КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Художественное конструирование
ВНИИТЭ
ВНИИТЭ – Всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики Создан в 1964 г. в Москве на территории ВДНХ СССР. Родоначальник прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна. Прославлен творчеством легендарных творцов эпохи – Федорова М.В., Генисаретского О.И., Щедровицкого Г.П., Зинченко Ю.П., Мунипова..., Григорьева Э.П., Крючкова Ю.А, Щелкунова Д.Н., Блоха М.М.,Сидоренко В.Ф. и мн. др. Является одним из международных центров дизайна. С начала 90–х го дов сворачивает свою деятельность до минимальных объёмов. Закрываются все 16 филиалов. Прекращается учебная работа. Однако, ВНИИТЭ в глазах международной общественности, являлся центральным институтом по изучению дизайна в РФ. Продолжая традиции ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН ВНИИТЭ в СССР развивало второй подход к дизайну в рамках русской школы дизайна (первый развивается в Строгановском училище), получивший название эстетико-технологический. Начиная с конца 60–х и заканчивая, концом 80–х был мировым лидером в области дизайна. В нем были созданы такие разделы науки о дизайне как: ритмика, цветоведение (современное представление), эргодизайн, экономика красоты, дизайн–программирование и множество других. Службы дизайна в России – это становление дизайна в СССР в послевоенные годы и в современной России. Создание и роль ВНИИТЭ как первого госу дарственного проектного и научно–методического центра в деле развития отечественного промышленного дизайна. Организация системы ВНИИТЭ и его филиалов в союзных республиках и крупных промышленных странах. Создание Союза дизайнеров СССР – первой общественной творческой организации. Службы технической эстетики возглавлял всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – Санкт Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институт вел проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектирование показательное, проектирование «завтрашнего дня». В результате существования «дизайн–программы» в 80-е все предприятия отрасли перешли на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу. Практическая деятельность института технической эстетики была связана с самыми многообразными научными изысканиями в области теории и практики художественного конструирования. Институт вел широкую издательскую деятельность. Институт технической эстетики не мог охватывать всю многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и прочее. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. К примеру: перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий художественной группы В. Коновалов поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать не сколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластический характер, свой облик.
Художественное конструирование – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами–конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека. Художественное конструирование осуществляет художник–конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику. Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод художественного конструирования складывается из художественно–конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально–эргономический и конструктивно–технологический анализ, композиционный анализ) и художественно–конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально–эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод художественного конструирования включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п. Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), художественное конструирование Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930–40–е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950–1960–е гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США, Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественною конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию художественного конструирования – национальные советы по дизайну, дизайнцентры и профсоюзные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организации по художественному конструированию (ИКСИД). Для практики художественного конструирования капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественного конструирования для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960–70–х гг. стало создание фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно–коммерческим соображениями. В СССР предшественниками художественного конструирования явились деятели искусства (создавшие, напр., центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер). После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному художественному конструированию стало создание ВХУТЕМАСа, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930–х гг. элементы художественно–конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования не систематически. В послевоенные годы художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по художественному конструированию было созданное в 1946 Архитектурно художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно–конструкторские проекты пассажирских судов, железнодорожных вагонов, троллейбусов и т. д. Развитие современного художественного конструирования ускорилось после выхода в свет постановлений Совета Министерства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно–бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специализированных художествен но–конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960–1970–х гг. большое количество художественно–конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик художественного конструирования, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников–конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики художественного конструирования, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда художественного конструирования, организуются выставки достижений советского и зарубежного художественного конструирования, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ – член Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и художественному конструированию. Одна из основных тенденций развития современного советского художественного конструирования – расширение проектно–конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий, комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В художественном конструировании осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно–конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности. В других социалистических странах художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народнохозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленности продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры художественного конструирования научно–исследовательских организаций, государственные координирующие органы.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |