и светлая. Ну что, казалось бы, здесь может быть плохого?!

Но вспомните несчастного Николая II! Любившего свою семью, жену и детей больше всего на свете, больше чести и долга. Снедаемый беспокойством за их судьбу, он в решающий момент бросил всё: империю, фронт… и помчался в Царское Село спасать семью. В результате погибли все: и он сам, и так горячо любимая им семья. И ещё миллионы и миллионы других, ни в чём не повинных людей. И в России, и во всём мире. Все! Рухнула империя. Рухнул фронт. Рухнуло всё!!

 

Но, возможно, вы думаете, что это в некотором роде исключение, и потому пример не совсем удачный? Всё-таки император, полубог почти что… Судьбы империи, мира… У них там, на Олимпе, свои проблемы!

Что ж, спустимся тогда с небес на землю.

Представьте себе небольшую тюремную камеру…

Мы, кстати, в силу специфики нашей работы, необходимости изучения поведения человека в необычных, экстремальных ситуациях, довольно тесно сотрудничаем с тюрьмами и потому неплохо представляет себе, что там происходит. Поэтому пусть вас не удивляет это моё излишне пристальное порой внимание именно к тюремной тематике. Просто тюрьма – это как раз и есть то самое место, где жизнь протекает в других, по сравнению с обычными, условиях. При совершенно другой температуре и давлении. То, что в обычных условиях лёд – там всего лишь вода. Грязь и слякоть. То, что в обычной жизни мелочь – там трагедия.

Тюрьма – это гигантская доменная печь, в которой плавится всё. Верность, честь, совесть… Где люди ломаются, предают друг друга, своих лучших друзей, чтобы спастись самим. "Ради детей!" Но нужны ли детям такие отцы? Где жёны бросают мужей и уходят к другим. Тоже "ради детей"! Но нужны ли детям такие матери? Чему они их могут научить? Такие вот родители? Предавать? Бросать в беде слабого?

Но вернёмся к нашему примеру.

Итак, представьте себе небольшую тюремную камеру. Камера – это, в сущности, просто помещение, где люди живут совместно, единой семьёй. Всё у них там общее: продукты питания, холодильник-телевизор… Ну, словом, вы понимаете.

И вот в эту камеру попадает вдруг человек, который очень! ну прямо очень! любит свою семью. Жену, детей… Обожает, боготворит их! Только о них и думает! Все любят. Но он – особенно. Больше всех. Больше самого себя! И все его мысли поэтому – только о них. О детях и жене. Он пишет им беспрестанно бесконечные письма, всё время думает о них… День и ночь! Понимает, как им сейчас трудно без него. Хочет им помочь.

А как он может им помочь? Прежде всего, естественно, материально. А как ещё? Он знает прекрасно, что у них сейчас финансовые сложности – и вот он посылает им трогательное и самоотверженное письмо. "Не думайте обо мне!.. Не шлите мне ни посылок, ни денег!.. Мне ничего не надо!.. Я и так проживу!.."

Ах, как всё, вроде бы, мило и благородно! Как самоотверженно, по-мужски! Не правда ли?

Но погодите с выводами! Осторожно!! Опасность! Другой температурный режим!! Повышенное давление!

Что значит "не надо"? Он же не один в камере сидит. Другим шлют, а ему нет. Что значит "проживу"? За счёт других? Таких же, как и он, бедолаг? У которых тоже есть жёны и дети. И у которых тоже наверняка очень сложное материальное положение. В тюрьме оно у всех сложное.

Даже если он действительно такой честный и благородный и действительно одной только баландой питается и больше ничем, это всё равно не решает проблему. Во-первых, это всех нервирует, напрягает, все, вроде, вместе за стол садятся – а он отдельно. В камере сразу создаётся какая-то ненормальная, нездоровая атмосфера. А во-вторых… Ты же в общей камере сидишь. Значит, мелочами всякими неизбежно пользуешься. Мыло, там, туалетная бумага… Телевизор-холодильник. Кто-то же за всё это платит? Почему не ты? Одно дело, если у тебя действительно нет ничего – ну, один ты как перст на белом свете! николаша-нидвораша! – это сразу видно; и совсем другое, когда есть, но ты просто не хочешь платить. Думаешь, что, как говорится, "пролезет"; что ты тут самый умный и хитрый.

Иными словами, наш герой сразу же оказывается в крайне двусмысленной и щекотливой ситуации, на его белоснежных одеждах тут же обнаруживаются маленькие пятнышки, он сразу же поступается чуть-чуть своими благородными принципами. Пока только чуть-чуть! На уровне мыла и туалетной бумаги. Но, как говорится опять же, лиха беда начало! Это только первый шаг. Дальше всё начинает развиваться очень стремительно.

Он же живой человек! Взрослый, здоровый мужчина. Ему хочется, пардон, кушать. Организм требует белков, витаминов. А одной только пустой баландой сыт не будешь! Голод не тётка. Очень трудно постоянно отказываться, когда тебе настоятельно предлагают поесть. Мясца, там, колбаски… Апельсинчик какой-нибудь… Твои же собственные сокамерники предлагают, друзья почти, с которыми ты постоянно находишься в одной камере. Сесть с ними за стол и нормально наконец пообедать! А ты до этого на одной только пустой баланде месяц сидел.

И вот в один прекрасный день ты наконец не выдерживаешь и садишься… Так совершается второй шаг.

А потом неизбежно наступает момент, когда тебе начинают говорить открыто. Рано или поздно в камере обязательно появляется какой-нибудь старый, опытный зэк, который видит тебя насквозь. Который за свои долгие, долгие годы отсидки достаточно уже насмотрелся на таких вот, как ты. И он, не стесняясь, начинает высказывать тебе прямо, при всех: "За счёт ребят прожить собираешься?.. Ты чего в холодильник полез? Там что-нибудь твоё есть?" Но к этому моменту у тебя уже окончательно сформировалась психология крысы.

"Плевать на всё, лишь бы выжить!! Главное – здоровье сохранить! А здоровье – это прежде всего хорошее питание. Это всё ради детей! Кто им, кроме меня, поможет?! А как я смогу, если стану калекой? Язву какую-нибудь себе тут заработаю?"

И вот ты начинаешь вставать по ночам, или рано утром, когда ещё все спят, и пытаться что-то съесть украдкой, тайком, думая, что тебя никто не видит. Но все всё видят.

Так происходит падение. В бездну! Откуда уже нет возврата. Ты думаешь, ты опять прежним станешь, когда на свободу выйдешь? Таким же, как раньше? Честным, смелым, добрым и весёлым?.. Нет! ты уже так навсегда и останешься крысой. Навсегда! До конца своих дней!

Так чего ради тогда ты старался? Кого же, спрашивается, ты сможешь теперь воспитать? Только таких же, как ты, крысят? Чему ты их сможешь научить? Как воровать по ночам еду из холодильника?

А ведь как хорошо и благородно всё начиналось! "Дети!.. Семья!.. Мне ничего не надо!.." Какие красивые и высокие слова!.. Какие светлые и возвышенные идеалы!..

И тем глубже оказалось падение!! На самое дно! В грязь! Благородство и идеалы, как ни печально, всегда плавятся первыми. А красота так и вообще штука хрупкая! Высокие давления ей противопоказаны. Абсолютно! Медуза прекрасна только парящая в толще воды. На суше – это просто отвратительный комочек слизи.

 

Итак, подведём некоторые итоги. Человек – это вовсе не то, чем мы привыкли его считать. Это отнюдь не что-то там незыблемое и раз и навсегда определённое. Это он сейчас такой. Хороший. Белый и пушистый. В данных конкретных условиях. Но поместите его в другие условия!.. Это он при комнатной температуре жидкость! Но заморозьте её или нагрейте до ста градусов!..

Всё определяется обстоятельствами. Ну, если и не всё, то, во всяком случае, гораздо больше, чем обычно принято думать.

Есть такой очень поучительный в этом смысле социологический эксперимент.

Агент-распространитель рекламной продукции подходит на улице к прохожим и пытается их заинтересовать своим товаром. Рядом находится камера. Якобы происходят съемки рекламного ролика.

Вопрос: какие люди, по вашему мнению, будут с большей долей вероятности контактировать с агентом? Вступят с ним в беседу. Опишите их.

Обычные ответы: это люди общительные, коммуникабельные, женщины охотнее вступят, чем мужчины, и т.п.

Так вот. Ничуть не бывало! Никакой корреляции, связи между характером человека и его решением вступать или нет в диалог с агентом вообще не обнаружено! Всё зависит тут исключительно от совершенно посторонних, казалось бы, факторов. Какое у человека сегодня настроение, какая на улице погода (если дождь, то вступать вообще никто не будет!), насколько симпатичен агент и т.п. Для женщины вообще решающим фактором является то, как она сегодня одета! Как она будет смотреться в камере. Вот так-то!

Всё шатко, неустойчиво, призрачно, туманно и обманчиво в этом мире… И зачастую совсем не такое, каким на первый взгляд кажется. Люди – существа сложные. И у них много личин и масок. О которых они, порой, и сами не подозревают. Мир населён оборотнями! Днём это милые, очаровательные, приятные люди. Друзья, мужья, жёны… Но стоит только взойти луне… Опасайтесь полнолуния! Не разводитесь и не садитесь в тюрьму! И вообще держитесь в своей температурной зоне.

Ладно, время нашей лекции истекает. Оставим несколько минут на вопросы. Если они у вас есть, я вас слушаю.

Вопрос: Вы упомянули об отсутствии единой теории личности. Можете Вы прокомментировать это своё высказывание поподробнее? В каком положении тут вообще сейчас находятся дела? Спасибо.

Ответ: Ни в каком! Тупик. Лично я считаю, что современный подход к изучению личности в принципе неправилен. Все эти бесконечные попытки всё понять и объяснить… Мы слишком уж уверовали в волшебную силу разума.

"Человек – царь природы"! Этакое противопоставление человека и природы. Чушь! Человек – часть природы. И разум – часть природы. И не более того. Возможно, есть пределы, дальше которых ему идти не дано. Что он понять не может в принципе. Обезьяна сидит в комнате. Нажимает красную кнопку – получает банан, белую – удар электрическим током. Через некоторое время она это усваивает и радуется, какая она умная. Но понять, откуда берутся ток и бананы – ей не дано.

Так же точно и мы. Вся современная наука – это просто сбор статистических закономерностей. Мы знаем, что тела притягиваются друг к другу прямо пропорционально их массе и обратно пропорционально квадрату расстояния, но понять, почему это происходит – мы не в силах. Закон природы! Как для обезьяны "закон природы", что при нажатии красной кнопки обязательно появляется банан.

Тот же самый подход следует практиковать и при изучении человека, его личности. Собирать, накапливать статистические данные и пытаться вычленить, уловить хоть какие-то закономерности. Постараться чисто опытным, эмпирическим путём выяснить, что происходит при нажатии других кнопок. Например, чёрной и зелёной. Не попытаться ничего тут "понять" и "объяснить"! Воспринимать это просто как данность, как "закон природы".

Поскольку есть вещи, которые понять нам невозможно. Невозможно – и всё. Разум наш для этого не приспособлен. И тем не менее они заведомо существуют, эти вещи.

Скажем, всем вам наверняка известна масса случаев, когда вы совершенно неожиданно встречаетесь вдруг на улице с человеком, которого не видели до этого много лет. Хотя с точки зрения теории вероятности такая встреча не могла произойти в принципе. Говорят: просто случайность! Вы же, мол, не предсказывали заранее, что встретитесь сегодня именно с ним?

Но подсчитайте вероятность того, что вы встретитесь, так "случайно", не именно с ним, а хоть вообще с кем-то из своих знакомых! С любым! Она тоже окажется ничтожно мала. Вы не могли вообще ни с кем встретиться! Не должны были! Это невозможно! И тем не менее всё-таки встретились. Значит, на случайность тут всё не спишешь. И тем не менее списывают. Поскольку не могут объяснить.

А почему бы не предположить к примеру, что между отдельными людьми тоже существуют силы притяжения и отталкивания?! Между знакомыми, родственниками и т.п. Которые их влекут друг к другу или, наоборот, заставляют держаться подальше. Реальные силы, имеющие чисто физическую природу, подобно электричеству и гравитации. И которые тоже можно и нужно изучать. Ставить опыты, эксперименты и т.д. и т.п.

Не пытаться ничего "объяснить" – это бесполезно! это тупик! да и не нужно это по большому счёту никому! какая разница, почему?! – а принять просто как данность, как рабочую гипотезу, как закон природы и постараться установить какие-то закономерности. Чисто статистическим путём.

Собственно, как поступают экспериментаторы в той же физике. Попытаться понять, какие факторы тут играют роль. В гравитации это оказались масса и расстояние. Но ведь это вовсе не было с самого начала очевидным! Могли оказаться, к примеру, размеры объектов. Или их цвет. Да что угодно! Логика тут не работает. Закон природы! Экспериментатор просто угадал. А потом подтвердил экспериментально, на опыте эту свою догадку. Вот и всё.

Так же точно и здесь, с людьми. Надо для начала попытаться угадать. А потом уже опытным, статистическим путём подтверждать или опровергать эту догадку.

От чего зависит эта сила притяжения-отталкивания между людьми? Возможно, от цвета волос или глаз. Или от размера обуви. А может, от ума, от возраста, от пола.

Только не надо ничего пытаться "объяснять"! Это слишком сложный предмет для человеческого разума. Чистая статистика! Вот единственный конструктивный путь в данной ситуации. Ситуации до того безнадёжной и отчаянной, что современной науке она представляется сейчас вообще тупиковой.

 

Итак, резюмирую. Необходимо перенести методы естественных наук, в частности, физики, на изучение людей, социума. Не отвергать заранее с пренебрежением гипотезы, которые с точки зрения логики и здравого смысла кажутся абсурдными и фантастическими, а просто проверять их опытным путём. Чисто статистически. Статистика! – вот единственный критерий.

Принять за основной постулат следующее: есть вещи, которые понять невозможно в принципе! но если мы не можем что-то понять, то это ещё не значит, что этого "что-то" не существует! И что это "что-то" нельзя изучать. Только другими методами. Не умозрительными. А чисто статистическими.

Разум не всесилен! Это миф. Причём созданный дураками, для которых разум – тайна за семью печатями, поэтому-то они его и обожествляют. Человек вообще склонен поклоняться всему, для него непонятному.

До поры до времени он, этот миф, работал, даже помогал двигаться вперёд. Но сейчас начинает уже мешать. Мы вплотную подошли к тем рубежам, где желание непременно всё "объяснить" тормозит дальнейшее развитие. Мы топчемся на месте, не в силах преступить заколдованного круга логики и здравого смысла, а между тем этого круга вообще не существует. Он только в нашем сознании. Вперёд, вперёд! Какая разница "почему", главное – "как"!

Мы с презрением отвергаем то, чего не может понять и объяснить. Это просто глупо. Обезьяна говорит: "Я не могу понять, откуда берётся ток и что это вообще такое, значит, тока просто нет. Это иллюзия". Ага, "иллюзия"!.. Ну, нажми ещё раз!

Разум – это всего лишь часть природы, и если природе по каким-то причинам вдруг вздумалось поставить ему ограничения…

Ладно, я думаю, вы меня поняли.

 

 

Вопрос: Вы говорите: между людьми, как между телами, между зарядами, существуют силы притяжения-отталкивания. И это закон природы. Но как же тогда свобода воли?

Ответ: Свобода воли здесь ни при чём. Да, свобода – но в рамках законов природы. Вас же не удивляет, что вы, свободный человек, прыгнув в пропасть, полетите вниз, а не вверх, как бы вам, может быть, хотелось? Свобода свободой, а гравитация гравитацией. Свободы от гравитации не существует. Увы!

 

 

Вопрос: Вопрос не совсем по теме, но тем не менее. Раз уж мы говорим о людях и об их отношениях между собой.

Что такое менталитет? Спасибо.

 

Ответ: Менталитет? Если вы выросли на комиксах и гамбургерах, то как бы вы не были умны и талантливы, комиксы и гамбургеры – часть вашей личности и вашего мировоззрения. И от этого никуда не денешься.

Это и есть менталитет.

 

 

Вопрос: Извините, но в Вашем последнем ответе явно прослеживается этакое русофильство. Исконно русское, чисто славянское презрение ко всему западному. Ко всем этим тупым, безмозглым пожирателям гамбургеров.

Но если они такие тупые и глупые, а мы такие умные, то почему тогда они превосходят нас буквально во всём?! Наука, техника… Во всём!

 

Ответ: Научно-технический прогресс? Это не показатель. Это как раз косвенное свидетельство бездуховности общества.

Людей ничто не отвлекает. Никакие высокие проблемы. Чёткие, конкретные цели. Энергия и деловитость. Только вперёд! Если бы существовали киборги, они, вероятно, двигались бы "вперёд" ещё быстрее.

Но вот только куда: "вперёд"? Вот в чём вопрос.

 

 

Вопрос: Но мы-то, похожи, вообще никуда не движемся! С нашей ленью и ничегонеделаньем.

 

Ответ: Лень и ничегонеделанье – неотъемлемая часть нашей духовности и культуры. Они делают русского русским.

Не пытайтесь это понять. Просто это примите как данность. Как закон природы.

 

 

Вопрос: И всё же! Чем же мы так уж отличаемся от всех остальных? От всего остального мира? В чём эта наша "особенность"? Кроме нашей лени?

 

Ответ: Россия – единственная страна в мире, где не читают комиксов и не смотрят мюзиклов. Где они так и не прижились, несмотря на все усилия. Несмотря ни на что! И это обнадёживает.

Всего хорошего. До свидания. Лекция окончена. Спасибо за внимание.

 

===============================

 

И спросил у Люцифера Его Сын:

– "Любую палку можно сломать". Но ведь не "согнуть"?

И ответил Люцифер Своему Сыну:

– Для большинства людей это одно и то же. Герои – это исключение, и к тому же они обычно гибнут первыми. А мы говорим о правиле. Нас не интересуют мертвые. Мы говорим о живых.

 

Если каждую цифру 10-чного числа отобразить в виде соответствующего ей двоичного кода, то полчим представление этого числа в двойчно- 10-чной системе исчисления.

Минимальное число разрядов, необходимое для представления любой 10-чной цифры = 4.

При использовании 2/10 кодов во избежание ошибок обязательно нужно указывать систему исчисления. Поскольку одному и тому же коду, записанному в 2/10 и двоичной системах могут соответствовать различные числа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1. Соответствие между моделью и действительностью: сходство | Тема. Социальное и медицинское страхование - формы социальной защиты населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.269 сек.