Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания




Лекция № 5.

При выборе методов воспитания каждый воспитатель должен ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанника, на уровень и конкретный характер развития коллектива.

Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровень развития коллектива

Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

 

Практические задания.

 

1.Выбрать тему, составить рассказ для учащихся младшего, подросткового или старшего возраста (возраст указать). Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:

1. Тема:…

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)…

3. Оборудование.

4. План:…

5. Изложение метода.

 

2. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников конкретного возраста (младшего, подросткового, старшего). Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по вышеприведенной схеме.

 

3. Продумать разъяснение в соответствии с определенной целью для учеников (ученика) конкретного возраста. Описать метод по схеме:

1. Тема:…

2. Цель:…

3. Оборудование:…

4. Изложение метода.

 

4. Составить лекцию для учеников старшего возраста или родителей учащихся любого возраста. Описать метод по схеме, приведенной в задании 1.

 

5. Выбрать тему диспута для старших школьников или родителей учащихся. Продумать ход диспута, определить вопросы. Описать метод по схеме 1.

 

6. Составить примерный режим дня для учеников младшего или подросткового возраста. Привести составленный режим и описать процесс его внедрения в жизнь детей. Изложить метод по схеме:

1. Цель:…

2. Оборудование:…

3. Содержание примерного режима.

4. Описание процесса внедрения режима в жизнь ребенка.

 

7. Продумать игру-соревнование как коллективное творческое дело. Описать метод по схеме:

1. Тема:…

2. Цель (воспитательная, образовательная, развивающая):…

3. Оборудование:…

4. План:…

5. Ход соревнования.

 

План:

 

1. Диалектика коллективного и индивидуально в воспитании личности.

2. Существенные признаки коллектива и его функции.

3. Структура коллектива.

4. Этапы развития коллектива.

5. Основные средства развития детского коллектива.

6..Стиль деятельности коллектива.

 

1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, его структуры, сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и развитие коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности как членов коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и в общественной жизни. И наоборот, чем выше статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие самостоятельности и активности ребёнка.

Следовательно, развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы.

Проявляя социальную активность, воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности.

Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

В коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные, эстетические и физические качества личности, ее гражданская позиция, ряд общественно значимых умений и навыков. В свою очередь, сформированность перечисленных характеристик способствует поэтапному развитию коллектива.

 

2. Существенные признаки коллектива и его функции.

А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.

Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие;

- систематическое включение воспитанников в разнообразную социально значимую деятельность;

- соответствующая организация совместной деятельности органами коллективного управления (систематическое создание отношений ответственной зависимости между воспитанниками);

- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом.

Значимы и такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина, которая, по А.С.Макаренко, укрепляет коллектив, и др.

Данные признаки характерны для развитого коллектива. Они возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои воспитательные функции и является главным воспитателем личности.

Выделяют три функции коллектива:

организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

воспитательную - детский коллектив становится носителем определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

 

3. Структура коллектива.

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органах.

Прежде всего, выделяют общешкольный коллектив и первичные ученические коллективы.

Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся. Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

По характеру деятельности многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

- организованные на основе разнообразной, в том числе, учебной деятельности (классы, отряды и т.п.);

- организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

- организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

Таким образом, первичные коллективы могут быть школьными и внешкольными.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.

Важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать воспитательные задачи.

Функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов самоуправления.

Главным органом коллектива является общее собрание воспитанников.

Для решения оперативных задач формируется актив, избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие организаторские функции – актив коллектива.

Подбор и организация работы актива – важная задача педагогов.

Опыт показывает, что работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы:

- разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования;

- оказание повседневной практической помощи в руководстве коллективной деятельностью;

- организация обмена опытом работы руководящих органов («летучки», совещания);

- контроль исполнения поручений и привлечение внимания актива к самоконтролю и контролю выполненной коллективной работы.

 

4. Этапы развития детского коллектива

Коллектив формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где основным параметром выступает требование, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии коллектива он считал закономерным переход от категоричного требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве основного средства и показателя должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко – это требование, высказанное в форме, не допускающей возражений («негнущееся», категорическое). Отмечается, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями того, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов деятельности и выделение реально действующего актива.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности является актив. В связи с этим педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями к каждому воспитаннику - в силу вступает метод параллельного действия: педагог предъявляет требования к активу, а актив – к членам коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.