Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы деловых предприятий. Основными формами деловых предприятий являются частно­предпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и госу­дарственные фирмы




Основными формами деловых предприятий являются частно­предпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и госу­дарственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыль­ные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наи­более распространенными из них являются частнопредприниматель­ские фирмы, партнерства и корпорации.

Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограничен­ной ответственности).

Собственник классической фирмы явля­ется центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и уволь­нения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов коман­ды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником классической фирмы является владе­лец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских ор­ганизациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капи­тала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

1) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

2) свобода действий (не связанная с необходимостью согласо­вания в принятии решений и т. д.);

3) сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

1) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (свя­занная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

2) отсутствие развитой системы внутренней специализации про­изводственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);

3) существование неограниченной ответственности (когда соб­ственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вло­женным в дело, но и всей своей личной собственностью).

Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

Основнные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуаль­ной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.

Бывает, что все партнеры принимают активное учас­тие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встре­чаются и партнеры, играющие пассивную роль.

В ряде случаев воз­никают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означа­ет, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность кото­рых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с огра­ниченной ответственностью).

Партнерства разделяют большинство достоинств частнопред­принимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преиму­ществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и спе­циализацию в производстве и управлении, легче преодолеть фи­нансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обла­дают рядом недостатков (скудность финансовых средств, неогра­ниченная ответственность и др.).

К ним, однако, добавляются но­вые. Главными из них являются разделение функций (в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже не­совместимость интересов) и угроза потенциального распада парт­нерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).

Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югослав­ского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все — владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.

Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств созда­ет инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы науч­но-технического прогресса и развития производства.

Корпорация. Третьим, основным видом делового предприятия яв­ляется современная (открытая) корпорация.

Корпо­рация — это фирма, имеющая форму юридического лица, где от­ветственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

Корпорация — общество, основанное на паях. Покупая цен­ные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) стано­вятся собственниками корпорации.

Через рынок ценных бумаг воз­можно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рис­куют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в це­лом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).

Более глубокая специализация, широкое привлечение высо­коквалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновле­ние ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.

Корпорация — это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица).

Корпорация существует независимо от ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как пра­вило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэто­му современные корпорации характеризуются известной стабиль­ностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.

Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственнос­ти и функцией управления.

Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осущест­вления действенного контроля. В корпорации происходит размыва­ние прав собственности, поскольку возможности контроля за дея­тельностью команды ослабляются.

Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляю­щими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, пере­лив капитала в дочерние компании, сомнительная производствен­ная деятельность и т. д.).

Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вме­шательства акционеров в повседневные дела компании возрастает. Возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона).

К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского тру­да, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов.

Другим крупным недостатком деятельности современной кор­порации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству.

Регулируемая и государственная фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регу­лирует остаточный доход.

Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращает­ся в издержки (путем повышения заработной платы, дополнитель­ного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем сни­жения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных фирм. Ряд фирм находится в собственности государства. Государствен­ная собственность означает отсутствие права на свободную про­дажу имеющихся правомочий.

Таким образом, деятельность ме­неджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры го­сударственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний.

Ослабление контроля открывает широкие воз­можности для оппортунистического поведения и различных зло­употреблений. Срок службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию сво­их предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет нало­гоплательщиков.

Неприбыльные (некоммерческие) организации – широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики.

К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, гос­питали, колледжи, общества милосердия и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли.

Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности — продажи товаров и ус­луг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций.

Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционе­ров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации. Если в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело.

Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми.

В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по опто­вым ценам, во втором — контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятель­ности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

7.3. Фирма: издержки производства и прибыль

Экономическая и бухгалтерская прибыль. В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) и со­вокупными издержками (total cost):

TR — ТС = Pr, (7.1)

где

 

TR (total revenue) — совокупная выручка (доход);

ТС (total cost) — совокупные издержки;

Pr (profit) — прибыль.

Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внут­ренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бух­галтерскую прибыль.

Бухгалтерская прибыль, однако, не учитыва­ет внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому пред­принимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходит­ся на такой важнейший ресурс, каким является предприниматель­ская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис. 7.3).

Рис. 7.3. Структура выручки предпринимателя

Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль оп­ределяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутрен­них издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внут­ренние издержки в сумме образуют экономические, или альтерна­тивные, издержки. Это значит, что при определении объема реаль­ной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.

Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы.

Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определенный (отчетный) период. Он анализирует про­шлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы.

Экономиста, на­оборот, интересуют перспективы деятельности фирмы, ее будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтер­нативы использования ресурсов, которыми он располагает.

Общий, средний и предельный доход. Для более детального анализа экономической де­ятельности фирмы введем понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход (total revenue - TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P x Q, (7.2)

 

где TR (total revenue) – совокупный доход; P (price) - цена; Q (quantity) - проданное количество благ.

Средний доход (average revenue - AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага.

В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

AR = TR/Q = P x Q/Q = P. (7.3)

Предельный доход (marginal revenue - MR) – приращение дохода

MR = dTR/dQ = d(P x Q)/dQ = PdQ/dQ = P. (7.4)

Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала ко­ординат (см. рис. 7.4).

Рис. 7.4. Совокупная выручка (доход)

Согласно графику AR = TR/Q = MN/0N = = MR = P.

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции.

Для фирм цена склады­вается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель.

Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси орди­нат — цену Р, то их взаимосвязь изображается прямой, парал­лельной оси абсцисс (см. рис. 7.5). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

 

Рис. 7.5. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельно­го дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 7.6).

О Требуемое количество продукции (продано)

 

Рис. 7.6. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

 

Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важ­ную роль играет фактор времени. Поэтому, прежде чем охаракте­ризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосроч­ного периодов времени.

Краткосрочный (или короткий) (short-run) пе­риод — это отрезок времени, в течение кото­рого одни факторы производства являются по­стоянными, а другие — переменными.

К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зда­ний и сооружений, количество используемых машин и оборудова­ния и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрас­ли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены.

В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем из­менения протяженности рабочего времени, количества использо­ванного сырья и т. д.).

Долгосрочный (длительный) (long-run) период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными.

В долгос­рочном периоде фирма имеет возможность изменить общие разме­ры зданий и сооружений, количество используемых машин и обо­рудования и т. д., а отрасль — число функционирующих в ней фирм.

Долгосрочный период — это период, в течение которого преодоле­ваются барьеры для входа и выхода из отрасли. В отличие от крат­чайшего периода, в котором все факторы производства постоянны, и краткосрочного, где часть факторов является постоянной, а часть переменной, в долгосрочном периоде фирма может изменять все параметры производства.

Разграничение трех периодов имеет важ­ное значение для анализа издержек и особенностей поведения фир­мы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, оли­гополии, монополистической конкуренции и других типов рыноч­ных структур.

Постоянные издержки (fixed cost) – это издержки, величина в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам отно­сятся издержки, связанные с использованием зданий и сооруже­ний, машин и производственного оборудования, арендой, капиталь­ным ремонтом, а также административные расходы.

Следует учесть, однако, что административные расходы и рас­ходы по ремонту могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей условности, так как они в некоторой степени зави­сят от размеров производства.

Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрирова­но на графике (см. рис. 7.7).

 

 

Рис. 7.7. Постоянные издержки

 

Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции, а на оси ординат — издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема произ­водства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходя­щуюся на единицу изделий (см. рис. 7.8). Средние постоянные из­держки обозначаются AFC (Average Fixed Cost):

AFC = FC/Q, (7.5) где Q — объем производства.

Рис. 7.8. Кривая средних постоянных издержек

 

Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.

Переменные издержки (variable cost) — это издержки, величина которых изменяется в зависи­мости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату тру­да. Они обозначаются VC.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не за­висит от изменения производства, переменные издержки увеличи­ваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издерж­ки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис. 7.9).

По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q,) происходит относительная экономия переменных издержек. Одна­ко дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более бы­строго роста издержек по сравнению с ростом производства.

Рис. 7.9. Кривая переменных издержек

 

Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем про­дукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда Достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 7.10).

Понятие средних переменных издержек необходимо для опре­деления эффективности хозяйствования фирмы, положения рав­новесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разгра­ничение постоянных и переменных издержек имеет важное значе­ние для анализа процесса производства и поведения фирмы в ус­ловиях разных рыночных структур.

Рис. 7.10. Кривая средних переменных издержек

Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q).

Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокра­щением производства, называется постоянными издержками, дру­гая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму:

ТС = FC + VC, (7.6)

где FC (Fixed Cost) — постоянные издержки; VC (Variable Cost) — переменные издержки.

Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 7.11).

 

Рис. 7.11. Кривая общих издержек

Средние общие издержки можно получить путем деления об­щих издержек на количество выпущенной продукции:

АТС = TC/Q

или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних пере­менных издержек (AVC):

АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q. (7.7)

Иногда средние общие издержки (АТС) обозначаются сокра­щенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем сум­мирования кривых AFC и AVC (см. рис. 7.12).

Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR (Total Revenue) и общими издержками ТС (Total Cost). Эта разница позволяет выбрать пра­вильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

Рис. 7.12. Средние общие издержки

В заключение введем понятие предельных издержек. Предельные издержки (marginal cost) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства.

Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции:

Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — про­изводная функция только от переменных издержек:

MC = dVC/dQ

 

Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: произ­водство каждой новой единицы продукции уменьшает средние из­держки;

когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: произ­водство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

когда AC = min, то МС = АС.

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних пере­менных издержек и кривую совокупных издержек в точках их ми­нимального значение (см. рис. 7.13).

 

Рис. 7.13. Предельные и средние издержки

Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и сред­ней производительности, а также предельных и средних перемен­ных издержек, зеркально симметричны по отношению друг к другу (см. рис. 7.14). Предоставляем читателю возможность самим это доказать.

 

Рис. 7.14. Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности

7.4. Фирма: условия равновесия

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т.е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что макси­мизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издерж­кам (MR = МС).

Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные Доходы и издержки (см. рис.7.15).

TR, TC Общая выручка и издержки

Рис. 7.15. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат (см. рис. 7.4), а совокупные издержки получаются суммированием кривых посто­янных и переменных издержек (см. рис. 7.11).

Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьи­руется деятельность предприятия, приносящая доход. Максималь­ная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные из­держки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производ­ство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предель­ных издержек (МС) равны: MR = МС. Таким образом, условием мак­симизации прибыли является равенство предельного дохода предель­ным издержкам.

Сопоставление предельного дохода с предельными издержка­ми можно осуществить и непосредственно (см. рис. 7.16).

 

 

Рис. 7.16. Издержки и прибыль в конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Произ­водство следует продолжать до точки пересечения кривой предель­ных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается как заданная, фирма может увеличивать производ­ство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их це­ной.

Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует пре­кратить. На рис. 7.16 общий доход (TR = PQ) равен площади пря­моугольника OMKN. Общие издержки ТС равны площади ORSN, максимум общей прибыли (Prmax = TR — ТС) представляет площадь прямоугольника MRSK.

В условиях краткосрочного равновесия можно выделить четы­ре типа фирм (см. рис. 7.17).

 

0 0 Q

 

Рис. 7.17. Классификация фирм в условиях краткосрочного равновесия

Та фирма, которой удается покры­вать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой.

Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные из­держки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. полу­чать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).

В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособ­ной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вы­нуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все свои ресурсы (все факторы становятся переменными), а отрасль может менять число своих фирм. Поскольку фирма может изменить все свои параметры, то она стремится расширить производство, снижая средние издержки.

В случае возрастающей производительности средние общие из­держки уменьшаются (см. переход от АТС1 к АТС2 на рис. 7.18) при убывающей производительности — растут (переход от АТС3 к АТС4).

 

0 М М1 Количество Х

Рис. 7.18. Средние совокупные издержки в долгосрочном периоде

Соединив точки минимума АТС1, АТС2, АТС3,..., АТСn, получим средние совокупные издержки в долгосрочном периоде АТСL.

Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгос­рочных средних издержек имеет значительный отрицательный на­клон; если имеет место постоянная отдача от роста масштаба, то она горизонтальна; наконец, в случае увеличения издержек от роста мас­штабов производства кривая устремляется вверх (см. рис. 7.19 а). В разных отраслях это происходит по-разному (см. рис. 7.19 б, в).

 

Рис. 7.19. Различные типы кривых долгосрочных средних общих издержек

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в от­расль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы (на которые предъявляют спрос и многие другие отрасли), то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными (см. рис. 7.20).

 

 

Рис. 7.20. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде совершенно эластична

 

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ре­сурс вызывает рост его цены (рис. 7.21).

 

 

Рис. 7.21. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками в долгосрочном периоде является восходящей

 

Наконец, бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благо­даря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса (читатель, надеемся, без труда сможет построить аналогичный график самостоятельно).

Подведем итоги. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 7.22.) максимум прибыли достигается тогда когда выполняется равенство:

 

MR = MC = P = AC. (7.9).

 

Рис. 7.22. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Его экономический смысл станет ясен после сравнения совершенно конкурентного рынка с рынком, где условия совершенной конкуренции в большей или меньшей степени нарушаются. Но об этом мы расскажем в следующей теме.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.