Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества

Принципы толерантности

Дополнительно к лекции №2

Субъект толерантности как носитель условий для разрешения социального конфликта в своем поведении должен учитывать следующие факторы:

адекватность восприятия, не искаженная пристрастиями участников конфликта, а подверженная саморефлексии;

открытость и эффективность общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и предлагают пути выхода из конфликтной ситуации;

Исходя из этого, как при противопоставлении "Я" и "мира", так и при их нейтральности мужество "подчиняет себе мудрость" (Фома Аквинский) и дает возможность для проявления неуправляемого произвола. Иными словами, мужество должно быть послушно разуму, позволять выстоять в ситуации предельной опасности (вариативность этого включает в себя все действия, имеющие деструктивный характер), способствовать уравновешенности, а посредством терпения обретать опытность. В качестве одного из примеров этому можно привести высказывание Л. Витгенштейна: "Вряд ли кому-то доставит удовольствие оскорблять другого; ведь каждому куда приятнее, когда другой не кажется оскорбленным. Кому же приятно встретиться с напрасно обиженным. Куда легче терпеливо – и терпимо – обойти обиженного, чем дружески пойти ему навстречу. Для этого тоже требуется мужество" (Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. С. 422). В случае проявления трусости или пассивности, не говоря уже о каком-то нейтральном отношении, "неуправляемый произвол" может перерасти в насилие, а толерантность в агрессивность. В начале это может быть безобидное проявление агрессии, а в зависимости от окружения – возрастать в геометрической прогрессии.

 

Из положения, что толерантность – норма легального поведения для субъекта следует: образ субъекта толерантности как результат искусственного конструирования является многослойным и противоречивым. С одной стороны "субъект толерантности должен достичь минимального предела умственной эволюции, которая позволяет биологически оформить концепт предполагаемого объекта "толерантности", а с другой – интеллектуальность не является гарантией от нетерпимости (сверхчеловек Ф. Ницше). Например, при активном создании образа толерантного интеллигента с "этикой понимания" в качестве яркой и сильной личности (спонтанно или сознательно проявляющейся интеллигентной гибкостью) необходима быстрая адаптивность к различным аудиториям, без наличия элементов агрессивного поведения. Как направленность на обретение человеком индивидуальности собственного "Я" или "совершенства" толерантность может быть присуща каждому. Важнейшим моментом процесса "обретения" является деятельность человека, основанная на принципах уважения и признания другого, его или их "инакомыслием" с учетом принципов справедливости на фоне и в рамках оценивающей культуры. Исходя из этого, необходимым условием существования в обществе субъекта толерантности является признанность гражданских прав и свобод как со стороны государства, так и общественного мнения. Также должно осуществляться беспрепятсвенное применение их (гражданских прав и свобод) в рамках социально-правовых норм.

 

Доверие (как было отмечено выше) является основой для взаимодействия сопричастных в той или иной мере друг к другу субъектов. За рамками существования доверия определяется поле интолерантности как степени ограничения самоопределенности "Другого". Поэтому взаимодополнительность антропного принципа и принципа целесообразности порождает человекообразность и человекосоразмерность, требующие от субъекта поведения, сообразного человеческой мере в ее конкретном историческом измерении (общечеловеческие ценности). Тем самым проявляется мера допустимого поведения в рамках толерантных отношений, необходимая обществу как способ предъявления диапазона деяний, дозволенных человечеству на том или ином этапе его развития для самосохранения. В конечном итоге, "онтологическая безопасность" (Э. Гидденс) позволяет субъекту самосохранять самого себя через активное принятие в себя всего многообразия мира, с одной стороны, а с другой сопротивляемость насильственному воздействию на себя "Другого". Сопротивление для толерантных отношений приемлемо в границах применения ненасильственных методов.

 

При определении толерантности как организованного уравновешивания взаимообусловленных социокультурностью субъектов и как метаявление можно констаатировать: Субъектом этих отношений будет саморефлексирующий самого себя человек (личность), готовый к восприятию всего многообразия мира и сопротивляющийся отчуждению своего собственного бытия. Разрешение этого противоречия позволяет ему (субъекту) уравновесить в-себе и для-себя все многообразие биосоциального, привнести в отношения с-другим и к-другому элемент самосохранения как признания его прав и достоинства. Принятие субъектом в себя всего многообразия мира возможно при условии, если происходит максимизация выигрыша и минимизация проигрыша (достижение здесь и теперь "середины") при действии равно значимых альтернатив.

 

Этим характеризуется сиюминутность явленного бытия как цель толерантных отношений, направленная на удерживание "середины" при активном диалектическом восхождении к этой "середине". Иными словами, настоящее возникает только через длящееся присутствие "Ты" и оно есть действительность протекания настоящего, встреча и отношение (М. Бубер). В этом случае, реализация ценностей толерантных отношений (борьба за самосохранение не только самого человека, но окружения через признания ценностей самосохранения "иного" для самосохранения "целого") будет направлена, как на признание взаимозависимости человеческого существования, так и утверждение универсальности толерантности как искусственно созданной и создаваемой категории. Она способствует определению социальной технологии для успешной социализации субъекта в обществе.

Важным условием реализации толерантного поведения является демократия, поскольку она возможность для существования общественного мнения, в достаточной степени разумного в современных социальных условиях. Данное положение является спорным и дискуссионным с точки зрения теоретических и практических подходов к "демократии". Но несомненным остается тот факт, что толерантность включает в себя отрицание истинностной привилегированности любой позиции, в том числе и своей собственной, признание логического первенства или " взаимного приоритета" всех выдвигаемых точек зрения. Поскольку ценности и принципы толерантности требует впустить и принять "Другого" именно как "Другого", во всей его "инаковости" и "особенности", то она является активным и конструктивным сотрудничеством, соучастием и солидарностью людей. Все это становится невозможным, если нет в обществе "открытости", воли власти (политической, государственной и т.д.) и свободы конкуренции на рынке идей, т.е. сохранение свободы мышления с помощью учреждений, защищающих свободу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип добросовестности | Определение размеров малых тел методом рядов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.