Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы коммуникативного воздействия

Кризисные коммуникации.

Религиозные технологии.

ТЕМА 10. Коммуникативные технологии

10.1. Перформанс: основные понятия.

10.2. Связь с общественностью: основные понятия.

10.1. Перформанс: основные понятия

Перфо́рман с (англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определенном месте и в определенное время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом — отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом.

Перформанс — современная форма акционистского искусства, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики. Перформанс в отличие от живописи не требует специальной подготовки для адекватного восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и подходов к нему как к произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и незамутненность чувства.

Перфоманс — вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины», но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства.

Если акция — это действие, направленное на достижение какой-либо цели, а хэппенинг — «событие», то перформанс — именно представление. Соответственно, перформанс может быть менее внятен и лаконичен, чем акция; насыщен «второстепенными» деталями и нагружен скрытыми смыслами и неявными подтекстами. В этом смысле перформанс ближе к театральному представлению, чем собственно к акционизму. В отличие же от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует художник или специально приглашенные и подготовленные статисты. Однако перформанс не обладает понятием отрепетированности, а театр — понятием серийности, которое в перформансе является одной из основных особенностей. В перформансе нет такого понятия как роль (нечто чужое, навязанное). То, что делает перфомансер, создавая перформанс, стоит назвать выбором дискурса — т. е. определенной поведенческой модели, нежели заучивание роли. И самое главное отличие от театра — художник в ходе перформанса переживает ситуацию, предложенную им же самим, причем эта ситуация глубоко погружена в реальность, не отчуждена красивыми словами и искусной игрой. К тому же, цели спектакля и перформанса совершенно разные. Театр предполагает вызов определенных рефлексивных чувств, перформанс же, наоборот предполагает дистанцирование. А зритель — это объект приложения, но его эмоции и чувства это совсем не цель перформанса.

Существует критическое определение перформанса («Модернизм. Анализ и критика основных направлений», М. 1987; «Антиискусство, теория и практика авангардиских движений», Крючкова В. А, М. 1985), где течение определяется как «последняя стадия распада и умирания художественного процесса, когда художник уже не в силах творить изобразительные формы, прибегает к прямому заимствованию, в данном случае из искусства театра».

Если западные художники изначально воспринимали перформанс как универсальное средство сделать искусство не рыночным и не музейным, и потому перформансы строились на основе искусной имитации действия, в основе которого была игра, рассчитанная на понимающего зрителя (в чем огромная заслуга хеппенингов и «искусства действия»), то в России и Беларуси не было самого понятия арт-рынка, не было зрителя, способного воспринимать искусство в другой ипостаси, нежели изобразительной. Поэтому отечественные художники обратились к перформансу как к крайнему средству, позволяющему выйти на иной уровень художественного, как некой шокирующей панацеи, так необходимой для прорыва традиций.

Перформанс предоставляет для художественного процесса:

1. Новое определение роли автора и персонажа.

2. Изменяет понятие искусства.

3. Ищет и дает возможность появления продуктивной аудитории.

4. Создает новые коммуникативные ситуации.

5. Создает условие для появления новых технологий, форм и видов в искусстве.

6. Протестует против унаследованных из прошлого художественных принципов.

7. Открыт для всех тем и проблем бытийности.

История перформанса. Считается, что первый перформанс был создан в 1952 г. композитором Дж. Кейджем, исполнившим на сцене «4,33» (4 мин. 33 сек. тишины). В афише концерта значилось — перформанс. Перформанс возник в 1960-е гг. в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бёрден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.

Виды перформанса:

1) концептуальный (или классический);

2) минималистический;

3) соц-арт-перформанс;

4) «провокативный» или «перформанс постмодернистического необарокко»;

5) «экзистенциальный».

10. 2. Связи с общественностью: сновные понятия

Основные методологические подходы, к определению феномена PR в отечественной и зарубежной литературе можно условно разделить на две группы, каждая из которых имеет свою структуру. Подходы первой группы исследователей можно обозначить как нормативные, второй — как аналитические. Авторы, принадлежащие к первой группе, видимо, и не ставят своей задачей опускаться в глубины теоретической рефлексии на предмет строгости и однозначности применяемых ими определений. Их цель чаще всего состоит в другом, — в описании практики PR и технологических приемов данной деятельности. Специалисты, работающие в рамках данной методологии, в своих публикациях ограничиваются тем, что приводят ту дефиницию связей с общественностью, которая кажется им наиболее подходящей, и далее пользуются ею как нормативной.

Именно поэтому мы обозначили первый подход как нормативный. К числу авторов его использующих можно отнести как зарубежных ученых: К. Ботана, В. Хазлтона, Дж. Грюнига, М. Менчера и др., так и российских — И. Яковлева, И. Алешину, Л. Невзлина, А. Зверинцева, И. Викентьева, Н. Арнольда, Г. Тульчинского, И. Синяеву и др. При этом определения паблик рилейшнз, рекомендуемые разными специалистами данной группы, могут не просто различаться между собой в деталях, а принципиально не совпадать. Но авторов не беспокоит это несовпадение, поскольку каждый из них развивает свою концепцию PR. В итоге читатель, например, книги И. Яковлева будет представлять связи с общественностью как управленческую деятельность, Н. Арнольда — как искусство применения средств убеждения, И. Синяевой — как деятельность по улучшению отношений между фирмой и общественностью, И. Алешиной — как функцию менеджмента, статьи В. Зайцева и Е. Уткина — как искусство создания имиджа и т. д.

Аналитическая методология понятийной проблемы паблик рилейшнз реализуется по-другому. Работающие в соответствии с ней авторы, а это, как правило, теоретики PR, специалисты в области теоретической и прикладной пиарологии, рассматривают не одну, а целый набор дефиниций, анализируют их и на основе такого анализа предлагают свое понимание данного термина. Исследований подобного рода существенно меньше, как и вообще работ теоретической направленности. Мы связываем применение аналитической методологии с именами Р. Харлоу, С. Блэка, А. Векслер, Н. Григорьевой, А. Ужанова и др.

Основные принципы аналитической стратегии при рассмотрении категории PR и соответственно при поиске адекватной дефиниции этого феномена заключаются в следующем. Во-первых, это принцип соответствия между комплексностью феномена, обозначенного как паблик рилейшнз и комплексностью дефиниции соответствующего понятия. Как уже подчеркивалось выше, связи с общественностью представляют собой комплексное образование, объективно сформировавшееся в фокусе самых разных видов деятельности: менеджмента, маркетинга, журналистики, обеспечения коммуникационных взаимодействий, политической рекламы, лоббизма, изучения общественного мнения, практической психологии и т. д. Соответственно не могут не различаться взгляды на PR из мира менеджмента, журналистики или политических технологий.

Можно согласится с А. Векслер, которая пишет: «...самого точного определения public relations до сих пор не существует, поскольку, на наш взгляд, установить его практически невозможно. Public relations — это постоянно развивающаяся система, а семантическое многообразие термина свидетельствует лишь о глубине понятия». В силу комплексности своей природы связи с общественностью допускают различные дефиниции, опирающиеся на понятийный аппарат той науки, которая этот термин использует.

Второй принцип аналитической стратегии — принцип релятивизма. В его основе лежит признание того, что сути связей с общественностью неизбежно сказываются практика социальных коммуникаций, меняющаяся вместе с развитием системы публичных дискусов, и динамика технологической среды. Соответственно не может не меняться понимание этой категории, не может не корректироваться ее определение.

В-третьих, это принцип функциональности. Рабочее определение любого термина должно быть удобным для использования во всех реальных практиках его применения. Невозможно или крайне трудно работать с термином, понимание которого в массовом сознании или специализированном сознании профессионалов несет излишнюю идеологическую или эмоциональную нагрузку, перегружено ассоциациями или затрагивает негативные стереотипы.

«PR — коммуникативная деятельность, направленная на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между учреждением и общественностью на основе целенаправленной, оперативной, правдивой и достаточной информации».

«PR... — связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения».

«PR— искусство и наука создания делового имиджа (образа) на основе правдивой и оперативной информации».

«Public relations — искусство применения системы основанных на особенностях человеческого восприятия средств убеждения, направленной на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб другой».

«Public relations — управление всей совокупностью коммуникативных процессов с целью достижения взаимопонимания и поддержки».

Всю совокупность дефиниций паблик рилейшнз можно разделить на пять основных групп. Трактовка понятия в рамках каждой из них имеет то или иное ключевое слово, за которым скрывается специфическое понимание онтологического статуса PR.

В первую группу — определения, которые рассматривают паблик рилейшнз как науку и искусство (либо по отдельности науку или искусство) решения определенных, необходимых для социальной организации задач. Этой точки зрения придерживаются Э. Бернэйз, С. Блэк, Н. Арнольд, Г. Почепцов.

Вторая группа — PR как деятельность особого рода (управленческая, коммуникационная, организаторская и др.). В эту группу входят цитированные выше определения, содержащиеся в изданиях Британского института связей с общественностью (IPR), в словаре «Политология», работах А. Зверинцева, Г. Тульчинского, И. Яковлева и др.

Третью группу составляют определения связей с общественностью как специфической функции управления или функции менеджмента. В такой экспликации рассматривают PR Р. Харлоу, И. Алешина, М. Менчер, А. Ужанов, авторы «Словаря новых иностранных слов» МГУ и др.

Четвертая группа определений (дефиниции Т. Ханта и Дж. Грюнига, А. Векслер, Г. Почепцова) трактует паблик рилейшнз не как функцию менеджмента, а как управление или менеджмент (менеджмент коммуникаций). Логико-семантический метод анализа значения понятия PR, примененный А. Ужановым, привел к совокупности ключевых понятий и стоящих за ними онтологических статусов.

«С одной стороны, «PR» — наука, изучающая закономерности коммуникационного взаимодействия между организацией и средой;

— теория и метод достижения в обществе согласия по поводу предназначения и деятельности организации;

— конкретный перечень практических форм деятельности;

— функция управления процессами формирования вокруг организации благоприятного социоорганизационного пространства;

— механизм и социальная технология адаптации целей и социальной идеологии организации к проходящим в обществе изменениям;

— искусство формирования доброжелательного общественного мнения и привлекательного социального имиджа организации;

— стиль организационной и информационной деятельности органов управления по достижению общественной поддержки организации.

С другой, — совокупный ряд таких понятий, как общественные отношения, общественность, реклама, паблисити, общественное мнение, коммуникативный менеджмент, общение, социологические исследования».

Каналы коммуникации. Воздействие на массовое сознание обычно происходит через печатные и электронные СМИ. Но в отличие от рекламных, PR-сообщения являются косвенными и передаются, как правило, через участие в публичных событиях, дискуссиях (например, ток-шоу) и организацию псевдособытий: пресс-конференций, презентаций, семинары и др.

Помимо традиционных СМИ, для передачи PR-сообщений могут использоваться прочие информационные каналы: директ-мейл (реклама почтой), веб-сайты, книги и т. д.

Раскрутка. Этот термин часто употребляется с уничижительным оттенком. «Раскрутка» в этом понимании обозначает формирование предвзятого, некритичного отношения к событию или предмету.

Традиционный PR предполагает творческое взаимодействие с аудиторией, использование всего спектра мнений, тогда как раскрутка это скорее тактика манипулирования, базирующаяся на вымысле и технологической работе с общественным мнением. Обвинение в «раскручивании» своей программы часто звучит во время политических дебатов — большая часть пиарщиков не одобряет использование лести и вымысла, поскольку это контрпродуктивно для построения взаимоотношений с аудиторией, не говоря о том, что безнравственно.

Методы раскрутки включают в себя избирательное предоставление фактов так, чтобы ситуация предстала в выгодном свете, непрямое отрицание, недомолвки, намеки, небольшие искажения, приводящие к иной трактовке сообщения, работа с контекстом фразы. Такой отбор информации носит название cherry picking, а на русский чаще всего переводится как «избирательный подход», или, более идиоматически, — «вершки и корешки». Другая важная составляющая раскрутки — тщательный расчет времени для опубликования новостей или создания событий, с учетом максимальной отдачи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тенденции развития дискурса | Религиозная коммуникация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.