Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалы и ценности науки

Различные социальные группы вырабаты­вают разные позиции в ценностном отношении к науке, имеют разные возможности воздействия на научное сообщество. Поэ­тому не исключены ситуации, когда противоборствующие со­циальные силы для обеспечения собственных интересов пыта­ются заручиться поддержкой научного сообщества или даже подчинить его себе.

С такого рода ситуациями ученым приходилось сталкивать­ся уже при становлении социального института науки. Так, в Англии XVII в., когда ее сотрясали религиозно-политичес­кие конфликты и гражданские войны, лидеры научного сооб­щества Р. Бойль, Р. Гук и их коллеги предпочли не вмешивать­ся в борьбу, фактически сделав выбор в пользу автономии науки. В Уставе Королевского общества, подготовленном Бой-лем, в частности, было положение о цели Общества как о «со­вершенствовании знания о естественных предметах и всех по­лезных искусствах... с помощью экспериментов, не вмешива­ясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику». В истории науки эта норма периодичес­ки ставится под сомнение, однако в период формирования со­циального института науки без нее вряд ли науке удалось от­стоять свою автономию.

Принцип невмешательства в вопросы религии, морали, по­литики в настоящее время часто называют принципом цен­ностной нейтральности либо принципом этической нейтраль­ности науки. Предполагается, что ученые не затрагивают во­просы религии, этики, политики, а в обмен за это богословы, моралисты, политики также не должны вмешиваться в дела науки. Согласно принципу ценностной нейтральности, наука оперирует фактическими, а не ценностными суждениями, поэтому данный принцип называют и принципом свободы от цен­ностных суждений. Но по своей сути

научная познавательная де­ятельность подлежит ценностным и моральным оценкам, по­скольку научное познание не только осуществляется человеком, но оно осуществляется для человека. Здесь имеются в виду не только возможности его практически-прикладного использова­ния, но и то, что знание, которое получает данный исследователь, по своим свойствам должно быть таким, чтобы его могли усво­ить, воспринять и оценить и другие, по крайней мере его коллеги. Доступное для человеческого восприятия, понимания и осмыс­ления исследование не будет считаться завершенным, если его результат не доложен коллегам на научном семинаре, симпозиу­ме или не опубликован в научном журнале. Ученый, делая свой результат достоянием научного сообщества, в какой-то мере от­чуждает его от себя, а его коллеги получают возможность вос­пользоваться этим результатом для его критической оценки, для проведения новых исследований, для изложения его в учебнике, для его прикладного применения. Слайд 11

Социальная ответственность ученых реализуется во взаимо­отношениях науки и общества, причем проблемы профессио­нальной и социальной ответственности ученых тесно перепле­тены.

Один из создателей квантовой механики, М. Борн, раз­мышляя об американской ядерной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки, отмечал, что в современной науке и ее этике произошли такие изменения, что невозможно сохранение старого идеала служения знанию ради него самого.

Социальная ответственность ученых была исходным импуль­сом, который заставил в начале 1960-х гг. сначала их, а затем и широкую общественность осознать серьезность ситуации, угрожающей будущему человечества в результате бездумного применения научно-технических достижений, которое становилось причиной загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов.

В 1970-е гг. общественный резонанс вызвали результаты и перспективы биомедицинских и генетических исследований. Группа биологов и генетиков во главе с американским ученым П. Бергом предложила даже объявить добровольный запрет на эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять потенциальную опасность для генетической кон­ституции живущих ныне организмов.

Стоит упомянуть и дискуссии, связанные с бурным разви­тием микроэлектроники и информатики. Прогресс вычисли­тельной техники, внедрение роботов и компьютеров во все сферы жизни человека и общества ставят немало вопросов о свободе и суверенности личности.

Можно сделать вывод, что социальная ответственность уче­ных не есть что-то внешнее по отношению к научной деятель­ности. Напротив, ценностные и этические основания — неотъ­емлемая часть научной деятельности, которая ощутимо влияет на проблематику и направления исследований. При этом раз­витие науки увеличивает количество проблемных ситуаций, и пока нравственный опыт, накопленный учеными и всем чело­вечеством, оказывается недостаточным для их разрешения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные компоненты теоретического уровня | Мислення
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.