Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие как форма мышления




Понятие – это форма мысли, отображающая целостную совокупность признаков предмета или классов предметов. Под «предметом» здесь разумеется все то, что может быть как-то названо (вещественное, социальное, духовное и т. п.). Воспроизвести в мысли предмет как таковой – в этом и состоит назначение понятия. Оно является важнейшей формой мышления всех людей во все времена – ребенка, дикаря и академика.

Понятие является мысленным отображением предмета, его идеальным обобщенным образом. Посредством этих «мысленных форм», выступающих заместителями предметов в сознании, люди и умирают. Режут их, клеят, комбинируют и у каждого в голове получается как бы свое кино, своя картина мира. Качество мышления определяется прежде всего качеством этих исходных «фото». У одного они ясные, четкие, правильные, у другого интеллектуальный фокус может быть сбитым и изображение получается нерезким, туманным. Важно усвоить, что понятия являются продуктами ума, мыследеятельности и они могут быть разного качества. Человек, имеющий мозги и способный думать не становится в силу одного этого мыслителем. Не случайно понятие считается символом ума. Если человек «с понятием» – значит он не дурак, а если «без понятия» – значит не умный. Это, разумеется шутка. А если серьезно, то подчеркнем, что для работника умственного труда правильное, ясное и четкое мышление является профессионально необходимым качеством.

Своего рода стандарт на используемые понятия задается наукой. Научное понятие – это форма мысли, отражающая целостную совокупность наиболее общих, существенных, отличительных признаков предмета или класса предметов.

Понятия «изготавливаются» следующими познавательными средствами, приемами и методами.

а) Сравнение – прием, устанавливающий сходство и различие предметов. Известна формула – все познается в сравнении. В итоге этого действия однородные, сходные предметы объединяются в одну группу, класс и обозначаются общим названием.

б) Анализ – это мысленное разложение предмета на составные части и элементы, свойства. По Аристотелю, анализ есть сведение сложного к первоначальным элементам, к принципам (началам).

в) Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов. Отвлекаясь от одних свойств, мы одновременно выделяем интересующие нас свойства. Мысленное содержание, результат, получаемый в процессе абстрагирования, называется абстракцией.

г) Синтез – мысленное содержание выделенных свойств предмета в единое целое.

д) Обобщение – распространение полученного результата на каждый отдельный предмет данного класса.

 

Охарактеризуем отношение понятия к представлению и слову.

Представление – чувственно-наглядный образ предмета воспринимавшегося нами ранее. По сути, это форма чувственного, дологического познания. Понятие же является результатом активной мыслительной обработки предмета (чувственных данных о нем).

Понятие, как мысль о предмете, становится реальностью для нас только в материальной языковой оболочке, через слова. Слово как имя предмета, его знак. Слово обозначает предмет и его понятие.

Подчеркнем неоднозначность связи слова и предмета, слова и понятия. Например, слово партия может обозначать партию политическую, товарную, игровую, театральную и т. п. Явление многозначности слова называется полисемией. Слово или словосочетание, обозначающее определенное понятие называется термином.

Многозначное слово называется омонимом (например: язык, мир).

Омонимия – логическая ошибка, происходящая вследствие того, что одно слово употребляется в рассуждение для обозначения различных понятий.

Например: Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше. Заметим, что в первом предложении «добро» обозначает действие лекарства на больного, а во втором – поступки людей, имеющие целью приносить другим людям пользу.

Синонимы – это разные слова, но близкие или совпадающие по значению (например: путь – дорога, бомж – скиталец, скупец – скряга). Так, понятие «на общественных началах» стало синонимом сирости и убогости благодаря деятельности социалистического государства.

Итак, слово обозначает понятие и нередко их связь неоднозначна. Знать слово не значит знать понятие. Важно знать, что стоит за словом, его смысл. Большое и чистое может оказаться слоном, вымытым в бане. Понять – означает, как бы заглянуть за слова, раскрыть их конкретное содержание без «имея в виду», «подразумевая» и т. п.

Заметим также, что понятие может обозначаться не только одним словом, но и словосочетанием, например, политическая партия, переменная величина, социальная группа.

Роль понятий в науке, в жизни многообразна. Во-первых, они являются основным, базовым элементом логического мышления. Они лежат в основании других, более сложных форм мышления. Понятия – это как бы исходный строительный материал логического познания всей науки.

Во-вторых, понятия являются исходным пунктом и итогом познания, его ступенями. Понятие-итог есть сгусток многочисленных добытых ранее знаний о предмете, сжатых в одну сложную мысль. Такое понятие становится в известной мере синонимом всей науки. Например, естественный отбор, политика, атом. Верно говорил Ушинский, что каждая наука есть не более как одно чрезвычайное обширное и сложное понятие, и что для человека, изучившего науку, вся она является одним понятием.

В-третьих, понятия являются компонентом культуры и ее показателем, индикатором. По понятиям, используемым субъектом, возможна диагностика его социального положения, уровня образования, политических воззрений и т. п. Например, терминология используемая селянином, горожанином, деловым миром, обывателем, жаргон преступного мира и т. д. Поэтому используемый понятийный аппарат должен быть объектом внимания и заботы.

Всякое понятие имеет два существенных признака: содержание и объем. Содержание понятия составляет совокупность отличительных, существенных признаков предмета мыслимого в понятии. Пример простого юридического понятия: потерпевший – гражданин, которому преступлением причинен вред моральный, физический или имущественный.

Объем понятия – совокупность предметов, имеющих признаки зафиксированные в понятии. Например, объем понятия химический элемент образуют все те элементы, к которым данное понятие приложимо.

Принятым в логике способом наглядного изображения объема понятия является круг Эйлера, названный именем известного математика. В этой связи используется следующая терминология. Множеством или логическим классом называется совокупность предметов имеющих общие признаки. Подмножество – это часть какого-либо другого множества, состоящая из элементов, обладающих некоторыми отличительными признаками.

Соотношение содержания и объема устанавливается законом обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Он формулируется так: с увеличением содержания понятия уменьшается его объемом, а с уменьшением содержания его объем увеличивается.

Уменьшение объема наступает тогда, когда добавляется признак, принадлежащий лишь части объема исходного понятия. Уменьшения объема не будет, если добавляется признак присущий всему множеству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.