Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственная привычка – устойчивая форма поведения, ставшая потребностью человека

Нравственные качества (правдивость, аккуратность, чуткость, доброта, трудолюбие и др.) – сплав внутренних характеристик (знаний, убеждений, идеалов, нравственных чувств, воли, готовности действовать, выражать свои мысли) и внешних выражений. Внешне они проявляются в оценочных суждениях, поступках, деятельности.

Нравственное сознание – совокупность нравственных взглядов, убеждений, идеалов, эмоционально-волевой сферы личности, идей и теорий, которые отражают общественные отношения и предписывают человеку определённый тип поведения и деятельности.

Это понятие содержит в себе объективный и субъективный смысл. Объективный смысл заключён в понятиях «идеи», «теории»; субъективный – в понятиях «взгляды», «убеждения», «идеалы», «эмоционально-волевая сфера личности».

Центральное место в структуре нравственного сознания занимают нравственные убеждения. Причём, в структуре нравственных убеждений школьников младшего и среднего возраста преобладает эмоциональный фактор.

По определению психологов чувства, эмоции – своеобразно пережитое и выраженное человеком отношение к действительности, к окружающему миру. Нравственные чувства (любовь, доверие, сочувствие, жалость, долг ответственность и пр.) важно формировать у представителей всех возрастных групп. Они возникают на основе знаний и правильного анализа ситуации.

В структуре нравственных убеждений старших школьников доминирует интеллектуально-волевая и идейная сфера личности. То есть они формируются на основе осознания идей, идеалов, собственного опыта, реализуются посредством применения волевых усилий.

Нравственное сознание успешно формируется, если обеспечивается единство знаний, опыта, поведения и деятельности.

Методы формирования нравственного сознания – рассказ, разъяснение, беседа, диспут, лекция, пример.

Нравственные качества – понятие и проявление нравственного сознания, с помощью которого характеризуются и с моральной точки зрения оцениваются наиболее типичные черты поведения людей (словарь по этике).

Процесс формирования нравственных качеств включает в себя:

А) привитие знаний, формирование убеждений, чувств, воли;

Б) вовлечение в деятельность нравственного содержания с целью создания условий для проявления нравственных качеств;

В) организацию коллективного обсуждения поступков, обучение детей самооценке.

Основной путь организации нравственного поведения – упражнения в делах и поступках нравственного содержания. При организации упражнений осуществляется приучение школьников к нужному поведению, формирование нравственных привычек.

Процесс формирования нравственных привычек складывается из звеньев:

- показ образца, выделение основных действий;

- создание общего и индивидуального положительного отношения к данному поведению, формирование положительных мотивов;

- привлечение к выполнению действий, контроль их выполнения,

- привлечение детей к самоконтролю, коррекция действий;

- оценка поступков, действий, привлечение детей к самооценке.

 

5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

 

5.1. Сущность трудового воспитания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эти задачи соответствуют внутренним компонентам личности и их внешним проявлениям | Учебный труд
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.