Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение реформ 60–70 гг. XIX в

Цензурная реформа

Школьная реформа

Военные реформы

Проведены под руководством Д.А. Милютина.

Необходимость военных реформ определялась следующими причинами:

1) поражение в Крымской войне обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость;

2) европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России;

3) порядок комплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе.

Расширялась система военных учебных заведений. В 1863–1866 гг. были созданы юнкерские училища. Быстрыми темпами развивалась военная промышленность.

(«Положение о начальных народных училищах», 1864 г., «Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения», 1864 г.).

Создавалось два типа гимназий – классическая, с более углубленным изучением древних языков и гуманитарных предметов, и реальная, с естественнонаучным профилем. В первый класс гимназии зачислялись дети с 10 лет, «умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики... таблицу умножения». Цель гимназического обучения «доставить» юношеству общее образование и подготовить к поступлению в университет.

(закон 6 апреля 1865 г.)

В двух городах империи – Москве и Петербурге – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них «вредного» направления, виновные (автор, издатель, переводчик, редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережений министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по Высочайшему решению. Предварительной цензуре подлежала массовая периодика.

1. Реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией. Общество не имело никаких рычагов влияния на политику правительства.

2. Реформы, в большинстве своем, носили характер компромисса. Поэтому они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев и полное неприятие как со стороны радикалов, учинивших кровавый террор в обществе (сам Александр II убит 1 марта 1881 г. народовольцами), так и со стороны консерваторов, недовольных самим фактом каких-либо преобразований. Большинство историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства начинают доминировать консервативно-охранительные тенденции, а реформаторский потенциал оказывается практически исчерпан.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реформа городского самоуправления | Общественное движение второй половины XIX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.