![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Церковно-певческое направление
I.Церковно-певческое исполнительство. Основные вопросы Церковнопевческое, светское, народное). Тема II: Истоки, развитие, направления хорового искусства Л и т е р а т у р а
1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство - М. «Владос» 2003. 2. Лащенко А. Хоровая культура., Л.,1989. 3. Асафьев Б. О хоровом искусстве - Л.,1980.
1. Культура Киевской Руси. а) архитектура. б) литература. в) музыка (светское музыцирование, скоморохи, кандакарное пение). 2. Великий Новгород. а) архитектура. б) литература (Садко, былина-эпос). в) музыка (скоморохи, распевщики, знаменное пение, Пещное действо, колокола). 3. Москва XV в. а) история (объединение земель, Куликовская битва). б) литература (поэма «Задонщина», книгопечатание). в) архитектура (Кремль, Собор Вас. Блаженного и т.д.). г) музыка (жанр исторической песни, «Обиход», «Стоглавый собор», хор государевых певчих дьяков, знаменное демественное, строчное, партесное пение. М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, Синодальный хор). II.Светское хоровое исполнительство. Хоры: 1.Т.Я.Ломакина. 2.А.А.Архангельского. 3.В.А.Булычёва. 4.И.И.Юхова. III.Народное хоровое исполнительство. Хоры: 1. И.Е.Молчанова. 2. Д.А.Агренева-Славянского. 3. П.Г.Яркова. 4. М.Е.Пятницкого. Цель: Проследить исторический путь развития академического хорового исполнительства. Проанализировать его взаимосвязь с другими видами искусства и направлениями хорового исполнительства.
Хоровое искусство прошло огромнейший путь от первоначальных календарно-обрядовых циклов (исторических и лирико-бытовых песен) до хоровых концертов (современной музыки – хоровой концерт памяти Юрлова Г.В.Свиридова). III направления: церковно-певческое, светское и народное хоровое исполнительство.
1. Культура Киевской Руси. (IX-X век образование) – наивысший расцвет 2 пол. XI века. 988 год – принятие христианства. Киев – город центр, пересечение торговых путей север – юг, восток – запад – философы, знатоки книжности, живописцы и зодчие.
Особенно тесные взаимоотношения Киевской Руси с Византией. В конце X века при Владимире I Святославиче, византийское православие было объявлено государственной религией. Принятие христианства. Епископские канцелярии, соборы и монастыри – главный центр киевской образованности. 1.Литературный язык, письменность (Ярослав I Мудрый, его внук Влад. Мономах – незаурядные литературное дарование, интересные произведения). 2.Архитектура, изобразительное искусство – строились роскошные, монументальные храмы, дворцы и соборы. 3.И конечно музыка – необъемлемая часть быта Киевской Руси. Она исполнялась во время торжественных приемов и церемоний, на веселых пирушках, охотах для заполнения досуга. Светское музыцирование. Несмотря на противодействие церкви, многие князья окружали себя «умельцами» - певцами и исполнителями на музыкальных инструментах, а иногда и сами играли и пели. Музыканты были и иностранцы из Византии – приносили свой репертуар. Музыка не только для увеселения, но и ратная (боевая) – трубы, бубны. XII в. «Слово о полку Игореве» – идея национального единства в период К.Р. – яркое выражена в героических славильных песнях. Песнь Баяна – певец, поэтический глашатый.
В К.Руси формируется тип древнерусского актера – скомороха – умелый, остроумный, находчивый – обязательный участник всякого народного празднества или развлечения. Общественное положение скоморохов, несмотря на популярность, было бесправным. Гонение со стороны церкви. Со временем произошло расслоение в среде скоморохов. 1. странствующие, часто гонимые и преследуемые. 2.тип скоморохов оседлого, «служилого» (служившего одному покровителю). Высокого развития в Киевской Руси достигает культура церковного пения. Вырабатываются прочные профессиональные традиции, закрепленные определенной совокупностью правил и понятий, создается своя система музыкальной письменности, давшая возможность твердой фиксации и сохранение употребляемых напевов. При Ярославе Мудром пришли 3-е греческих певцов («с роды своими»), т.е. с семьями «и от них началось в русской земле ангелоподобное пение». В отличие от католической церкви, в православной церкви пение было исключительно вокальным, без участия инструментов и строго одноголосным. Одной из сторон исключительно своеобразной художественной культуры русского средневековья был стиль – Знаменное пение – одноголосное. С течением времени знамена стали называть крюками – «крюковое пение». Хоровой стиль a cappella. Каждый глас – свои хоровые попевки – погласицы. Мелодика строго диатонична, ровное, поступенное движение в пределах ч.4, ч.5, 6 – свобода и текучесть ритма (колорит музыки сравним с впечатлением от древних икон и церковных фресок). Тип знаменного пения можно отнести к типу хоровой псалмодии. Хормейстер руководил при помощи рук – хэйрономии (хейрономия – стариннный способ управлять хором при помощи рук и пальцев, использовали мимику и движения головой. Возникла на Востоке и развилось в Др. Греции, затем в Византии. 1-ый руководитель церковного хора назывался доместик). Кроме знаменного пения в Киевской Руси существовал стиль кандакарного пения, применяемый в исполнении праздничных хвалебных гимнов – кондаков. Обилие всевозможных украшений, хроматизмов, модулирующих переходов из одного лада в другой, яркая красочность, пышность. Кандакарное пение не расшифровано. Канд. пение видимо не пользовалось широкой массовой распространенностью и отмирает вместе с упадком самого Киева и разложением тех жизненных форм, которые складывались в цветущую эпоху его существования. В XIII в. кондакарное пение полностью исчезает из певческих книг. В XII в. Киев приходит в упадок. Большое значение короткого периода расцвета Киевской Руси для культуры.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |