КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Части речи в русском языке
1. Учение о частях речи в русской грамматической науке Проблема частей речи (ЧР) относится к числу вечных проблем грамматики. С одной стороны, почти всеми лингвистами признается практическая необходимость самого понятия часть речи при классификации лексем, при изучении членов предложения в синтаксисе; с другой стороны, многие приходят к выводу о теоретической неразрешимости проблемы частей речи, о невозможности распределения по частям речи всех имеющихся в языке слов. Современное учение о частях речи имеет длительную историю и корнями своими уходит в античность. Впервые глубокий анализ частей речи русского языка был сделан М.В. Ломоносовым в "Российской грамматике" (1755 г.). Было выделено 8 частей речи, две из них - имя и глагол - назывались главными, или знаменательными, остальные шесть: местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие - служебными. Имя, следовательно, было не дифференцировано, оно включало и существительное, и прилагательное, и числительное, а состав служебных частей речи значительно шире того, что включает в эту группу современная грамматика. Идеи М.В. Ломоносова развивались далее в трудах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, многих современных ученых. (А. В. Бондарко Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.- Л.: Наука, 1983. С. 4. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. С. 204.) Различия между списками разных ученых проходили 1) по линии количества частей речи: например, Ф.И. Буслаев выделял их девять, специально обозначив, вслед за А. X. Востоковым, имя прилагательное из просто "имени" М. В. Ломоносова; А. М. Пешковский считал возможным рассматривать как части речи только 4 группы слов: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, а акад. А.А. Шахматов выделял 14 знаменательных, незнаменательных и служебных частей речи, относя к знаменательным существительное, прилагательное, глагол, наречие; к незнаменательным - числительное, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные наречия, к служебным - предлог, связку, частицу, союз и префикс; особо А.А.Шахматов рассматривал междометия; из современных лингвистов следует назвать проф. М.В. Панова, который выделял 5 частей речи8: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и деепричастие; 2)менялся состав знаменательных и служебных частей речи. Так, например, Ф. И. Буслаев в число служебных включал числительное и местоимение. 3)в XX веке были названы новые части речи: категория состояния и модальные слова12. § 2. Вопрос о принципах классификации частей речи В конце XIX века А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации частей речи. С именем А.А. Потебни связано семантическое направление, которое на первое место при классификации лексем ставит лексическое значение. (М.В.Панов. О частях речи в русском языке // Фил. науки. - 1960 №4.М.В. Панов. Указ, раб; Вопросы теории частей речи Л.: Наука, 1968.М.И. Алехина. Местоимение как часть речи // Явления переходности в грамматическом строе русского языка.- М., 1988. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972). В современной лингвистике семантический критерий рассматривается как один из возможных путей классификации слов по частям речи. В качестве примера можно привести классификацию М.В. Панова13, в основе которой опора на значение не корневых, а аффиксальных морфем - суффиксов и окончаний. Именно они, за небольшим исключением, явно указывают, к какой части речи принадлежит слово. Так, например, значение корневой морфемы в словах "трус, трусить, трусливый" одно и то же, но частеречная их принадлежность различна. С другой стороны, слово "бег", хотя и имеет корневую морфему со значением действия, является существительным, так как на это указывают нулевое окончание и нулевой суффикс. Все словоформы в этой классификации распределяются по 3 рубрикам: предмет, признак, действие. Традиционно выделяемые местоимения распределяются между существительными, прилагательными и наречиями. Аналогичным образом рассматриваются и числительные: количественные и собирательные относятся к существительным, порядковые - к прилагательным, а слова типа "дважды, трижды" входят в наречия. Деепричастие выделено как самостоятельная ЧР, его категориальное значение - процессуальный признак признака, а причастие отнесено к формам глагола, так как подобно глаголу выражает процессуальность признака. В этой классификации нет места служебным, модальным словам и междометиям, которые не обозначают ни предмет, ни признак, ни процессуальность. Ф.Ф. Фортунатов построил классификацию частей речи на основе морфологического, или формально-грамматического, принципа. Он выделял формальные классы полных слов по наличию и характеру форм: слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Эти классы он назвал частями речи. Классам полных форм противопоставлен класс бесформенных слов - частичных: частицы, предлоги, союзы, связки. Формальную классификацию довел до логического конца М.П. Петерсон, вообще отказавшись от традиционного термина "часть речи". Формально-грамматические классификации подвергались справедливой критике, прежде всего за то, что в них полностью игнорируется значение при распределении слов по особенностям их изменения, в результате слова с одинаковым значением оказываются в разных рубриках (например, формы прошедшего времени оторваны от личных спрягаемых форм как слова родовые). Синтаксический принцип классификации частей речи был заложен А.А. Шахматовым. В соответствии с этим принципом рассматривается возможность-невозможность функционирования словоформы в качестве члена предложения или целого предложения и выделяются самостоятельные и служебные слова. В рамках синтаксического принципа может быть произведена классификация на основе синтаксических функций словоформ, и тогда именительный падеж будет противопоставлен всем другим падежам, так как только им. падеж может выступать в функции подлежащего; в разных рубриках окажутся спрягаемые формы глаголов, инфинитив, причастия и деепричастия, роль которых в предложении различна. Таким образом, любой из критериев, примененный абсолютно, не приводит к выделению той системы ЧР, которая традиционно существует в русской науке как результат компромисса между семантическим, морфологическим и синтаксическим принципами. Именно на учете всех принципов призывал классифицировать ЧР акад. Л.В. Щерба - представитель лексико-грамматического направления - в известной статье "О частях речи в русском языке". Идеи Л.В. Щербы были поддержаны акад. В.В. Виноградовым, и разработанная им система ЧР легла в основу вузовских и школьных грамматик. § 3. Части речи в русском языке как система В учебной и научной литературе части речи обычно называют лексико-грамматическими или грамматическими классами слов. Принципиальной разницы между этими терминами нет, ибо в обоих случаях части речи выделяются на основании комплекса признаков: лексического (или классифицирующего) значения, морфологических и синтаксических характеристик, однако термин "грамматические классы слов" подчеркивает приоритет грамматических признаков, на основании чего, например, в класс прилагательных включаются порядковые числительные и часть местоимений. В качестве дополнительного признака называют также деривационный. Понимание частей речи как структурно-семантических классов слов предполагает их выделение на основе совокупности наиболее существенных дифференциальных признаков, к числу которых относят: классифицирующее значение, систему форм слова (парадигматический аспект), морфологические категории, морфемный состав, валентность слова, синтаксические функции14. Вместе с тем наличие наборов дифференциальных признаков констатируется и при трактовке частей речи как лексико-грамматических классов слов. Таким образом, все три характеристики частеречных классов в общем-то близки друг другу и отличаются лишь отдельными акцентами. (А.Я. Баудер. Части речи - структурно-семантические классы слов в современном русском языке. - Таллин: Валгус, 1982. С.22; В.В. Бабайцева. В книге В.В. Виноградова "Русский язык" представлено четыре структурно-семантических класса слов: I. Части речи: 1. Имена: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) числительное. Местоимения (в состоянии разложения). Глагол. Наречие. Категория состояния. II. Частицы речи: 1)Частицы в собственном смысле. 2)Частицы-связки. 3)Предлоги. 4)Союзы. III. Модальные слова, образующие особый структурно-семантический класс слов, примыкающий к частицам речи. IV. Междометия. В практике вузовского и школьного преподавания все эти группы слов получили статус частей речи. Они образуют систему, в основе которой лежат отношения сходства и различия. Так, для знаменательных ЧР при своеобразии каждой из них характерны следующие общие признаки: 1) они отражают различные явления объективной действительности (предметы, признаки, количества, процессы, состояния), то есть обладают номинативной функцией (кроме местоимений, функция которых дейктическая); 2) способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений действительности; 3) являются членами предложения. Служебные ЧР обладают следующими признаками: 1) не имеют номинативной функции; 2) их употребление несамостоятельно; 3) не являются членами предложения. Они как бы "обслуживают" знаменательные слова, удовлетворяя их грамматические потребности: спросить о друге, брат и сестра, только ты и т.д. Модальные слова выражают отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего: очевидно, конечно, разумеется и характеризуются тем, что 1) не изменяются; 2) не являются членами предложения; 3) грамматически независимы. Междометия выражают чувства и эмоции, являются неизменяемыми и синтаксически независимыми. § 4. Проблема лексем, совмещающих признаки двух частей речи В учении о частях речи до сих пор есть много проблем. Одна из них - как классифицировать факты языка, обладающие свойствами двух частей речи? Таковыми являются причастия и деепричастия, слова "тысяча, миллион, миллиард", порядковые числительные, союзные слова и некоторые другие. По поводу причастий и деепричастий диапазон мнений достаточно широк, разные точки зрения нашли отражение в школьных учебниках: их рассматривают как формы глагола, как самостоятельные части речи, как гибридные, синкретичные формы, понимая под синкретизмом совмещение признаков двух частей речи; причастие включают также в класс прилагательных. Слова, обозначающие порядок предметов при счете, относят к порядковым числительным, имея в виду прежде всего их семантику, или к именам прилагательным, отмечают наличие в них высокой степени синкретичности. По-разному трактуется частеречный статус слов тысяча, миллион, миллиард: их включают в состав числительных или существительных, считают функциональными омонимами или относят к синкретичным явлениям. Свойствами местоимений (в широком понимании) и союзов обладают союзные слова: который, что, где, куда, откуда и др. Лексемы, совмещающие признаки двух частей речи, называют также контаминантами16. § 5. Вопрос об отношении к частям речи словесных комплексов Отношение к частям речи словесных комплексов неоднократно рассматривалось в лингвистике. Высказывалась мысль о том, что словесные комплексы в принципе могут быть частями речи, это зависит от степени грамматикализации, лексикализации и фразеологизации17. Мы полагаем, что с точки зрения частеречного статуса словесные комплексы представляют собой разные явления; среди них: - аналитические формы слова, признаки которых были рассмотрены выше; -словесные комплексы, которые могут быть названы аналогами частей речи. Термин "аналог" известен в лингвистике: он используется в Гр.- 80 применительно к словам с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств: ведь, вернее, еще ("кроме того"), значит, иначе, кстати и др. Известно использование этого термина в работах морфологического и синтаксического направления. К числу аналогов мы, например, относим наименования типа Красное село, железная дорога; глагольные сочетания, соотносительные с глаголами (дать обещание, иметь значение) и др. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже. Для словесных комплексов, являющихся аналогами частей речи, характерно то, что, обладая функциональными признаками "словных" частей речи, они отличаются от последних целым рядом признаков, которые хотя бы частично присутствуют в той или иной группе аналогов18: семантическое единство при структурной расчлененности; функциональная равноценность словным частям речи; возможно наличие синсемантичного элемента или полная десемантизация компонентов; отсутствие парадигматических противопоставлений; воспроизводимость; возможно наличие переменного компонента: Большая Медведица - Малая Медведица, дать разрешение - дать свободу и т.д. § 6. Понятие о переходных и синкретичных явлениях в области частей речи Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка. Проблема переходности в области частей речи впервые была поставлена А.С. Бедняковым в статье "Явления переходности в грамматических категориях в современном русском языке" (РЯШ.- 1941.- № 3). Большой вклад в изучение этих явлений внесли работы В.В. Виноградова, В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Я. Баудера и др. Переходность в системе частей речи определяют как процесс преобразования структурных и семантических свойств слов при сохранении исходного звукового и графического комплекса"...19. Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений: переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого - синтаксического способа словообразования. И как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: у больного ребенка - в палате больного; идти на встречу с писателем – идти навстречу; переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико -грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные: железная дверь – железный кулак; абстрактные При переходе слов из одной ЧР в другую возникают синкретичные образования, совмещающие признаки единиц разных классов и отражающие ту стадию этого перехода, когда он окончательно еще не завершен и в ближайшее время, вероятно, не завершится. В предложении "Утром иду на работу" словоформа утром обладает признаками существительного и наречия; наличие определения усиливает субстантивные свойства (Ранним утром иду на работу), его отсутствие - наречные. Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в русском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные достижения в этой области; сложная и несколько противоречивая традиционная система частей речи как программа описания грамматического строя в общем-то хорошо работает, вполне удовлетворяет практические потребности, позволяет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубрику. Это и определяет жизнеспособность традиционного учения о частях речи.
Лекция № 3
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |