Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Части речи в русском языке

1. Учение о частях речи в русской грамматической науке

Проблема частей речи (ЧР) относится к числу вечных проблем граммати­ки. С одной стороны, почти всеми лингвистами признается практическая не­обходимость самого понятия часть речи при классификации лексем, при изу­чении членов предложения в синтаксисе; с другой стороны, многие приходят к выводу о теоретической неразрешимости проблемы частей речи, о невоз­можности распределения по частям речи всех имеющихся в языке слов.

Современное учение о частях речи имеет длительную историю и корнями своими уходит в античность. Впервые глубокий анализ частей речи русского языка был сделан М.В. Ломоносовым в "Российской грамматике" (1755 г.). Было выделено 8 частей речи, две из них - имя и глагол - назывались главны­ми, или знаменательными, остальные шесть: местоимение, причастие, наре­чие, предлог, союз и междометие - служебными. Имя, следовательно, было не дифференцировано, оно включало и существительное, и прилагательное, и числительное, а состав служебных частей речи значительно шире того, что включает в эту группу современная грамматика.

Идеи М.В. Ломоносова развивались далее в трудах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского, А.А. Шахма­това, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, многих современ­ных ученых.

(А. В. Бондарко Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.- Л.: Наука, 1983. С. 4. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. С. 204.)

Различия между списками разных ученых проходили 1) по линии количества частей речи: например, Ф.И. Буслаев выделял их девять, специально обо­значив, вслед за А. X. Востоковым, имя прилагательное из просто "имени" М. В. Ломоносова; А. М. Пешковский считал возможным рассматривать как час­ти речи только 4 группы слов: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, наречие, а акад. А.А. Шахматов выделял 14 знаменательных, незнамена­тельных и служебных частей речи, относя к знаменательным существитель­ное, прилагательное, глагол, наречие; к незнаменательным - числительное, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоимен­ные наречия, к служебным - предлог, связку, частицу, союз и префикс; особо А.А.Шахматов рассматривал междометия; из современных лингвистов следу­ет назвать проф. М.В. Панова, который выделял 5 частей речи8: имя сущест­вительное, имя прилагательное, глагол, наречие и деепричастие;

2)менялся состав знаменательных и служебных частей речи. Так, напри­мер, Ф. И. Буслаев в число служебных включал числительное и местоимение.
А. М. Пешковский также рассматривал местоимения как несамостоятельные
слова, а числительные предлагал заменить термином "счетные слова", выделив среди них счетные существительные (единица, пара, сотня), счетные при­лагательные (единичный, двоякий, тройной), счетные наречия (дважды, двое, вчетвером); еще ранее Г.П. Павским была обоснована грамматическая само­стоятельность числительных и, следовательно, их мастеренный статус. Но,
надо сказать, мысль об отсутствии частеречного статуса у числительных и ме­стоимений имеет распространение и в современной лингвистике9, говорят
также о промежуточном положении местоимений между знаменательными и
служебными частями речи10;

3)в XX веке были названы новые части речи: категория состояния и мо­дальные слова12.

§ 2. Вопрос о принципах классификации частей речи

В конце XIX века А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации частей речи. С именем А.А. Потебни связано се­мантическое направление, которое на первое место при классификации лексем ставит лексическое значение. (М.В.Панов. О частях речи в русском языке // Фил. науки. - 1960 №4.М.В. Панов. Указ, раб; Вопросы теории частей речи Л.: Наука, 1968.М.И. Алехина. Местоимение как часть речи // Явления переходности в грамматическом строе русского языка.- М., 1988. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972).

В современной лингвистике семантиче­ский критерий рассматривается как один из возможных путей классификации слов по частям речи. В качестве примера можно привести классификацию М.В. Панова13, в основе которой опора на значение не корневых, а аффик­сальных морфем - суффиксов и окончаний. Именно они, за небольшим ис­ключением, явно указывают, к какой части речи принадлежит слово. Так, на­пример, значение корневой морфемы в словах "трус, трусить, трусливый" од­но и то же, но частеречная их принадлежность различна. С другой стороны, слово "бег", хотя и имеет корневую морфему со значением действия, является существительным, так как на это указывают нулевое окончание и нулевой суффикс. Все словоформы в этой классификации распределяются по 3 рубри­кам: предмет, признак, действие. Традиционно выделяемые местоимения рас­пределяются между существительными, прилагательными и наречиями. Ана­логичным образом рассматриваются и числительные: количественные и соби­рательные относятся к существительным, порядковые - к прилагательным, а слова типа "дважды, трижды" входят в наречия. Деепричастие выделено как самостоятельная ЧР, его категориальное значение - процессуальный признак признака, а причастие отнесено к формам глагола, так как подобно глаголу выражает процессуальность признака. В этой классификации нет места слу­жебным, модальным словам и междометиям, которые не обозначают ни пред­мет, ни признак, ни процессуальность.

Ф.Ф. Фортунатов построил классификацию частей речи на основе мор­фологического, или формально-грамматического, прин­ципа. Он выделял формальные классы полных слов по наличию и характеру форм: слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Эти классы он назвал частями речи. Классам полных форм противопоставлен класс бесформенных слов - частичных: частицы, предлоги, союзы, связки. Формальную классифи­кацию довел до логического конца М.П. Петерсон, вообще отказавшись от традиционного термина "часть речи". Формально-грамматические классифи­кации подвергались справедливой критике, прежде всего за то, что в них пол­ностью игнорируется значение при распределении слов по особенностям их изменения, в результате слова с одинаковым значением оказываются в разных рубриках (например, формы прошедшего времени оторваны от личных спря­гаемых форм как слова родовые).

Синтаксический принцип классификации частей речи был зало­жен А.А. Шахматовым. В соответствии с этим принципом рассматривается возможность-невозможность функционирования словоформы в качестве члена предложения или целого предложения и выделяются самостоятельные и слу­жебные слова. В рамках синтаксического принципа может быть произведена классификация на основе синтаксических функций словоформ, и тогда имени­тельный падеж будет противопоставлен всем другим падежам, так как только им. падеж может выступать в функции подлежащего; в разных рубриках окажутся спрягаемые формы глаголов, инфинитив, причас­тия и деепричастия, роль которых в предложении различна.

Таким образом, любой из критериев, примененный абсолютно, не приво­дит к выделению той системы ЧР, которая традиционно существует в русской науке как результат компромисса между семантическим, морфологическим и синтаксическим принципами. Именно на учете всех принципов призывал классифицировать ЧР акад. Л.В. Щерба - представитель лексико-грамматического направления - в известной статье "О частях речи в русском языке". Идеи Л.В. Щербы были поддержаны акад. В.В. Виноградовым, и раз­работанная им система ЧР легла в основу вузовских и школьных грамматик.

§ 3. Части речи в русском языке как система

В учебной и научной литературе части речи обычно называют лексико-грамматическими или грамматическими классами слов. Принципиальной раз­ницы между этими терминами нет, ибо в обоих случаях части речи выделяют­ся на основании комплекса признаков: лексического (или классифицирующе­го) значения, морфологических и синтаксических характеристик, однако тер­мин "грамматические классы слов" подчеркивает приоритет грамматических признаков, на основании чего, например, в класс прилагательных включаются порядковые числительные и часть местоимений. В качестве дополнительного признака называют также деривационный.

Понимание частей речи как структурно-семантических классов слов пред­полагает их выделение на основе совокупности наиболее существенных диф­ференциальных признаков, к числу которых относят: классифицирующее зна­чение, систему форм слова (парадигматический аспект), морфологические ка­тегории, морфемный состав, валентность слова, синтаксические функции14. Вместе с тем наличие наборов дифференциальных признаков констатируется и при трактовке частей речи как лексико-грамматических классов слов. Та­ким образом, все три характеристики частеречных классов в общем-то близки друг другу и отличаются лишь отдельными акцентами.

(А.Я. Баудер. Части речи - структурно-семантические классы слов в современном русском языке. - Таллин: Валгус, 1982. С.22; В.В. Бабайцева.
Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Фил. науки-1983. -№5. Е.Н. Сидоренко, И.Я. Сидоренко. Диахронные и син­хронные аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов. -
Симферополь, 1993. С. 7.)

В книге В.В. Виноградова "Русский язык" представлено четыре структур­но-семантических класса слов:

I. Части речи:

1. Имена: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) числительное.

Местоимения (в состоянии разложения).

Глагол.

Наречие.

Категория состояния.

II. Частицы речи:

1)Частицы в собственном смысле.

2)Частицы-связки.

3)Предлоги.

4)Союзы.

III. Модальные слова, образующие особый структурно-семантический класс слов, примыкающий к частицам речи.

IV. Междометия.

В практике вузовского и школьного преподавания все эти группы слов по­лучили статус частей речи. Они образуют систему, в основе которой лежат отношения сходства и различия. Так, для знаменательных ЧР при своеобразии каждой из них характерны следующие общие признаки: 1) они отражают различные явления объективной действительности (предметы, при­знаки, количества, процессы, состояния), то есть обладают номинативной функцией (кроме местоимений, функция которых дейктическая); 2) способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений дей­ствительности; 3) являются членами предложения.

Служебные ЧР обладают следующими признаками: 1) не имеют но­минативной функции; 2) их употребление несамостоятельно; 3) не являются членами предложения. Они как бы "обслуживают" знаменательные слова, удовлетворяя их грамматические потребности: спросить о друге, брат и сест­ра, только ты и т.д.

Модальные слова выражают отношение высказывания к действи­тельности с точки зрения говорящего: очевидно, конечно, разумеется и ха­рактеризуются тем, что 1) не изменяются; 2) не являются членами предложе­ния; 3) грамматически независимы.

Междометия выражают чувства и эмоции, являются неизменяемыми и синтаксически независимыми.

§ 4. Проблема лексем, совмещающих признаки двух частей речи

В учении о частях речи до сих пор есть много проблем. Одна из них - как классифицировать факты языка, обладающие свойствами двух частей речи? Таковыми являются причастия и деепричастия, слова "тысяча, миллион, мил­лиард", порядковые числительные, союзные слова и некоторые другие. По поводу причастий и деепричастий диапазон мнений достаточно широк, разные точки зрения нашли отражение в школьных учебниках: их рассматривают как формы глагола, как самостоятельные части речи, как гибридные, синкретич­ные формы, понимая под синкретизмом совмещение признаков двух частей речи; причастие включают также в класс прилагательных. Слова, обозначаю­щие порядок предметов при счете, относят к порядковым числительным, имея в виду прежде всего их семантику, или к именам прилагательным, отмечают наличие в них высокой степени синкретичности.

По-разному трактуется частеречный статус слов тысяча, миллион, мил­лиард: их включают в состав числительных или существительных, считают функциональными омонимами или относят к синкретичным явлениям. Свой­ствами местоимений (в широком понимании) и союзов обладают союзные слова: который, что, где, куда, откуда и др. Лексемы, совмещающие при­знаки двух частей речи, называют также контаминантами16.

§ 5. Вопрос об отношении к частям речи словесных комплексов

Отношение к частям речи словесных комплексов неоднократно рассматри­валось в лингвистике. Высказывалась мысль о том, что словесные комплексы в принципе могут быть частями речи, это зависит от степени грамматикализа­ции, лексикализации и фразеологизации17. Мы полагаем, что с точки зрения частеречного статуса словесные комплексы представляют собой разные явле­ния; среди них:

- аналитические формы слова, признаки которых были рассмотрены выше;
- грамматические фразеологизмы (в зависимости от, в связи с, потому что, лишь только и др.), для которых характерны лексическая спаянность, неразложимость как с семантической, так и со структурной точки зрения; не­проницаемость; частичная мотивированность значения семантикой хотя бы одного из входящих компонентов; воспроизводимость;

-словесные комплексы, которые могут быть названы аналогами частей речи. Термин "аналог" известен в лингвистике: он используется в Гр.- 80 применительно к словам с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств: ведь, вернее, еще ("кроме того"), значит, иначе, кстати и др. Известно использование этого термина в работах морфологического и синтаксического направления.

К числу аналогов мы, например, относим наименования типа Красное се­ло, железная дорога; глагольные сочетания, соотносительные с глаголами (дать обещание, иметь значение) и др. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Для словесных комплексов, являющихся аналогами частей речи, характер­но то, что, обладая функциональными признаками "словных" частей речи, они отличаются от последних целым рядом признаков, которые хотя бы частично присутствуют в той или иной группе аналогов18:

семантическое единство при структурной расчлененности;

функциональная равноценность словным частям речи;

возможно наличие синсемантичного элемента или полная десемантизация компонентов;

отсутствие парадигматических противопоставлений;

воспроизводимость;

возможно наличие переменного компонента: Большая Медведица - Малая Медведица, дать разрешение - дать свободу и т.д.

§ 6. Понятие о переходных и синкретичных явлениях в области частей ре­чи

Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка.

Проблема переходности в области частей речи впервые была поставлена А.С. Бедняковым в статье "Явления переходности в грамматических катего­риях в современном русском языке" (РЯШ.- 1941.- № 3). Большой вклад в изучение этих явлений внесли работы В.В. Виноградова, В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Я. Баудера и др.

Переходность в системе частей речи определяют как процесс преобразова­ния структурных и семантических свойств слов при сохранении исходного звукового и графического комплекса"...19. Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений:

переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого - синтаксического способа словообразования. И как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: у больного ребенка - в палате больного; идти на встречу с писателем – идти навстречу;

переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико -грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные: железная дверь – железный кулак; абстрактные
существительные в конкретные: движение поезда - размеренные движения и т.д. ( Е.Н. Сидоренко. Очерки по теории местоимений русского
языка. -Киев-Одесса, 1990. Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон, А.М. Лятина. Могут ли быть частями речи словесные комплексы? // Вопросы теории частей речи. - Л.: Наука, 1968. "Местоимения и их аналоги" // РЯШ.-1998.-№ 1. А.Я. Баудер. Лексико-семантический аспект явления переходности в
системе частей речи II Переходность и синкретизм в языке и речи. - М., 1991.)

При переходе слов из одной ЧР в другую возникают синкретичные образования, совмещающие признаки единиц разных классов и отра­жающие ту стадию этого перехода, когда он окончательно еще не завершен и в ближайшее время, вероятно, не завершится. В предложении "Утром иду на работу" словоформа утром обладает признаками существительного и наре­чия; наличие определения усиливает субстантивные свойства (Ранним утром иду на работу), его отсутствие - наречные.

Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в рус­ском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные дос­тижения в этой области; сложная и несколько противоречивая традиционная система частей речи как программа описания грамматического строя в общем-то хорошо работает, вполне удовлетворяет практические потребности, позво­ляет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубри­ку. Это и определяет жизнеспособность традиционного учения о частях речи.

 

 

Лекция № 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первый грузовик появился в советское время (1924, АМО-90-5) | Вопросы. 1. Частеречное значение, морфологические, синтаксические и дериваци­онные признаки существительного как части речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.