Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в физиологию




Место физиологии в системе биологических наук. Физиология (physis – природа, logos – учение) изучает процессы функционирования тканей, органов, систем органов и организма в целом при нормальных и измененных условиях внешней и внутренней сред организма. Она выявляет причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой.

Различают физиологическую систему - совокупность наследственно закрепленных органов и тканей, выполняющих отдельную функцию в организме, и функциональную систему, основанную на взаимосвязях между органами и физиологическими системами для выполнения определенной деятельности.

Практической задачей физиологии является глубокое познание функций на таком уровне, чтобы обеспечить возможность активного воздействия на них (т.е. управлять ими).

В физиологии можно выделить ряд отдельных, но тесно связанных между собой разделов. Это прежде всего общая физиология, сравнительная (эволюционная), частная (специальная).

Общая физиология изучает общие закономерности реакций живой материи на воздействие среды, основные жизненные процессы. Сюда относятся общие для всех тканей организма процессы обмена веществ и энергии, совокупность данных, характеризующих деятельность различных органов и систем. Закономерности, характеризующие их деятельность и общие свойства тканей, важны в конечном итоге для познания нормальной деятельности организма в целом.

Сравнительная физиология исследует специфические особенности функций организма различных видов и организмов одного и того же вида, находящихся на разных этапах индивидуального развития. Конечной задачей сравнительной физиологии является изучение закономерностей видового и индивидуального развития функций.

На основе успехов физиологической науки развивался ряд её разделов, имеющих большое прикладное значение (частная физиология). К их числу относятся: физиология отдельных классов и групп животных, физиология отдельных видов, физиология отдельных органов (печень, почки, сердце), тканей (нервная, мышечная), систем (дыхания, кровообращения и т.д.), физиология человека. Направленность специальных разделов физиологии определяется сущностью видов деятельности человека. Активнее других областей физиологии развиваются физиология труда, физиология питания, космическая физиология, физиология физических упражнений и спорта и т.д., имеющие важное практическое значение.

Нормальная физиология представляет теоретическую основу всех практических медицинских дисциплин. На её основе получила развитие патологическая физиология, изучающая общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме, т.е. особых проявлений жизнедеятельности больного организма.

Наряду с медициной (где физиология является её теоретической базой), физиология тесно связана с рядом областей знаний, базируясь на данных одних наук и являясь в свою очередь основой для развития других наук.

Опираясь на законы физики и химии и широко используя физико-химические методы исследования в физиологии, определились два важнейших направления – физическое и химическое, которые превратились в самостоятельные дисциплины – биохимию и биофизику. Эти направления открывают большие возможности для анализа жизненных явлений, однако в отдельности они не дают полного познания функций, что может быть достигнуто только путём физиологического их изучения на основе синтеза физических, химических и физиологических данных.

Физиология тесно связана с такими биологическими науками как анатомия, гистология, цитология, так как нельзя глубоко изучить функции организма, его органов, тканей и клеток не зная их строения.

В последние годы бурное развитие получила кибернетика – наука об общих принципах управления и связи в машинах, механизмах и живых организмах. Кибернетический подход к изучению физиологических проблем характеризуется широким системным, синтетическими подходом, что помогает изучить общие принципы регуляции и взаимодействия функций.

Физиология представляет собой биологическую основу современной психологии и педагогики. Конкретное практическое значение физиологии для педагогики тесно связано с тем, что понимание возрастных особенностей физиологических процессов, имеющих место в организме детей, необходимо педагогу для правильной организации труда и быта ребёнка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.