Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сказки о животных

Комулятивные сказки

Кумулятивные сказки и сказки о животных

Не очень обширный вид сказок, который обладает специфическими композиционными и стилевыми особенностями. По данным Проппа («Русская сказка») в русском сказочном репертуаре можно насчитать около 20 разных типов кумулятивных сказок.

Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. Простейший пример - «Репка» кроме принципа цепи возможны и другие принципы нарастания, ведущего к внезапной комической катастрофе. Отсюда и название (сравни: comulare - нагромождать, увеличивать).

В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий, наоборот событие ничтожно, и эта ничтожность всегда в комическом контрасте, ибо влечет за собой катастрофу. Разбилось яичко - горит вся деревня.

Композиция проста:

Экспозиция. Состоит из обычного события или жизненной ситуации. Разбивается яичко. Баба печет колобок. Не назвать даже завязкой, ибо не видно, откуда развивается действие. Оно развивается неожиданно, и в этом весь эффект. Способы соединения цепи с композицией достаточно разные. «Репка» и «Теремок». В первом случае цепь мотивированна, во втором - необходимости в приходе новых зверей нет.

Принципы, по которым наращивается цепь, тоже очень разные. Отсылка, пожирания («Глиняный паренек»), угроза пожирания («Колобок»), ряд обменов («За курочку уточку), последовательное появление непрошеных гостей («Теремок»), создание цепи из человеческих тел или тел животных(«Репка»)

Также к кумулятивным относятся сказки, построенные на различных видах комических, бесконечных диалогов.

Два стиля кумулятивных сказок:

1.Одни рассказываются эпически, спокойно, медленно, как и всякие другие сказки.

2.Нагромождению и нарастанию способствует нагромождение слов. Их называют формульными.

Вся прелесть этих сказок в повторениях. Весь их смысл - в красочном исполнении. Оно требует мастерства: иногда приближается к скороговоркам, иногда сказки поются. Эти особенности делают их любимым детским жанром.

Сказки волшебные и кумулятивные выделены по принципу структуры. Сказки о животных - по действующим лицам.

Вообще все спорно, ибо сказки о животных могут быть отнесены и к кумулятивным («За курочку уточку), и к волшебным («Волк и семеро козлят») в некоторых случаях.

Сказки о животных условны еще и потому, что животные и человек взаимозаменяемы. «Кот, петух и лиса» такое же начало, как в сказке «Баба-яга и жихарь».

Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в кототрых животное является основным объектом или субъектом повествования. Есть сказки, где присутствуют и животные, и люди. Но нужно различать, кто из героев в центре повествования, а кто второстепенен. Лиса, ворующая рыбу, а не мужик. Волк у проруби, а не бабы.

Нужно помнить, что такие сказки имеют мало общего с действительностью, т.е они не отображают природных повадок животных. Животные- условные носители действия. Сказки о животных должны быть признаны фантастическими.

Русская сказка о животных отличается не только самобытностью репертуара, но и особым характером. Наши звери живут в берлогах и не в такой степени отражают быт человека, как западные. Производят впечатление большей непосредственности.

В сказках о животных не установлено единства композиции: они разнообразны. Они строятся на элементарных действиях (например, вредный совет).

Изучение композиции обнаруживает два типа сказок:

Законченные, цельные, с определенной завязкой, развитием и развязкой. Они представляют собой сказочные типы в общепринятом смысле этого слова. «Лиса и журавль».

Большинство же не обладает сюжетной самостоятельностью.

Есть сюжеты, которые никогда не рассказываются отдельно. «Лиса и волк с проруби». Эта соединяемость - внутренний признак животного эпоса, не присущий иным жанрам.

Домашние животные - нечастые герои сказок. Если они появляются, то в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Это позволяет предположить древнее происхождение сказок о животных (Пропп «Русская сказка»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бытовая сказка | Легенда: проблема происхождения. Функции. Легенда и народные религиозные верования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.