Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производительный труд

Общественно полезный труд.

Этот вид труда организуется в интересах общества и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Этот вид трудовой деятельности развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребность в труде.

 

5.3. Педагогические условия осуществления трудового воспитания.

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, от соблюдения ряда педагогических условий:

- подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются комплексно в процессе учебной деятельности, во внеклассной работе, в домашнем труде, кружковой работе;

- сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя;

- доступность и посильность трудовой деятельности. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями детей;

- разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения трудового задания поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически; и равномерно. В отдельных случаях подобную требовательность предъявляет классный коллектив;

- сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой - каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять.

 

5.4. Профессиональная ориентация школьников

Вопросы профориентации и ее научного обоснования в отечественной педагогике стали особенно актуальными с середины 60-х гг. XX века.

В настоящее время проблему профессиональной ориентации разрабатывают А. Е. Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова и др.

Профессиональная ориентация - оказание педагогической, психологической и медицинской помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях тех или иных профессий. Это - ознакомление детей с профессиями, с потребностями конкретного региона в рабочих руках, в тех или иных специалистах.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. На основании диагностики даются конкретные рекомендации, проводятся консультации о целесообразности ориентации на выбранный вид т рудовой деятельности.

Профессиональная консультация заключается в советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями человека.

Различают несколько типов профессиональных консультаций.

В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, с требованиями к ней, с возможностями трудоустройства.

Диагностическая индивидуальная консультация имеет целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться.

Медицинская профессиональная консультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения или учреждения, принимающие человека на работу

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, к рудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Перечисленные компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

 

6. Формирование эстетической культуры учащихся

 

Понятие об эстетической культуре личности.

Содержание эстетической культуры человека раскрывается посредством анализа процесса ее формирования.

Формирование эстетической культуры - это процесс:

- целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности;

- выработки системы художественных представлений, убеждений и идеалов;

- воспитания эстетической чуткости и вкуса, стремления и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться с уродливым, безобразным, готовности к посильному проявлению себя в искусстве.

 

6.2. Эстетика детской жизни

Эстетическое освоение человеком действительности не ограничивается только лишь деятельностью в области искусства - эстетическое начало заложено в человеческом труде, в деятельности, направленной на преобразование человеком окружающей жизни и самого себя.

Осознание и переживание труда как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, красотой и точностью движений, вдохновением, строгой экономией времени.

Эстетические возможности содержит себе и деятельность учения. Вполне целесообразно говорить об эстетике решения уравнения или задачи, о красоте умственных действий.

Своя эстетика есть и в искренних человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные и черствые отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят ребенка, оставляют след на всю жизнь.

Важно вводить элементы эстетического оформления в ближайшее окружение и быта человека. Необходимо пробуждать у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, везде, где они проводят свое время. Следует шире привлекать детей к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.

 

6.3. Организация эстетического восприятия детьми природы.

Природа дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения.

«… а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? - писал К.Д.Ушинский. - Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 52-53).

Педагогами замечено, что эстетическое отношение к природе формирует нравственное и природоохранное отношение к ней. Дети приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло - в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

Непосредственному изучению и наблюдению явлений природы способствуют курсы биологии и географии. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются творческие способности.

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы.

 

6.4. Формирование эстетической культуры средствами искусства.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебный труд | Учебный план общеобразовательной школы включает следующие дисциплины художественного цикла: литературу, музыку, изобразительное искусство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.