КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бизнес-деятельность как предпринимательская функция торговли
Признаки, принципы и функции предпринимательства Бизнес-деятельность как предпринимательская функция торговли Лекция 4 Тема 1 Торговля как вид предпринимательской деятельности
Стремление организации как хозяйствующего субъекта получить максимальный доход и прибыль проявляются как бизнес-деятельность лишь определенного круга людей. Бизнес есть деятельность, направленная на создание условий, необходимых для удовлетворения собственных потребностей через удовлетворение потребностей других членов общества. Приведенное определение бизнес-деятельности признает «кружной путь удовлетворения потребностей». Получается, что первоначально необходимо изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а уж потом за счет полученной от общества «денежной премии» компенсировать понесенные затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Действительно, приличным и ответственным оказывается этот круг, чтобы доказать обществу собственную полезность. Итак, на практике бизнес выступает как деятельность людей, направленная на получение социального заказа, связанного с удовлетворением определенных потребностей общества и его членов с целью присвоения денежного вознаграждения. Данное вознаграждение свидетельствует о праве участвовать в процессе присвоения материальных благ, а также о праве получать доход с вложенного капитала. Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные позиции организации. Стратегическая цель бизнеса — максимизация экономического эффекта (доход, прибыль), тактическая цель — сохранение выгодной позиции на рынке. На практике бизнес проявляется как способность использовать различные приемы делового общения, как умение определять вероятные и действительные результаты сделок, как стремление в полном объеме реализовывать собственные социальные и экономические интересы. Бизнес — это дело, деловые отношения. Участник дела — бизнесмен. В целом бизнес выступает как деятельность по организации производства, приобретению и продаже товаров и оказанию услуг в обмен на другие экономические блага и деньги к взаимной выгоде заинтересованных сторон. Любой эпизод хозяйственной жизни выступает как часть бизнеса. Доминирующее место в современной концепции бизнеса занимает идея достижения взаимовыгодного обмена. Сама практика подтверждает: если одна из сторон окажется неудовлетворенной условиями хозяйственной сделки, то в дальнейшем подобный бизнес не имеет будущего. Бизнес должен быть выгодным всем его участникам. Цивилизованность бизнеса связана с развитием его системного характера. Должен присутствовать механизм «уравновешивающихся сил», позволяющий расширить «поле консенсуса», ускорить его достижение, нивелировать разницу между выгодами противоположных сторон и тем самым повышать степень общей выгоды. Сплошь и рядом при характеристике современного бизнеса подчеркивается, что это ориентация хозяйствующего субъекта на экономический эффект, на максимизацию дохода и прибыли. Однако реальная жизнь свидетельствует о том, что в зависимости от времени и места могут встречаться и другие модели бизнеса. В условиях социально ориентированной экономики рыночного типа получение прибыли является далеко не единственной целью. Иногда важнее добиться не максимума прибыли, а лишь минимизировать убытки или получить максимум дохода. Важно также рационально использовать полученный доход, обеспечить единство экономических и социальных целей развития. Законодательство любой страны постоянно разграничивает законный и «теневой» бизнес. Отметим лишь одну закономерность, которая всегда проявляется: чем больше запретов, тем мощнее представлена «теневая экономика». Особая разновидность низкосортного бизнеса — спекуляция: скупка и перепродажа товаров с целью наживы. Разделить спекуляцию и коммерцию не так-то и просто. Спекуляция сопровождается монополизацией рынка, прежде всего источников поступления товаров, сворачивание свободной конкуренции, навязывание потребителю завышенных цен, несоблюдение принципа элементарной взаимной выгодности. У фирмы-спекулянта получение максимального денежного дохода превращается в самоцель. Спекулянт живет за счет дестабилизации рыночных отношений и эксплуатации платежеспособного спроса. Доход от спекуляции есть своеобразная товарная рента в условиях, когда потребитель лишается возможности свободного выбора, создается искусственный дефицит. В рыночной экономике современного типа спекуляция не только преследуется по закону, но и всячески вытесняется. В условиях сформированного рынка такая спекулятивная деятельность (фарцовка), основанная на эксплуатации искусственно созданных трудностей, в серьезных деловых кругах популярностью не пользуется. Структура бизнес-деятельности постоянно усложняется. Сегодня в качестве основных уровней реализации бизнеса принято выделять: – Генеральный бизнес. – Предпринимательство. – Управленческую деятельность. – Коммерческую деятельность. На рисунке 1 весьма условно воспроизведено то взаимодействие, которое существует между отдельными уровнями современного бизнеса. Оно может изменяться с учетом отраслевой специфики, степени дифференциации частного капитала и других обстоятельств.
Генеральный бизнес – высший уровень бизнес-деятельности, обращен прежде всего во внешнюю социально-экономическую среду. Основное внимание здесь уделяется анализу стратегической ситуации и выполнению функции контроля за движением капитала, его распределению между отдельными проектами. Генеральный бизнес отслеживает выполнение именно стратегически важных соглашений фирмы, выполнение последней имущественных и финансовых требований. Если в рамках капитала выделять капитал-собственность и капитал-функцию, то генеральный бизнес отражает именно капитал-собственность. Персонифицируясь, генеральный бизнесмен проявляется как собственник предприятия или держатель контрольного пакета акций. Может выступать, например, как председатель (или член) наблюдательного совета акционерного общества. В круг его прямых забот входят выборы и назначение руководства, лоббирование интересов бизнеса в органах государственной власти. Не лишним для генерального бизнеса будет также поддержание конструктивного диалога с профсоюзами и политическими партиями, сохранение в средствах массовой информации привлекательного имиджа. Генеральный менеджер выступает, как правило, первым пользователем аудиторского заключения (особенно ее основной части). Только на данном высшем уровне бизнеса принимаются решения, касающиеся радикального перераспределения акций организации и изменения ее уставного фонда. Во внутрипроизводственных отношениях круг интересов генерального бизнеса не столь обширен (обновление руководства команды менеджеров, состояние подсистемы соуправления, позиции комитета профсоюзов). Развитие предпринимательства неразрывно связано с эволюцией рыночных отношений. Постоянно изменялись и продолжают изменяться масштабы, сферы приложения предпринимательства и формы его проявления. На первой стадии в качестве исходной сферы развития предпринимательства выступила внутренняя и международная торговля. Первоначально предпринимательская деятельность сводилась к арбитражированию, т. е. к перемещению товара с одного регионального рынка на другой и присвоению разницы в ценах. Высокую степень риска предприниматель стремился компенсировать через обеспечение высокой нормы торговой прибыли. Предпринимательство выступало функцией собственника товара, обслуживало торговый капитал. На второй стадии — в условиях промышленной революции — предпринимательство перемещается в реальный сектор экономики. Основным его содержанием становится не «рыночная игра» на ценах, а поиск рациональной комбинации используемых факторов производства. В итоге значительно усложняется содержание предпринимательства. Происходит обособление капитала-собственности и капитала-функции. Выделяются генеральный бизнес, занявший пространство между собственником и предпринимателем, и само предпринимательство. В итоге предпринимательская функция перестает быть монополией собственника-капиталиста (хозяина). На третьей стадии — современной и связанной с постиндустриальной фазой развития — предпринимательство включает не только поиск оптимальной комбинации вводимых факторов производства, но и рационализацию форм и способов хозяйствования. Перед предпринимателем стоит задача не только получать максимум чистой прибыли, но и формировать на предприятии и вокруг него оптимальный социальный микроклимат, обеспечивать устойчивое и долговременное развитие производства, в лучшую сторону изменять и сами общие условия хозяйствования. Особое значение для предпринимательства приобретает инновационная деятельность. Таким образом, в современных условиях предприниматель не отождествляется с собственником капитала. Предпринимательская деятельность больше напоминает обособленную и наиболее элитную (творческую) часть функции управления. В качестве особого уровня бизнес-деятельности ранее было выделено управление, которое выступает как деятельность, направленная на достижение координации совместных действий с целью оптимального сочетания факторов деятельности. Организационно-технический аспект управления включает и коммерческую деятельность. Коммерческая деятельность — на практике наиболее ощутимая и реально воспринимаемая форма бизнес-деятельности. Основной задачей коммерческой деятельности является сбыт продукции, получение выручки от реализации продукции, снабжение организации необходимыми ресурсами. Современная коммерческая деятельность на уровне организации предполагает: а) изучение емкости рынка и динамики его состояния; б) активизацию различными способами рынка сбыта; в) сокращение до минимума всех видов коммерческих рисков; г) повышение степени эффективности системы сбыта и расчетов, минимизацию потерь. В современных условиях расходы на коммерческую деятельность (реализация, сбыт и снабжение) порой составляют до 60% затрат на производство и доведение продукции до первого покупателя (оптовая поставка). Поэтому обеспечение высокоэффективной коммерческой деятельности является важнейшим условием функционирования современного предприятия.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |