Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство




Квалификация налоговых преступлений и налоговое

При раскрытии налоговых преступлений большое значение имеет правильное понимание их квалификации.

В настоящее время в уголовном кодексе ответственность за налоговые преступления предусмотрена статьями 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица», 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций», 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента» и 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Объектом налоговых преступлений являются охраняемые государством налоговые правоотношения.

Следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена одинаковая ответственность как за уклонение от уплаты налогов, так и за уклонение от уплаты сборов. Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) понятие налогов и понятие сборов разграничиваются.

Согласно п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором, согласно п.2 этой же статьи НК РФ, понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными должностными лицами - юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно ст.12 НК РФ, в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные.

Перечень федеральных налогов и сборов приведен в ст.13 НК РФ. К ним относятся налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог и федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы перечислены в статье 14 НК РФ. К ним относятся налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Следует отметить, что в случае введения на территории субъекта Российской Федерации налога на недвижимость, прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам, согласно ст.15 НК РФ, относятся земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные сборы.

В соответствии со ст.12 НК РФ, не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Анализ наименований налогов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации, показывает, что они не всегда соответствуют наименованиям налогов, указанных в вышеназванных статьях. Так, например, ст.13 НК РФ предусмотрен подоходный налог с физических лиц, а согласно главе 23 НК РФ, этот налог называется – налог на доходы физических лиц; в ст.13 НК РФ говорится о взносах в государственные социальные внебюджетные фонды, а в главе 24 НК РФ - о едином социальном налоге, который и включает в себя эти взносы. Есть и другие разночтения в наименованиях налогов между первой и второй частями налогового кодекса.

Кроме того, налог с продаж, как известно, отменен, но из первой части Налогового кодекса РФ не исключен.

Очевидно, эти разночтения необходимо устранить путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Согласно ст. 18 НК РФ, предусмотрены специальные налоговые режимы, под которыми понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В настоящее время специальные налоговые режимы предусмотрены разделом VIII.1 НК РФ. К ним относятся Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); Упрощенная система налогообложения; Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Таким образом, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов может наступать только в отношении вышеназванных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено соответствующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 198 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, в крупном размере.

Субъектами преступления по данной статье являются физическое лицо – налогоплательщик или его законные представители.

Согласно ст.199 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Субъектами преступления по этой статье могут являться руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер или лица, фактически выполняющие эти обязанности, а также другие лица организации-налогоплательщика, причастные к включению в налоговые декларации и документы заведомо ложных сведений.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, выражается в бездействии, состоящем в непредставлении декларации или иных документов, или действиях, состоящих во включении в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, в крупном размере.

Как видно, в обеих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации упоминаются декларации или иные документы, представление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным.

Понятие налоговой декларации дано в ст. 80 НК РФ. Согласно данной статье, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Обязанность представления декларации в налоговый орган вытекает из требований, изложенных во второй части Налогового кодекса Российской Федерации в отношении конкретных видов налогов. Так, например, в п.5 ст. 204 главы 22 НК РФ «Акцизы» сказано, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговую декларацию. Аналогичные требования предусмотрены и по ряду других налогов.

Обязательность представления налоговой декларации подчеркивается также и тем обстоятельством, что за ее непредставление предусмотрена налоговая ответственность (ст.119 НК РФ).

Что касается других документов, то конкретные виды их Налоговым кодексом Российской Федерации не определены, поскольку заранее установить вид документа в каждом конкретном случае, не представляется возможным.

Вместе с тем, как можно понять из соответствующих норм Налогового кодекса Российской Федерации (ст.126 НК РФ), речь идет о документах, необходимых для осуществления налогового контроля. Это могут быть первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, послужившие основанием для исчисления налогов и составления расчетов по налогам и налоговых деклараций, а также некоторые другие документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

Причем, как можно понять по смыслу статей 198 и 199 НК РФ, ответственность может наступать не только за непредставление документов непосредственно в налоговый орган, но и за непредставление документов, например, при проведении выездной налоговой проверки.

Однако ответственность может наступать только за непредставление документов, в случаях, когда представление документов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным.

Случаи обязательного представления налогоплательщиком документов налоговому органу определены в ряде статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, например, согласно пп.4 п.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Кроме того, согласно пп.5 п.1 этой же статьи, налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в установленных случаях документы, необходимые для исчисления налогов. В соответствии с пп.8 п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы, удержанные и уплаченные налоги.

Согласно пп.1 п.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. В соответствии с пп.7 п.1 этой же статьи, в случаях непредставления налогоплательщиком налоговому органу в течение более двух месяцев необходимых для расчета налогов документов, налоговым органам предоставлено право определять суммы налогов расчетным путем.

В соответствии со ст. 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Как отмечалось выше, уголовная ответственность по ст. 198 и ст.199 УК РФ предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, осуществляемое не только путем непредставления налоговой декларации или иных документов, но и путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Такие заведомо ложные сведения включаются в налоговую декларацию или иные документы с целью искажения сведений о величине налоговой базы или других элементов налогообложения. Так, например, для определения налоговой базы по ряду налогов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и другие) существенное значение имеет размер выручки, полученной от продажи товаров. Так, согласно ст.154 НК РФ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров. Размер выручки напрямую влияет на величину доходов при исчислении налога на прибыль. Так, согласно ст. 249 НК РФ, доходом от реализации признается выручка от реализации.

Поэтому достаточно распространенным способом уклонения от уплаты налогов является уменьшение размера или полное сокрытие выручки. Для этого могут применяться различные способы, в результате которых в налоговую декларацию или документы, послужившие основанием для ее составления, включаются заведомо ложные сведения о величине полученной выручки.

При исчислении прибыли для целей налогообложения или величины профессиональных налоговых вычетов для определения налогооблагаемого дохода у физических лиц-предпринимателей и других категорий налогоплательщиков – физических лиц, имеющих право на профессиональные налоговые вычеты, большое значение имеет величина расходов, под которыми, согласно ст.252 НК РФ, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

При прочих равных условиях, чем выше сумма расходов, тем меньше величина налогооблагаемой базы по данным налогам, а соответственно – и сумма налога. Поэтому завышение величины расходов также является в ряде случаев распространенным способом уклонения от уплаты налога на прибыль и налога на доходы физических лиц у определенных категорий налогоплательщиков. Именно с этой целью могут вноситься заведомо ложные сведения в налоговую декларацию или документы, послужившие основанием для ее составления.

При определении налогооблагаемой базы по другим видам налогов могут вноситься заведомо ложные сведения о величине иных объектов, влияющих на размер причитающегося к уплате налога. Более подробно способы уклонения от уплаты налогов и приемы их выявления рассматриваются во второй части лекции.

Субъективная сторона всех налоговых преступлений характеризуется прямым умыслом, выражающимся в том, что лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий этих действий и желает их наступления.

Поэтому при любом способе уклонения от уплаты налогов и (или) сборов путем включения в налоговую декларацию или документы заведомо ложных сведений необходимо установить умысел или преднамеренность действий по искажению сведений в налоговой декларации или документах. При этом ложность сведений напрямую связана с искажением информации.

Как отмечают авторы одного из Комментариев к Уголовному кодексу Российской Федерации, «заведомая искаженность данных …возможна при наличии двух признаков: относимости данных к исчислению налогов и их заведомого, т.е. очевидного для лица, несоответствия реальному состоянию базы налогообложения. … Заведомо искаженными являются данные, основанные на умышленном искажении либо игнорировании фактов…».[1]

При этом, «не являются заведомо искаженными данные, полученные в результате спорной трактовки юридической природы фактов, влияющих на процесс исчисления налогов, а также в результате толкования действующих правовых актов, в частности, в случаях, когда окончательный спор решается судом».[2]

Согласно ст.198 и 199 УК РФ, уголовная ответственность наступает в случае уклонения от уплаты налогов и (или) сборов совершенного в крупном размере.

Крупным размером в статье 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Крупным размером в статье 199 УК РФ, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Как отмечается в одном из комментариев к УК РФ, «крупный размер является последствием совершенного преступления и выражается в сумме неуплаченного налога, которая представляет собой разницу между ранее выплаченной и дополнительно подлежащей выплате суммой налога. Налог признается неуплаченным и в случае, если он взыскивается в принудительном порядке; уплата налога добровольно прекращает бездействие, направленное на совершение преступления…».[3]

Таким образом, при подсчете доли неуплаченного налога в суммарном выражении, исходя из 10 или 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, следует вести расчет от суммы фактически недоплаченных налогов и (или) сборов.

По смыслу ст. 198, 199, 199.1 УК РФ можно сделать вывод, что размер уклонения от уплаты налогов и (или) сборов исчисляется, исходя из всей совокупности неуплаченных налогов. При этом берется во внимание не налоговый или отчетный период, а финансовый год. Определение финансового года содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ). Согласно ст. 12 БК РФ, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Как следует из ст. 198, 199, 199.1 УК РФ, сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, может определяться максимум за период в пределах трех финансовых лет подряд. Это связано с тем, что согласно ст. 87 НК РФ, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, при определении размера неуплаченных налогов и (или) сборов следует исходить из всей их совокупности за три календарных года.

Для наступления ответственности по ст. 198 УК РФ достаточно, чтобы сумма неуплаченных налогов составляла за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей. При этом, предъявляется дополнительное условие, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо была более трехсот тысяч рублей.

Это связано с тем, что масштабы финансовой деятельности, стоимость имущества у различных налогоплательщиков могут существенно отличаться. Вследствие этого у физических лиц налоговая база по различным налогам, а следовательно, и суммы налогов, подлежащие уплате, далеко не одинаковые и могут отличаться в десятки и сотни раз.

Таким образом, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд превышает сто тысяч рублей, но ее удельный вес менее 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, то оснований для привлечения к уголовной ответственности может оказаться не достаточно. Однако законодатель предусмотрел, что независимо от доли подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов более трехсот тысяч рублей, то сумма неуплаченных налогов или сборов признается крупным размером.

Аналогичный подход используется при определении особо крупного размера по данной статье УК РФ, а также при определении крупного и особо крупного размера по ст. 199 и 199.1 УК РФ.

Относительно момента окончания налоговых преступлений было дано разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 1997 г. № 8. В п.5 Постановления отмечается, что, «преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УКРФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством»[4].

Полагаем, что данный подход справедлив и в настоящее время, несмотря на изменение редакции ст. 198 и 199 УК РФ. Такой же точки зрения придерживаются и некоторые ученые. В частности, как справедливо считает профессор В. Тюнин, «…новая редакция налоговых статей не изменяет взгляда на момент окончания налоговых преступлений, который должен определяться, исходя из установленного Налоговым кодексом РФ срока уплаты того или иного вида налога. …Налоговое законодательство РФ, постановления Конституционного Суда РФ, сложившаяся судебная практика не дают основания к пересмотру момента окончания налоговых преступлений».[5]

В качестве санкции по ст. 198 УК РФ применяются штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Квалифицирующим признаком является то же деяние, совершенное в особо крупном размере. В качестве санкции за наличие квалифицирующего признака применяется штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Санкцией по ст. 199 УК РФ является штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Квалифицирующим признаком является то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.

Санкцией за наличие квалифицирующих признаков является штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность не только налогоплательщиков, но также и налоговых агентов.

В соответствии со ст.199.1 - «неисполнение обязанностей налогового агента», уголовная ответственность предусмотрена за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Объективная сторона преступления по данной статье выражается в действиях или бездействии налогового агента, связанных с исчислением, удержанием и перечислением налогов и (или) сборов, подлежащих удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Субъектом преступления является налоговый агент.

Налоговыми агентами, в соответствии со ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Следует отличать налоговых агентов от сборщиков налогов и (или) сборов. К последним, в соответствии со ст. 25 НК РФ, относятся государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые в случаях, предусмотренных НК РФ, осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет.

Налоговые агенты, в соответствии со ст. 24 НК РФ, обязаны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Как видно из содержания ст. 199.1 УК РФ, уголовная ответственность предусмотрена за неисполнение не всех вышеназванных обязанностей налогового агента, а только за неисполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Налоговым агентом может быть как физическое лицо, так и юридическое лицо, например – работодатели.

Обязательным условием уголовной ответственности налогового агента является неисполнение им обязанностей, предусмотренных в ст. 199.1 УК РФ, именно в личных интересах. Понятие «личный интерес» может трактоваться в широком смысле. Однако, применительно к данной статье личный интерес, по нашему мнению, может проявляться двояко. В первом случае он состоит в том, что деньги, подлежащие перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) в качестве налога и (или) сбора, удерживаются у налогоплательщика, но не перечисляются в бюджет и, следовательно, остаются в распоряжении налогового агента и могут использоваться им для своих целей.

Во втором случае, личный интерес может состоять в том, что, налоговый агент не удерживает налог и (или) сбор у налогоплательщика, тем самым увеличивая его доход, получая за это от налогоплательщика определенные блага.

Понятие крупного размера применительно к ст. 199.1 УК РФ совпадает со ст. 199 УК РФ. Также совпадают в этих статьях санкции за преступные действия в крупном размере. Однако санкции за наличие квалифицирующих признаков по ст. 199.1 УК РФ несколько иные, чем по ст. 199 УК РФ. Так, если по ст. 199 УК РФ одним из видов санкции предусмотрен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, то по ст. 199.1 УК РФ предусмотрен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет.

В остальном, санкция за наличие квалифицирующих признаков по обеим рассматриваемым статьям УК РФ совпадает.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена также ответственность по ст. 199.2 за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Объективная сторона данного преступления выражается в действиях, результатом которых является сокрытие денежных средств или иного имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Субъектами преступления по данной статье выступают собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.

Денежные средства, на которые может быть обращено взыскание в случае неуплаты или неполной уплаты налога, названы в ст. 46 НК РФ. К ним относятся рублевые расчетные (текущие) и (или) валютные счета налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Взыскание налога с депозитного счета может производиться только, если истек срок депозитного договора.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации об их счетах, налог может взыскиваться за счет иного имущества.

Порядок взыскания налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, относимых к организациям, изложен в ст. 47 НК РФ. Согласно п. 4 этой статьи, взыскание производится последовательно в отношении: наличных денежных средств; имущества, не участвующего непосредственно в производстве; готовой продукции (товаров); сырья и материалов, основных средств; имущества переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам, без перехода к ним права собственности на это имущество, если такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; другого имущества.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента – физического лица, согласно ст. 48 НК РФ, производится последовательно в отношении: денежных средств на счетах в банках; наличных денежных средств; имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров); готовой продукции (товаров); сырья и материалов, основных средств; имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам, без перехода к ним права собственности на это имущество, если такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, налоговым законодательством определены виды денежных средств и иного имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Следовательно, уголовная ответственность может наступать за сокрытие только этого имущества.

Применение данной статьи на практике может вызвать затруднения, поскольку законодатель не раскрыл для нее понятие крупного размера. Вместе с тем, крупный размер сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности.

В качестве санкции по данной статье предусмотрен штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или без такового.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.