Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параметры рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция

Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время, а спрос – количество товаров, которые потребители готовы купить в это же время.

Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке. Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию, которая идет: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями.

Объектом борьбы между покупателями является товар - каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.

Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей и факторы производства. На рынке товаров и услуг борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос, на рынке факторов производства. Конкуренция предприятий за приобретение факторов производства и продажу товаров позволяет наиболее эффективно определить, как производить товары. Далее спрос фирм на ресурсы сталкивается с общественным предложением труда и других ресурсов на рынке факторов, тем самым, определяя зарплату, ренту и процентные платежи. Таким образом, прибыль влияет на то, для кого предназначены товары.

Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен - продавец стремится продать дороже, а покупатель купить дешевле. «Голосуя деньгами», домашние хозяйства взаимодействуют с предложением фирм на рынке товаров, помогая установить, что надо производить.

Цена является особенно важным элементом рынка. Прежде всего, цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей они принимают соответствующие решения. Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными. Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?

Система денежных цен, которые быстро реагируют на изменение условий спроса и предложения, является жизненно необходимым механизмом координации поведения в экономических системах с высокой степенью специализации.

На каком уровне должна установиться цена? Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос и совокупное предложение одного и того же товара, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения. В некоторой точке кривые пересекутся. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается рыночное равновесие. Цена, при которой имеет место рыночное равновесие, называется равновесной ценой.

 

Равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

PE=PD=PS, QE=QD=QS

Цена равновесия обычно ниже максимально-предлагаемой потребителями цены, а также равновесная цена обычно выше минимальной цены которую готовы предложить производители.

Равнове́сная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

- цена, при которой спрос и предложение равны;

- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие рыночной экономики. Экономические функции государства в рыночной экономике | Понятие спроса и факторы, его определяющие. Формирование спроса на услуги предприятий индустрии туризма и гостеприимства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.