КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Учебное пособие для магистрантов
Новосибирск Учебное пособие для магистрантов ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РОССИИ 1941–1991 гг. И. С. КУЗНЕЦОВ СЕРИЯ V. V. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ Н. А. Лукьянова, В. И. Молодин, В. Г. Одиноков Редакционный совет VII. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ V. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ IV. ИСТОЧНИКИ III. МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ II. СБОРНИКИ НАУЧНЫХ ТРУДОВ I. МОНОГРАФИИ СЕРИИ А. П. Деревянко (председатель), Л. Г. Панин (зам. председателя), С. А. Красильников, С. А. Комиссаров, Л. В. Лбова, ТРУДЫ ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА _________________________________________________________________
УДК 94 (470) «20» (075) ББК Т3(2)6–75р30 К 891 Кузнецов И. С. Проблемы истории России 1941–1991 гг.: Учеб. пособие для магистрантов / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2012. Учебное пособие предназначено для дисциплины «Современные проблемы отечественной истории» и подготовлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по специальности/направлению «отечественная история», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом в реализации инновационной образовательной программы. Издание содержит проблемно-историографическую характеристику основных периодов и аспектов отечественной истории 1941–1991 гг. Указанная эпоха рассматривается как время становления, успехов и последующего падения сверхдержавы. Учебное пособие включает пять основных разделов в соответствии с главными этапами этого периода. Каждый раздел сопровождается хроникой ключевых событий. Издание завершается списком источников и литературы.
Рецензенты д-р истор. наук проф. С. А. Красильников д-р истор. наук проф. В. Л. Соскин СОДЕРЖАНИЕ
Из более чем 70-летней истории коммунистического режима в России самым продолжительным является период с 1941 по 1991 гг. В рамках этой эпохи при всей содержательной разнородности охватываемых ею этапов (Великая Отечественная война, последние годы сталинизма, "оттепель", "застой", "перестройка") может быть тем не менее, прослежена определенная фундаментальная историческая тенденция. Вся эта эпоха может быть интерпретирована как время становления, апофеоза и последующего кризиса и падения сверхдержавы. В первые послевоенные годы коммунистический режим, осуществивший ранее тоталитарную модернизацию страны и одержавший победу в самой жестокой из войн, внешне переживает свой апофеоз. Однако в его внутреннем развитии отмечается нарастание социально-экономических и политических противоречий, которые особо явственно дают знать о себе в последующие годы -- в период "оттепели". В послесталинскую эпоху на фоне безуспешных попыток реформирования коммунистической системы обнаруживается тенденция ее деградации, перерастающая во всеобъемлющий кризис и, наконец, на наших глазах – в крах. Названный период в силу его особой специфики в рамках истории России требует обеспечения его адекватного статуса в вузовском курсе отечественной истории. Между тем в преподавании данной эпохи существуют более существенные трудности, чем в отношении предшествующего периода (1917–1941 гг.). Это связано прежде всего с относительно меньшей изученностью послевоенного периода. До сих пор исследование как в целом этой эпохи, так и отдельных ее этапов не увенчалось созданием обобщающих монографических работ либо учебных курсов. В настоящее время можно отметить одну обобщающую работу, охватывающую всю эпоху с 1945 г. и почти до сегодняшнего дня, – это учебное пособие А. В. Филиппова для учителей. (Филиппов А. В. Новейшая история России: 1945–2006. Книга для учителей. М., 2006. С. 35). Оно неоднократно подвергалось критике, особенно за «просталинские» формулировки. Помимо этого в названной работе не прослеживается общая концепция эпохи, она предстает как механическое объединение ряда весьма различных периодов. Кроме того в работе много неудачных выражений, фактических неточностей. Например, в предисловии автор задается вопросом: «Как стоявшая на грани исчезновения страна сумела стремительно восстановить народное хозяйство?» (С. 5). На стр. 24 сообщается, что «уже в 1948 г. промышленное производство достигло довоенного уровня», в то время как в большинстве имеющихся исторических публикаций в качестве такого рубежа называется 1947 г. На стр. 49 говорится: «Боевые потери советской армии и внутренних войск в послевоенные годы сопоставимы с потерями в стратегических операциях Великой Отечественной войны. <…> Гражданская война в западных регионах завершилась победой коммунистов». На стр. 121–122 утверждается: «Одно время он (Н. С. Хрущев. – И. К.) изымал из севооборота травы и засевал все пшеницей, а с 1959 г. (под впечатлением поездки в США) начал «кукурузную эпопею». На самом деле, как известно, форсированное внедрение кукурузы началось после поездки в США министра сельского хозяйства Мицкевича (1955 г.), а сплошной засев всех полей зерновыми («травопольная система») – в последние годы «оттепели». Наиболее репрезентативное изложение проблем отечественной истории 1945--1991 гг. к настоящему времени реализовано в ряде трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных всей эпохе после 1917 г. Обобщая эти краткие историографические замечания, следует прежде всего сделать общий вывод о недостаточности отражения периода с 1941 по 1991 г. во всех имеющихся обобщающих курсах. Изложение событий в них, как правило, недостаточно включено в историографический контекст. Зачастую проводится лишь одна версия случившегося, не всегда учитываются альтернативные мнения, дискуссии историков в оценке тех или иных событий и процессов. Наконец, отмечается определенный эмпиризм этих трудов, некоторая диспропорция между богатством фактического материала и уровнем их концептуального осмысления (с учетом политологических разработок и т. д.) Все эти обстоятельства и определили замысел данного учебного пособия. Специфика его содержания состоит в том, что автор не ставит задачу систематического изложения событий рассматриваемого периода. В этой работе мы ограничиваемся решением одной фундаментальной задачи: по каждому из рассматриваемых этапов отечественной истории (последние годы сталинизма, Великая Оечественная война, "оттепель", "застой", "перестройка") дается аналитический обзор, в котором характеризуется историография соответствующего этапа, выделяются основные дискуссионные проблемы в его изучении. Учебное пособие предназначено для дисциплины «Современные проблемы отечественной истории» и подготовлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (магистра) по специальности/направлению «отечественная история», а также задачами, стоящими перед Новосибирским государственным университетом в реализации инновационной образовательной программы. Оно задумано как полифункциональное по своему назначению и может быть использовано в учебном процессе по следующим основным направлениям: - в качестве дополнительного источника при изучении магистрантами соответствующих событий и процессов, а также при подготовке к экзаменам и зачетам; - в виде специальных заданий при проведении семинарских занятий, практикумов, коллоквиумов; - для подготовки магистрантских докладов в учебных и специальных семинарах; - в качестве пособия при написании курсовых работ и дипломных сочинений на соискание звания магистра.
Раздел 1
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |