КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физиология памяти
1. Научение и память, определение и виды. 2. Нейрофизиологические и нейрохимические механизмы памяти. Основу адаптивного (индивидуального) поведения составляют 2 процесса - научение (обучение) и память. Они играют > значение в адаптации организма к окружающей среде. Память - способность живых систем к приобретению и использованию опыта /СФТ/. Возникновение следа памяти при взаимодействии материальных объектов является универсальным феноменом природы. Для памяти, в частности ЦНС, характерен активный характер следа, его способность достраиваться, развиваться в мозге. Различают память: - филогенетическую, в которой воплощен опыт, накопленный в ходе эволюционного развития; - онтогенетическую, в которой воплощен индивидуальный опыт особи. По происхождению, механизмам и другим особенностям: 1. Образная память - возникает при однократном восприятии запоминаемой ситуации. 2. Условнорефлекторная память - возникает в ходе повторных сочетаний условного и безусловного раздражителей при выработке УР. 3. Эмоциональная память - проявляющаяся в закреплении и последующем воспроизведении определенных эмоциональных состояний. 4. Модально-специфическая память: зрительная, слуховая, двигательная и др. 5. Словесно-логическая память (свойственная только человеку) - закрепление и воспроизведение слов, фраз, логики предложений и мысли. 6. Биологическая память - способность живых существ, воспринимая воздействия извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые воздействиями изменения функционального состояния и структуры. В физиологии чаще всего выделяют 2 вида памяти: кратковре- менную и долговременную /Линдслей, Миллер, Бериташвили/, учитывая их временную организацию. Кратковременная память обеспечивает сохранение воспринятой информации в течение относительно короткого времени. Она подразделяется на 2 стадии: 1. "Непосредственный отпечаток" сенсорной информации, ее называют также "иконическая ","сенсорная" или "электрическая стадия" 2. "Собственно кратковременная память","оперативная" или "межуточная" или "стадия консолидации". Долговременная память удерживает огромный объем информации, все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в долговременную память и сохраняется часами, днями, годами. Долговременная память включает вторичную и третичную память. - вторичная долговременная память характеризуется созданием ассоциаций, то есть взаимоотношений между отдельными элементами и явлениями, длительность сохранения информации от нескольких минут до нескольких лет. Ввод информации, и её поддержание на уровне вторичной долговременной памяти идет посредством практики, то есть целенаправленным повторением информации. Существенным является и значимость информации для индивидуума. - третичная долговременная память - это та информация, которая постоянно сопровождает жизнь человека, это также его навыки: способность к чтению, письму, профессиональной деятельности. Емкость третичной долговременной памяти очень велика, длительность - вся жизнь, ввод информации - посредством очень частой практики, доступ к информации - очень быстрый, забывания, по-видимому, нет. Структурно-мозговое обеспечение памяти.
Память характеризуется системной организацией, то есть в функции памяти участвуют практически все структуры головного мозга. Однако выделяют основные - это кора больших полушарий, особенно медиальная височная доля, гиппокамп, миндалины, таламус и мозжечок. Медиальная часть височной коры участвует в запоминании и сохранении текущих событий. При поражении ее у человека отмечается антероградная амнезия - неспособность к усвоению новой информации. При этой амнезии гораздо больше страдают вербальные навыки. Гиппокамп участвует в формировании и временном сохранении следов памяти. При поражении гиппокампа нарушается процесс обучения, больные не могут хранить в памяти то, что узнавали, однако память о событиях до болезни полностью сохраняется. Височная область коры, гиппокамп и миндалины работают содружественно. Это показано в эксперименте - только одновременное удаление гиппокампа и миндалин уничтожает результаты недавнего обучения и лишает животное возможности дальнейшего обучения. Для коры больших полушарий в целом характерно отсутствие избирательности, то есть не найдено в ней участков специфичных для определенных функций памяти. Считают, что вся кора участвует в формировании памяти. Экспериментально установлено, что у животных при систематическом обучении слои коры утолщаются, усложняется структура нейронов. Таламус участвует в усвоении нового словесного материала, поэтому при его повреждении /дорсомедиальных ядер/ у человека сохраняется долговременная память, но исчезает способность к формированию кратковременной памяти. Мозжечок в основном участвует в формировании двигательных компонентов памяти, а миндалины - в эмоциональных аспектах памяти. Ретикулярная формации, гипоталамус, амигдалярный комплекс играют роль мощной системы неспецифической активации или усиления специфических структур мозга. Механизмы памяти. Кратковременная память. Предполагают, что в основе формирования кратковременной памяти лежат 2 основных процесса: - реверберация одинаковых пространственно-временных комп- лексов возбуждения в сенсорных зонах коры больших полушарий; этот механизм подтверждается фактами эксперимента и клиники. - активация калиевой проводимости мембран - участие К-каналов доказывается тем, что при введении ингибиторов К-Nа АТФ-азы сказывается на формировании КП. Этот механизм объясняется тем, что гиперполяризация мембраны сопровождается поступлением аминокислот и синтезом определенных белков нервной клетки, белки повышают эффективность синапсов. Большое значение в КП принадлежит ацетилхолину, так как введение атропина и скополамина (в-в, нарушающих рецепцию постсинаптической мембраны к этому медиатору) вызывает снижение эффектов формирования КП. Развивается концепция "клеточных ансамблей" (Хебб, Конорски, Бериташвили, Экклс) указывающая, что при формировании КП в структурах головного мозга образуются "клеточные ансамбли" по которым реверберируют процессы возбуждения, а фиксация следа связна со стойкими изменениями синаптической проводимости при поступлении импульсов определенного паттерна. При частом функционировании синапса на соответствующую импульсную активность возникает процесс облегчения, т.е. длительное изменение синаптической проводимости. Механизмы долговременной памяти. Точек зрения очень много. Суммируя многочисленные факты, следует выделить 3 основных механизма ДП: 1. роль нейромедиаторных систем; 2. роль информационных макромолекул; 3. роль нейропептидов.
1. Адаптация, определение понятия, виды, этапы, стадии и критерии адаптации. Механизмы адаптации. 2. Понятие о стрессе, его фазы (Г.Селье). Адаптация - совокупность морфо -физиологических процессов, обеспечивающих приспособление организма к изменяющимся условиям среды (общеприродным, производственным, социальным). Различают 2 основных вида адаптации: генотипическая - совокупность морфо - физиологических и поведенческих особенностей, направленных на поддержание гомеостаза, позволяющих существовать организму в сложных условиях среды; фенотипическая - приспособление организма, приобретаемое в ходе индивидуальной жизни, формируется в процессе взаимодействия особи с окружающей средой и обеспечивается индивидуальными морфо - физиологическими изменениями. В результате фенотипическая адаптация организмом приобретает отсутствующую ранее устойчивость к определённым факторам внешней среды. Различают 2 этапа в развитии адаптации: - срочный этап - возникает непосредственно после начала действия фактора и реализуется на основе готовых, ранее сформировавшихся механизмов; основная черта этого этапа - деятельность организма протекает на пределе его физиологических возможностей; реализуется "с места", но оказывается не совершенной; - долговременный этап - возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды; развивается на основе многократной реализации срочной адаптации. Основная особенность - постепенные количественные изменения организма приводят к приобретению им новых качеств, организм из неадаптированного --- в адаптированный.. Классически выделяют 4 стадии формирования адаптпции: 1. стадия срочной адаптации характеризуется мобилизацией предсуществовавших адаптационных механизмов; структурно еще не обеспечена. В сфере поведения - это стадия расточительных, а иногда удачных поведенческих реакций. В сфере физических нагрузок - работа на пределе максимальных функций различных систем. Если в организме имеются звенья системы неполноценные, то эта стадия несовершенная. Для этой стадии характерно: гиперфункция систем, специфически ответственных за приспособление к данному фактору;- стресс-синдром; значительные сдвиги параметров гомеостаза. 2. Стадия перехода срочного этапа к долговременному. - активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специфически ответственной за А.; - увеличение мощности этой доминирующей системы; - постепенное уменьшение признаков стресс- синдрома. Эта стадия может затягиваться, когда на организм действует чрезмерно сильный фактор или ситуация, и эффективная функциональная система не реализуется, и как результат, развивается дизадаптация. 3.Стадия сформировавшейся долговременной адаптации. стабильный уровень структуры и функции; - отсутствие стресс- синдрома; - повышенный функциональный резерв организма. 4. Стадия изнашивания и функциональной недостаточности. Эта стадия развивается только в том случае, если имеет место чрезмерная напряженная адаптация и, как следствие, - нарушение структуры и функции. Для того, чтобы судить о степени адаптированности организма к действующему фактору или факторам среды выделяют критерии адаптации: - устойчивый уровень активности и взаимодействия функциональных систем; - восстановление полной физической и умственной работоспособности, их сохранение или даже повышение; - воспроизведение здорового потомства; - оптимальное соответствие гормонов гипофиза и надпочечников; - сохранение показателей на оптимальном уровне различных гомеостатических систем; - оптимальность различных функций при использовании тестовых нагрузок к физическим, биологическим и социальным факторам. Понятие о стрессе, фазы. Адаптационные реакции протекают при обязательном и решающем участии нейрогормональных механизмов целого организма. Это участие проявляется в виде стресс - реакции. Стресс не просто предшествует адаптации организма к новому фактору, а играет решающую роль в формировании ФУС, реагирующей на данный фактор и структурного следа, > мощность этой ФУС. Под стрессом понимают "неспецифическую реакцию организма на любое требование извне" (Г.Селье,1974). Под термином стресс (напряжение) понимается неспецифические психофизиологические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов. Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма. Для обозначения стрессорного агента, оказывающего сильное, отрицательно влияющее на организм воздействие, применяется термин "стрессор". Биологическое значение стресса - это один из способов достижения резистентности организма при действии на него повреждающего фактора. Одновременно стресс - это форма опережающего отражения действительности. С помощью определенных, эволюционно закрепившихся неспецифических реакций, организм уходит от повреждающего эффекта раздражителя до того, как вызванные им изменения станут необратимыми. Г.Селье первый выявил, что оргаизм при действии на него различных значимых раздражителей различной природы реагирует комплексом неспецифических реакций: - увеличение и повышение активности коркового слоя коры надпочечников и исчезновение секреторных гранул из клеток железистой ткани; (объясняется активацией гипоталамо-гипофизарной системы); - сморщивание и уменьшение (инволюция) тимико-лимфатической системы; (предполагается, что это действие кортизола на лимфоциты и клетки вилочковой железы); - точечные язвы слизистой желудка и 12-ти перстной кишки (предполагается, что это эффект глюкокортикоидов на клетки слизистой). Весь перечисленный комплекс является проявлением защитной реакции на стрессор и получил название "общий адаптационный синдром" (ОАС), который является неспецифическим, так как организм аналогично реагирует в ответ на действие различных по качеству и силе раздражители. Классически по Г.Селье выделяют 3 стадии стресса: Сущность ОАС по Г.Селье:" Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится не совместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям. Но поскольку адаптационная энергия не беспредельна, то, если стрессор продолжает действовать, наступает третья стадия - истощение".
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |