КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4. Тема: Содержание образования как основа базовой культуры личности
Тема: Содержание образования как основа базовой культуры личности. План:
1. Сущность содержания образования. 2. Основные компоненты содержания образования. 3. Принципы отбора содержания образования. 4. Нормативные документы, определяющие содержание общего среднего образования.
1. Сущность содержания образования. В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. В традиционной педагогике оно определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это - знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой. Однако в последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, А.В.Петровского и др. Так, И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают систему научных знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Научные знания – факты, понятия, законы, закономерности, теории, отражающие объективную картину мира. К настоящему времени накоплено огромное количество знаний. Отдельный человек не в состоянии их усвоить, а усваивает только их определённую часть. Важно, чтобы это были разнообразные знания, характерные для наиболее фундаментальных наук. Умения – овладение человеком способами выполнения умственных и практических действий в определённых условиях деятельности. Навыки – психические образования, обусловливающие автоматизированное выполнение действий. Навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов – общеинтеллектуальными (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.). К общеинтеллектуальным умениям и навыкам вплотную примыкают общеучебные: конспектирование, аннотирование, работа с учебником, словарями, справочниками и т.п. Опыт творческой деятельности формируется в деятельности, которая обладает следующими чертами: - самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; - видение новой проблемы в знакомой ситуации; - самостоятельное комбинирование известных способов деятельности; - видение структуры объекта; - нахождение различных способов решения проблемы. В основе эмоционально-волевого отношения к окружающему – не только знания и умения, но и эмоционально-оценочное отношение к миру, готовность к его творческому преобразованию. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
2. Основные компоненты содержания образования. Рассмотрение сущности содержания образования предполагает выявление и анализ его компонентов, таких как знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-волевого отношения к миру. Содержание образования может быть структурировано и по его основным отраслям: общее, политехническое и специальное (профессиональное). Долгое время общее образование понималось упрощенно, лишь как звено, предшествующее профессиональному образованию и являющееся базой последнего. Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования (общеобразовательные знания, умения и навыки необходимы на всех последующих ступенях образования), а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. В содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Предметы естественнонаучного цикла (биология, физика, химия, математика и др.) дают знание основных закономерностей развития природы, способов и средств их использования на благо человека Гуманитарные предметы (история, литература, обществоведение, география, родной и иностранный языки и др.) помогают постичь законы общественного развития, социальную природу самого человека. Важная роль в гуманитарном образовании принадлежит художественным дисциплинам: изобразительному искусству, музыке и пению, ритмике. Они формируют эстетические и нравственные чувства, приобщают к миру прекрасного, к творчеству. Трудовое обучение, физкультура и основы безопасности жизнедеятельности укрепляют здоровье, формируют умения и навыки, необходимые будущему труженику. Отечественное общее образование одновременно является и политехническим. В этой связи рассмотрение последнего как самостоятельной отрасли образования - условное. Политехническое образование связано с решением таких задач, как: - знакомство учащихся с научными законами, лежащими в основе материального производства; - выработка у учащихся умений применять полученные знания в различных областях производства; - основательное овладение учащимися навыками обращения с простейшими орудиями производства; - подготовка учащихся к общетрудовой деятельности, сознательному выбору профессии и овладению специальностью. В решении задач политехнического образования большое значение имеет трудовое обучение, которое удачно дополняет возможности изучаемых учебных предметов. Общее политехническое образование служит базой для профессиональной ориентации и получения специального (профессионального) образования. Оно представляет собой совокупность знаний, практических умений и навыков, дающих возможность заниматься определенным родом деятельности в качестве квалифицированного рабочего, специалиста средней или высшей квалификации в различных отраслях. Перед общеобразовательной школой не стоит задача специального профессионального образования. Для этой цели существует широкая сеть профессиональных учебных заведений, дающих начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
4. Принципы отбора содержания общего среднего образования. В педагогической теории нашли свое отражение следующие принципы или исходные положения для определения содержания общего среднего образования.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |