КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания
Жизнь и научное наследие Дж. Локка Эмпирическая психология и сенсуализм Джона Локка Этическая система Спинозы В "Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его решение с понятием субстанции. Свобода проявляется в автономной самоорганизующейся активности субстанции, определяющей себя к действию. Два условия, определяющие свободу: 1) нет зависимости от другого в своем существовании и 2) наличие самоопределения (свободы действия). С этой точки зрения, человек как конечный модус не имеет свободы, ибо он в своем существовании зависит от другого. Но он может быть свободен в своих действиях, поставив свои страсти под контроль. Сделать это можно лишь на основе осознания того, что все в мире совершается с необходимостью. В трактовке свободы позиция Спинозы близка к идеям стоиков. В решении этого вопроса для него характерен фатализм, являющийся следствием механистического мировоззрения.
· 6.5.1. Жизнь и научное наследие Дж. Локка · 6.5.2. Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания Рационализму Декарта был противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" - опыт), основные положения которого составили основу эмпирической психологии. В разработке эмпирической психологии особую роль сыграл английский ученый Джон Локк (1632-1704).
Джон Локк родился в 1632 г. в семье адвоката. Окончил Оксфордский университет. В 1658 г. получил степень магистра. Самостоятельно изучал медицину, анатомию, физиологию, физику. Участвовал в политической деятельности, выступал за создание парламентарной монархии. Во время поездки во Францию знакомится с картезианством. Умер в 1704 г.
Главная научная проблема, занимавшая Локка, - определение пределов, условий и реальных возможностей человеческого познания. Как и Т. Гоббс, Локк исходил из идеи опытного происхождения знания. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии, Локк доказывает, что в действительности всеобщего согласия (а значит, врожденных идей) не существует. Факты убеждают, что у маленьких детей и умственно отсталых взрослых людей, дикарей отсутствуют отвлеченные идеи о тождестве, противоречивости, Боге, нравственных принципах. Но если эти идеи ими не осознаются, значит, они не даны человеку от рождения. Локк выделял два источника и типа опыта - ощущение материальных предметов и внутреннюю деятельность души. Из этих двух источников опыта возникают два разных типа "простых идей": "идеи ощущения" и "идеи рефлексии". К идеям Локк относил ощущения, образы восприятия и памяти, чувства. Наряду с идеями, которые доставляют органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как особой внутренней деятельностью души, заключающейся в восприятии ею собственных состояний.
Приоритет Локк отдает внешнего опыту, которому отводится роль исходного, первичного, базового источника познания. Внешний опыт доставляет чувственные идеи, которые становятся материалом для рефлексивного осмысления. Рефлексия является вторичным процессом, обусловленным внешним опытом человека. Это особое "внутреннее чувство", внутренний опыт, опыт об опыте. Отсюда следует понимание сознания у Локка как восприятия душой того, что происходит в ней самой. Это определение сознания как непосредственного восприятия своих мыслей стало манифестирующим положением интроспективной психологии. Объектом сознания при таком подходе выступают не внешние предметы и явления, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.) в том их виде, в каком они предстают перед внутренним взором наблюдающего за ними субъекта. · Локк выделяет 3 уровня познания: o чувственный; o демонстративный (доказательный); o интуитивный. Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, в то же время оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание обеспечивается интуитивным познанием, представляющим собой явление непосредственной очевидности. Истина здесь воспринимается "непосредственно". Этот род познания, согласно Локку, "самый ясный и достоверный из всех, на какие способен слабый человеческий ум… здесь нет места для колебаний, сомнений или проверок, так как сама душа наполняется непосредственно ясным светом понимания. От интуиции зависит достоверность и очевидность нашего познания…".
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |