Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения




Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обеспечить выполнение юридическими лицами и гражданами установленных законодательством требований охраны атмосферного воздуха.

В основу правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха положено достижение установленных нормативов качества атмосферного воздуха, обеспечивающего безопасность его для жизни и здоровья населения и состояния окружающей природной среды; нормирование выбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на атмосферный воздух; обязательность выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха при осуществлении деятельности, оказывающей влияние на его состояние; учет вредных воздействий на атмосферу и постоянное слежение за ее состоянием, а также выполнение иных требований охраны атмосферного воздуха.

Реализация установленных требований обеспечивается контрольной деятельностью федеральных органов государственной власти общей компетенции, а также Министерством природных ресурсов РФ, осуществляющим государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха, и Министерством здравоохранения РФ с входящей в его состав Государственной санитарно-эпидемиологической службой России, осуществляющим государственный надзор за выполнением санитарно-эпидемиологических требований охраны атмосферного воздуха.

Проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", направленным на защиту от проведения несанкционированных проверок, превышения должностными лицами, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставленных им правомочий и других нарушений прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха и координирующим в данной сфере деятельность иных федеральных органов.

Основные задачи и функции министерства в области организации и осуществления контроля за охраной атмосферного воздуха определяются Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726. К ним относятся:

обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработки экологических требований охраны атмосферного воздуха для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

разработка, согласование или утверждение по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов;

руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе радиоактивных, допустимых уровней воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка государственного учета объектов, загрязняющих атмосферный воздух или оказывающих на него иное негативное воздействие, и обеспечение ведения учета этих объектов;

организация и осуществление в соответствии с законодательством выдачи, приостановления действия и аннулирования лицензий (разрешений) на выбросы, а также вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

организация проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на состояние атмосферного воздуха.

В пределах своей компетенции МПР России имеет право:

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению министерства;

прекращать, приостанавливать или ограничивать в установленном законодательством порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений), выданных другими органами исполнительной власти, в случае нарушения указанных требований, норм и правил;

запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы;

осуществлять государственный контроль по вопросам, отнесенным к ведению министерства в области охраны атмосферного воздуха. В этих целях должностные лица министерства имеют право беспрепятственно посещать организации и объекты (в том числе в установленном порядке режимные) независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а также экологических норм и правил;

рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

направлять материалы о нарушениях законодательства об охране атмосферного воздуха в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде.

Решения МПР России и его территориальных органов, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан.

Права и обязанности должностных лиц министерства, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, установлены ст. 27 Закона об охране атмосферного воздуха.

В целях обеспечения единого порядка, требований, методов организации и осуществления государственного контроля за использованием отдельных видов природных ресурсов России разрабатывается проект Федерального закона (указа Президента РФ) "О государственном контроле в области природопользования и охраны окружающей природной среды в Российской Федерации", который урегулирует порядок контроля за охраной атмосферного воздуха.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава России. Одной из основных задач Службы является предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В Государственную санитарно-эпидемиологическую службу входят Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в его систему центры, государственные научно-исследовательские и иные учреждения санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля.

Порядок обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации и порядок деятельности Государственной санитарно-эпидемиологической службы установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554.

Органы и учреждения Службы:

участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно-технических программ в этой области;

взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

подготавливают к опубликованию ежегодный государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

участвуют в подготовке предложений по проектам программ социально-экономического развития территорий, федеральных и региональных целевых программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организуют и проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;

организуют и проводят научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводят социально-гигиенический мониторинг;

осуществляют государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.

Кроме указанных функций Минздрава России (Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, входящие в Службу, и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор; вносят предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, ее субъектов ограничительных мероприятий; осуществляют меры по своевременному информированию населения о состоянии среды обитания и проводимых санитарных мероприятиях; обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации, а также другие функции.

Государственными санитарными правилами, разрабатываемыми Службой, устанавливаются гигиенические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, а также сохранения и укрепления его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека состояние атмосферного воздуха.

Кроме того, указанными правилами устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования к:

планировке и застройке городских и сельских поселений;

потенциально опасным для человека химическим и биологическим веществам;

атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территории промышленных организаций;

содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;

санитарной охране территории Российской Федерации и другим вопросам.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба осуществляет контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов по охране атмосферного воздуха при:

размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство;

планировке и застройке населенных пунктов;

проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий, сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию;

осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения;

установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций;

эксплуатации оборудования и транспортных средств;

проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием на здоровье неблагоприятных факторов среды обитания;

осуществлении мероприятий по санитарной охране территорий и др.

Служба выдает санитарно-эпидемиологические заключения по:

генеральным планам городов, проектам районной планировки и застройки населенных пунктов, размещения объектов промышленности, проектам норм проектирования, выбору земельных участков под строительство, технико-экономическим обоснованиям, проектам строительства, реконструкции и модернизации объектов и их пусковых комплексов, зданий, сооружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию;

проектам санитарно-защитных зон промышленных организаций;

проектам нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу;

пестицидам и агрохимикатам, подлежащим государственной регистрации, и регламентам их применения, а также по другим вопросам.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба выявляет и устанавливает причины и условия возникновения и распространения массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных расследований, установления причинно - следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания на основе социально-гигиенического мониторинга. Служба ведет государственный учет заболеваний (отравлений), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, и представляет в установленном порядке соответствующую государственную отчетность.

В рамках правовых мер, направленных на охрану атмосферного воздуха, законодатель установил:

ПДВ - нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

ПДК - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий и ряд других.

При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностные лица Службы в пределах предоставленных им полномочий принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения о проведении санитарно-гигиенических мероприятий. При выявлении санитарных правонарушений они осуществляют меры административного воздействия, а также передают материалы для привлечения к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения.

За нарушения санитарного законодательства виновные привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает административную ответственность за следующие нарушения санитарного законодательства.

Статьей 55 Закона предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, содержанию территорий городских и сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; за невыполнение санитарных (профилактических) мероприятий.

Административные взыскания налагаются по постановлению должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 названного Федерального закона. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушения санитарного законодательства устанавливается в порядке, предусмотренном действующим трудовым и уголовным законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившим вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" работники органов санитарно-эпидемиологического надзора подлежат государственной защите.

Административная ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха закреплена в ст. 8.21 - 8.23 КоАП РФ, уголовная - в ст. 251 УК РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.