Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паравербальная коммуникация

Элементы невербальной коммуникации.

И социокультурная.

ТЕМА 7. Невербальная коммуникация

7. 1. Невербальная коммуникация: суть, специфика.

7. 2. Две составляющие невербальной коммуникации: физиологическая

Человек – биопсихосоциальное существо, где элемент «социального» играет важную роль. Человека невозможно представить вне общества и коммуникативных процессов. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т. д.). Коммуникация — обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов. Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится только 35 % передаваемой информации. Остальные 65 % составляют так называемые невербальные сообщения, т. е. происходящие без использования слов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis — устный и лат. communicatio — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это жесты, мимика, поза, одежда, прическа. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т. д.

Всем людям необходимы знания о способах налаживания эффективной коммуникации, посредством невербального взаимодействия, а специфика профессии культуролога предполагает необходимый набор знаний в этой области.

7. 1. Невербальная коммуникация: суть и специфика

Вербальное общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.

Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и др. элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т. е. взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Наряду с языком существует много форм общения, которые тоже служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, привычные для нас действия — все они представляют собой определенный вид сообщений, получивших название невербальных, т. е. происходящих без использования слов.

По мнению специалистов по невербальному общению, с помощью слов передается всего лишь 7 % информации, с помощью звуковых средств – 38 %, а с помощью мимики, жестов и поз – 55 %. Таким образом, не так важно, что говорит тот или иной человек, более важным является, как он это делает.

Прочтение подобного рода элементов поведения собеседника способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации в ходе любого коммуникационного акта дает сведения о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой.

Невербальная коммуникация — обмен невербальными сообщениями между людьми и их интерпретация. Она возможна потому, что за всеми знаками и символами в каждой культуре закреплено определенное значение, понятное окружающим.

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Прежде всего, это информация о личности коммуникатора. Мы можем узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление об его лице и самооценке.

Через невербальные средства мы узнаем об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе отношений, динамике взаимоотношений. И, наконец, это информация об отношениях участников коммуникации к самой ситуации: насколько они комфортно чувствуют себя в ней, интересно ли им общение или они хотят поскорее выйти из нее.

В процессе межкультурной коммуникации невербальное общение – ее важная составная часть, взаимосвязанная с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах:

1) Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение (если вы улыбаетесь и говорите: «Привет!», — эти два действия дополняют друг друга).

2) Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям (если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «Вы очень приятный собеседник», — такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение). Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное.

3) Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения (ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту машинку!»). Замещение означает использование невербального сообщения вербальным.

4) Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др.

5) Невербальное действие может повторять вербальное сообщение (просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам).

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным знакам в различных культурах придается разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре, иначе можно оказаться в конфузной ситуации.

Специфика невербальной коммуникации. Невербальным общением называют выразительные движения (мимику и пантомимику), жесты (поклон, поворот к собеседнику или от него), использование предметов (дарение цветов, поднесение ко рту сигареты).

Несомненно, с помощью слов мы получаем самую разнообразную информацию, в том числе и ту, которая свидетельствует о культуре собеседника, но в то же время информацию о том, какой это человек, что он собой представляет, мы получаем через мимику, жесты, интонации. Тот, кто хочет правильно понимать своих партнеров по общению, должен, прежде всего, изучить различные средства выражения и уметь их корректно и адекватно интерпретировать.

Характер и формы выражения различных средств общения позволяют говорить о существенных отличиях вербальной и невербальной коммуникации:

— невербальные сообщения всегда ситуативны, по ним можно понять нынешнее состояние участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении;

— невербальные сообщения являются синтетичными, их с трудом можно разложить на отдельные составляющие. Вербальные же элементы коммуникации четко отделены друг от друга;

— невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербальногодействия.

Таким образом, невербальная коммуникация — многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

7. 2. Две составляющие невербальной коммуникации: физиологическая и социиокультурная

Именно с невербальной коммуникации началось общение людей. Соответственно, невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Они имеют определенные преимущества перед вербальными:

— воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата;

— передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством биологической природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к животному оскалу агрессии.

Социальная обусловленность коммуникации присуща не только человеку, но и животным. Зафиксировано довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер, другие — узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы).

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, и специфических сигналов, используемых в рамках одной культуры.

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:

1. Поведенческие знаки (обусловлены физиологическими реакциями: потоотделение от волнения, дрожь от страха).

2. Ненамеренные знаки или самоадапторы (их употребление связано с привычками человека: почесывание носа, качание ногой, покусывание губ).

3. Собственно коммуникативные знаки (они представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии, состоянии).

Использование в коммуникации невербальных средств, происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарративный анализ | Элементы невербальной коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.