Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-деятельность как предпринимательская функция торговли




Признаки, принципы и функции предпринимательства

Бизнес-деятельность как предпринимательская функция торговли

Лекция 4

Тема 1 Торговля как вид предпринимательской деятельности

 

Стремление организации как хозяйствующего субъекта получить максимальный доход и прибыль проявляются как бизнес-деятельность лишь определенного круга людей.

Бизнес есть деятельность, направленная на создание условий, необходимых для удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества.

Приведенное определение бизнес-деятельности признает «кружной путь удовлетворения потребностей». Получается, что первоначально необходимо изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а уж потом за счет полученной от общества «де­нежной премии» компенсировать понесенные затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Действительно, при­личным и ответственным оказывается этот круг, чтобы доказать обществу собственную полезность.

Итак, на практике бизнес выступает как деятельность людей, направленная на получение социального заказа, связан­ного с удовлетворением определенных потребностей общества и его членов с целью присвоения денежного вознаграждения. Данное вознаграждение свидетельствует о праве участвовать в процессе присвоения материальных благ, а также о праве по­лучать доход с вложенного капитала.

Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные пози­ции организации. Стратегическая цель бизнеса — максимиза­ция экономического эффекта (доход, прибыль), тактическая цель — сохранение выгодной позиции на рынке.

На практике бизнес проявля­ется как способность использовать различные приемы делового общения, как умение определять вероятные и действительные результаты сделок, как стремление в полном объеме реализовывать собственные социальные и экономические интересы.

Бизнес — это дело, деловые отношения. Участник дела — бизнесмен. В целом бизнес выступает как деятельность по организации производства, при­обретению и продаже товаров и оказанию услуг в обмен на другие экономи­ческие блага и деньги к взаимной выгоде заинтересованных сторон. Любой эпизод хозяйственной жизни выступает как часть бизнеса.

Доминирующее место в современной концепции бизнеса занимает идея достижения взаимовыгодного обмена.

Сама практика подтверждает: если одна из сторон ока­жется неудовлетворенной условиями хозяйственной сделки, то в дальнейшем подобный бизнес не имеет будущего. Бизнес должен быть выгодным всем его участникам.

Цивилизованность бизнеса связана с развитием его систем­ного характера. Должен присутствовать механизм «уравнове­шивающихся сил», позволяющий расширить «поле консенсу­са», ускорить его достижение, нивелировать разницу между выгодами противоположных сторон и тем самым повышать степень общей выгоды.

Сплошь и рядом при характеристике современного бизне­са подчеркивается, что это ориентация хозяйствующего субъекта на экономический эффект, на максимизацию дохода и прибыли. Однако реальная жизнь свидетельствует о том, что в зависимости от времени и места могут встречаться и дру­гие модели бизнеса. В условиях социально ориентированной экономики рыночного типа получение прибыли является дале­ко не единственной целью. Иногда важнее добиться не макси­мума прибыли, а лишь минимизировать убытки или получить максимум дохода. Важно также рационально использовать полученный доход, обеспечить единство экономических и со­циальных целей развития.

Законодательство любой страны постоянно разграничива­ет законный и «теневой» бизнес. Отметим лишь одну закономерность, которая всегда проявляется: чем больше запретов, тем мощнее представлена «теневая экономика».

Особая разновидность низкосортного бизнеса — спекуля­ция: скупка и перепродажа товаров с целью наживы.

Разделить спекуляцию и коммерцию не так-то и просто. Спекуляция со­провождается монополизацией рынка, прежде всего источников поступления товаров, сворачивание свободной конкуренции, навязывание потребителю за­вышенных цен, несоблюдение принципа элементарной взаимной выгодности.

У фирмы-спекулянта получение максимального денежного дохода пре­вращается в самоцель. Спекулянт живет за счет дестабилизации рыночных от­ношений и эксплуатации платежеспособного спроса. Доход от спекуляции есть своеобразная товарная рента в условиях, когда потребитель лишается возможности свободного выбора, создается искусственный дефицит.

В рыночной экономике современного типа спекуляция не только пре­следуется по закону, но и всячески вытесняется.

В условиях сформированного рынка такая спекулятивная деятельность (фарцовка), основанная на эксплуатации искусственно созданных трудностей, в серьезных деловых кругах популярностью не пользуется.

Структура бизнес-деятель­ности постоянно усложняется. Сегодня в качестве основных уровней реализации бизнеса принято выделять:

– Генеральный бизнес.

– Предпринимательство.

– Управленческую деятельность.

– Коммерческую деятельность.

На рисунке 1 весьма условно воспроизведено то взаимодей­ствие, которое существует между отдельными уровнями современного бизнеса. Оно может изменяться с учетом отрасле­вой специфики, степени дифференциации частного капитала и других обстоятельств.


Рисунок 1 – Соотношение основных уровней бизнес-деятельности

 

Генеральный бизнес – высший уровень бизнес-де­ятельности, обращен прежде всего во внешнюю социально-эко­номическую среду. Основное внимание здесь уделяется анали­зу стратегической ситуации и выполнению функции контроля за движением капитала, его распределению между отдельны­ми проектами. Генеральный бизнес отслеживает выполнение именно стратегически важных соглашений фирмы, выполне­ние последней имущественных и финансовых требований.

Если в рамках капитала выделять капитал-собственность и капитал-функцию, то генеральный бизнес отражает имен­но капитал-собственность.

Персонифицируясь, генеральный бизнесмен проявляется как собственник предприятия или держатель контрольного пакета акций. Может выступать, например, как председатель (или член) наблюдательного совета акционерного общества. В круг его прямых забот входят выборы и назначение руководства, лоббирование интересов бизнеса в органах государственной власти.

Не лишним для генерального бизнеса будет также поддержание конст­руктивного диалога с профсоюзами и политическими партиями, сохранение в средствах массовой информации привлекательного имиджа.

Генеральный менеджер выступает, как правило, первым пользователем аудиторского заключения (особенно ее основной части). Только на данном высшем уровне бизнеса принимаются решения, касающиеся радикального пе­рераспределения акций организации и изменения ее уставного фонда.

Во внутрипроизводственных отношениях круг интересов генерального бизнеса не столь обширен (обновление руковод­ства команды менеджеров, состояние подсистемы соуправления, позиции комитета профсоюзов).

Развитие предпринимательства неразрывно связано с эволю­цией рыночных отношений. Постоянно изменялись и продол­жают изменяться масштабы, сферы приложения предпринима­тельства и формы его проявления.

На первой стадии в качестве исходной сферы развития предпринимательства выступила внутренняя и международная торговля. Первоначально предпринимательская деятельность сводилась к арбитражированию, т. е. к перемещению товара с одного регионального рынка на другой и присвоению разни­цы в ценах. Высокую степень риска предприниматель стремил­ся компенсировать через обеспечение высокой нормы торговой прибыли. Предпринимательство выступало функцией собствен­ника товара, обслуживало торговый капитал.

На второй стадии — в условиях промышленной револю­ции — предпринимательство перемещается в реальный сектор экономики. Основным его содержанием становится не «рыноч­ная игра» на ценах, а поиск рациональной комбинации исполь­зуемых факторов производства. В итоге значительно усложня­ется содержание предпринимательства. Происходит обособление капитала-собственности и капитала-функции. Выделяются ге­неральный бизнес, занявший пространство между собственни­ком и предпринимателем, и само предпринимательство. В ито­ге предпринимательская функция перестает быть монополией собственника-капиталиста (хозяина).

На третьей стадии — современной и связанной с постин­дустриальной фазой развития — предпринимательство вклю­чает не только поиск оптимальной комбинации вводимых фак­торов производства, но и рационализацию форм и способов хозяйствования. Перед предпринимателем стоит задача не только получать максимум чистой прибыли, но и формировать на предприятии и вокруг него оптимальный социальный мик­роклимат, обеспечивать устойчивое и долговременное разви­тие производства, в лучшую сторону изменять и сами общие условия хозяйствования. Особое значение для предпринима­тельства приобретает инновационная деятельность.

Таким образом, в современных условиях предприниматель не отождествляется с собственником капитала. Предпринима­тельская деятельность больше напоминает обособленную и наиболее элитную (творческую) часть функции управления.

В качестве особого уровня бизнес-деятельно­сти ранее было выделено управление, которое выступает как деятельность, направленная на достижение координации совместных дей­ствий с целью оптимального сочетания факторов деятельности.

Организационно-технический аспект управления включа­ет и коммерческую деятельность.

Коммерческая деятельность — на практике наиболее ощу­тимая и реально воспринимаемая форма бизнес-деятельности. Основной задачей коммерческой деятельности является сбыт продукции, получение выручки от реализации продукции, снаб­жение организации необходимыми ресурсами.

Современная коммерческая деятельность на уровне организации предполагает:

а) изучение емкости рынка и динамики его состояния;

б) активизацию различными способами рынка сбыта;

в) сокращение до минимума всех видов коммерческих рисков;

г) повышение степени эффективности системы сбыта и расчетов, минимизацию потерь.

В современных условиях расходы на коммерческую дея­тельность (реализация, сбыт и снабжение) порой составляют до 60% затрат на производство и доведение продукции до перво­го покупателя (оптовая поставка). Поэтому обеспечение высо­коэффективной коммерческой деятельности является важнейшим условием функционирования современного предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.