Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под к у л ь т у р о й д е л о в о г о о б щ е н и я

Что значит владеть культурой делового общения

Одно из значений слова ≪культура≫ — ≪уровень развития какой- либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности≫1.

следует понимать - высокий уровень умения общаться в деловом мире.

Из приведенного выше определения общения следует, что культура делового общения предполагает:

1. Высокую коммуникативную культуру, то есть

искусство говорить (в том числе публично) и слушать.

2. Умение объективно воспринимать и правильно

понимать партнера.

3. Умение строить отношения с любым партнером,

добиваться эффективного взаимодействия на основе

обоюдных интересов.

Стороны делового общения взаимосвязаны: умение правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством — их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять

нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире.

Пониманию сути делового общения способствуетсхема структуры общения (рис.1). Эта же схема упрощенноотражает процесс публичного выступления,который с полным основанием считается специфическимвидом делового общения. Ведь и в этомслучаеВ общение вступают субъекты А и Б. Предположим,А обращается к Б. Это может быть деловое предложение,

а если Б символизирует группу людей —сообщение или доклад. Воздействие А вызывает реакциюу Б. А учитывает реакцию Б и корректируетсвою речь. Б снова реагирует, и общение продолжается.О таком процессе говорят как о системе с обратнойсвязью.

Вступая в контакт, А и Б хотят плодотворного взаимодействия,определенного результата. В каком случаесубъект А добьется желаемого? Достаточно ли дляэтого просто предложить то, в чем нуждается партнерили аудитория? Практика показывает, что всегда при прочих равных условиях предпочтение отдается тому, кто обнаруживает высокий уровень

умения общаться в деловом мире. Понятие о культуре делового общения 11 людей связывают общие интересы их дела. Аудиторию можно назвать коллективным собеседником. Благодаря

явлению подражания поведению людей в коллективе, а также реакции психического заражения аудитория часто ведет себя как один человек. Конечно, есть особенности в общении с единственным собеседником и коллективным. Но сам процесс общения в обоих случаях имеет одинаковую структуру. Понятие о культуре делового общения 13 от самого процесса общения, чего не добиться никакими манипулятивными техниками, одурачивающими

партнера на время контакта. Встречаются бизнесмены, которые не могут похвастать

высокой культурой, но уверены при этом, что ведут себя ≪по Карнеги≫. Выглядит это порой трагикомично. Вот зарисовка с натуры. Широко улыбаясь, в офис входит с иголочки одетый молодой человек. Секретарь за компьютером не обращает на него никакого внимания. Он, не смущаясь, направляется прямо к ней. ≪Девушка, вы сегодня такая красивая!≫ Секретарь

не реагирует. Молодой человек извлекает из кармана шоколадку и шлепает ее на стол: ≪Это вам небольшой презент≫. Секретарь, наконец, поднимает глаза: ≪Вы, собственно, что хотите?≫ В разговоре выясняется, что по объективным причинам просьба посетителя не может быть удовлетворена. Улыбка мгновенно слетает у него с лица. Он протягивает руку, чтоб забрать свой ≪презент≫, но спохватывается,зло оглядывается вокруг, сквозь зубы обзывает девушку и, шаркая ногами, уходит. Можно возразить, что так могут себя вести только невоспитанные

≪мелкие сошки≫. К сожалению, на более высоком уровне, когда внутренняя культура и уважение к партнеру отсутствуют, схема поведения примерно та же. Коммуникативные умения и профессиональные знания, достойный внешний вид принесут настоящий

успех деловому человеку только будучи помножены на его высокие нравственные качества.

Подлинная культура делового общения предполагает и высокую этическую культуру, умение

видеть в деловом партнере не только нужную тебе, но и интересную, полноценную личность.

Это значит, что партнер А:

1) является компетентным специалистом и производит

хорошее впечатление на своего партнера Б,

имеет привлекательный имидж (блок 1 схемы);

2) подготовил такое деловое предложение или выступление,

которое способно заинтересовать партнера

или аудиторию (блок 2 — удачное содержание

выступления);

3) в совершенстве владеет ораторским искусством,

то есть смог найти наилучшую форму выражения

содержания своего сообщения для конкретных

собеседников или аудитории (блок 3);

4) умеет правильно выбрать и объективно оценить

партнера или аудиторию (блок 4).

5) ведет разговор при благоприятных условиях.

 

Добиться цели в общении с партнером можно, используя различные приемы психологического давления. Называются они заманчиво, например: ≪Десять способов заставить партнера сказать ≪да≫≫. Подобные советы часто встречаются в пособиях зарубежных специалистов, начиная с Д. Карнеги. По сути, они выражают взгляд на партнера как на некий объект, которым можно управлять в своих интересах. Такое отношение к партнеру отражает не лучшие стороны некоторых представителей зарубежного бизнеса. Надо понимать, что результат общения —

это не только нечто материальное: подписанный договор, заключение соглашения или сделки. Те чувства, с которыми расстаются люди после делового контакта, и те, что остаются в душе, — тоже результат, и немаловажный! Ведь они могут привести к тому, что контакты будут продолжаться или, увы, оборвутся... Положительный результат процесса общения, являющегося подлинным взаимодействием, это еще и внутренняя удовлетворенность, ощущение радости

14 Глава 1

Принципам деловой этики и вытекающим из них правилам делового этикета посвящены многочисленные исследования наших и зарубежных специалистов

Первой и самой важной ценностью специалист по этике и психологии бизнеса профессор Ф.А. Кузин называет честность и порядочность в деловых отношениях.

≪Требование честности в бизнесе, — пишет Ф.А. Кузин, — вытекает из его природы. Обман не

может служить основой для нормального экономического процесса... Сейчас без честности и порядочности в отношениях между промышленными предприятиями, банками, отдельными людьми цивилизованное предпринимательство просто невозможно. Миллионы тон нефти и нефтепродуктов, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются

и покупаются на товарных и фондовых биржах Запада на основе устных сделок без свидетелей. Честность и порядочность были присуши и русскому купечеству. На Руси был известен обычай ≪бить по рукам≫, что означало формальное заключение сделки ≫

Грустно, конечно, что об этой традиции приходится говорить в прошедшем времени. Сейчас мы переживаем эпоху первоначального накопления капитала, когда для многих предпринимателей получение прибыли — вопрос выживания, со всеми вытекающими

отсюда последствиями. ≪Отечественный бизнес пока еще не стал цивилизованным. Подавляющая часть наших банкиров, биржевиков, промышленников и других предпринимателей еще очень далека от следования принципам деловой жизни в цивилизованном мире... Многие отечественные бизнесмены заботятся больше о своих карманах, чем о своей репутации.. Отсюда случаи недобросовестного исполнения обязательств, пренебрежение интересами партнера, а иногда и откровенное стремление обмануть его≫, — с сожалением констатирует Ф.А. Кузин. Однако не следует считать ситуацию безнадежной: ≪Жизнь убеждает современных предпринимателей, что прочное процветание бизнеса возможно лишь при соблюдении этических норм, сформировавшихся

в ходе эволюции общества≫. Хочется верить, что в недалеком будущем и нашим бизнесменам будет присуща принятая во всем мире деловая обязательность, что и наши деловые люди

будут стремиться следовать формуле успеха западных предпринимателей:

преуспевание = профессионализм + порядочность

 

Другой основополагающий принцип деловых взаимосвязей

терпимость, которая означает осознание невозможности преодолеть ≪с наскока≫ слабости

и недостатки партнеров. Отметим также необходимость тактичности, справедливости,

требовательности к себе, принципиальности и уважения к мнению других в деловых контактах. Говоря о культуре делового общения, имеют в виду и определенное ≪качество≫ общения, умение создать благоприятную атмосферу делового разговора, способствующую

взаимопониманию и взаимодействию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С разными людьми, добиваясь максимальной эффективности деловых контактов | Так называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.