КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Строй и ансамбль
Каждый из певцов, — говорил Н.М.Данилин, — должен отвечать за строй, за звук, тогда составится хор. Во время пения нужно анализировать и знать, какие ноты петь выше. Вступить после паузы с верной интонацией в верную ноту в нужном ритме с верными словами — первое условие хорового певца». Зависимость хорового строя от звукообразования певцов Работа над строем Работа над строем в хоре должна быть связана с работой над элементами музыкальной выразительности, поэтому среди основных приемов можно Ø интонирование «вне ритма, т.е, по руке дирижера, с использованием фермат на отдельных, трудно выстраиваемых аккордах; Ø пение сольфеджио, на слог, закрытым ртом, что помогает певцам Ø чередование интонирования «про себя» с интонированием вслух, способствует развитию внутреннего слуха; Ø исполнение сложных по ритму гармонических построений с упрощением (ритмическим наполнением), а также в различных ритмических вариантах, что поможет выстроить на этапе разучивания произведения ансамбль ритмический и интонационный. Например, полезно петь с дроблением; Ø при понижении строя на этапе, разучивания произведения полезно ускорить темп, увеличив эмоциональную напряженность исполнения или при повышении строя чуть замедлить темп, дав возможность певцам контролировать эмоции и строй хора; Ø при наличии неудобной тесситуры разучиваемого сочинения использовать транспозицию; Ø включения фрагментов разучиваемых сочинений в процесс распевания хора с целью шлифовки строя в соединении с другими элементами хоровой звучности (ансамбль, дикция) и средствами музыкальной выразительности.
В произведениях полифонического склада, где каждый голос выполняет самостоятельную мелодическую функцию, горизонтальный строй вступает в более сложные отношения с вертикальным. Интонационные задачи здесь определяются фактурными, образно-выразительными и тематическими особенностями музыки. Современные научные исследования и исполнительская практика показали, что чистая интонация в хоровом исполнении является переменной величиной; хороший строй хора не есть нечто неизменное, застывшее, он может регулироваться и корректироваться зонным интонированием; строй зависит от различных элементов музыки (звуковысотного рисунка, ладовой системы, направления движения, динамических и метроритмических акцентов, формы произведения ит. д.).
Хор - «инструмент» особенный. Если в оркестре фальшь какого-либо инструмента не сказывается на дальнейшем строе (т.к. все инструменты настроены), то в хоре неточное интонирование даже одного певца может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому хормейстер должен воспитывать в коллективе понимание необходимости постоянного контроля за точностью интонирования. Многие случаи нарушения строя связаны с недостатками вокала певцов хора. Работа над их преодолением должна вестись не только коллективно, но и индивидуально. Певцы должны уметь предслышать высоту звука, оценивать правильность его образования. Это возможно при развитом внутреннем слухе (с этого вида слуха начинается воспитание слуха вокального, такого важного для музыкантов, связанных с пением). Его развитию способствуют упражнения типа вслух - «про себя» - вслух (могут быть самые разные варианты: пение сильных долей вслух, а слабых - «про себя» и наоборот: такт -вслух, такт - «про себя», такт - вслух, два такта - «про себя», чем дольше пропевание «про себя» - тем сложнее).
Работе над чистотой интонирования помогает область тихой динамики, что способствует обострению слуховой функции. Хоровому строю вредят такие недостатки пения как понижение, повышение, фальшивая неустойчивая интонация, чрезмерная вибрация. Любая фальшь (понижение, повышение) называется детонированием. Понижение интонации может быть по причине: - дряблого, неопёртого дыхания - при этом помогают беззвуковые и звуковые упражнения на активизацию дыхания. - вялого произношения - следует применять упражнения на активизацию дикции. При понижении можно давать более высокую настройку (на ½тона), а также применяются упражнения с «близкими» гласными И, Э, А и слогами с ними, с йотированными гласными Л, Е, ЙИ, Ё, Ю. Понижение может сочетаться с низкой позицией звука при недостатке ВПФ. Низкая позиция может наблюдаться и при нормальном интонировании, но звук всё-таки воспринимается как низкий. Низкая позиция может быть вызвана: - перегрузкой дыхания - форсировкой звука. - недостаточной работой верхних резонаторов отчего голос лишается Психологически низкая позиция связана с так называемым «ленивым пением», с пением «по обязанности». В этом случае необходимо заинтересовать певцов, т.к. «заинтересованное» пение благодатно влияет на интонацию и на качество звука. Для наведения поющих на «высокое» звучание используются следующие приёмы: - пение с закрытым ртом с ощущением работы «головы». - настройка на средних (и выше средних) звуках диапазона. - нисходящие упражнения с сохранением высокой позиции до нижнего звука. - использование «близких» гласных И, Э, Е, сочетаний их с согласными М, Н, Л, С. 3. - запрещение искусственно густить звук (бывает в партии альтов) - упражнения на лёгкость и подвижность. Причинами повышения могут быть форсированное, крикливое пение, слишком большой напор дыхания, а также чрезмерная «весёлость» коллектива. Повышение интонации наблюдается реже, чем понижение. При повышении применяются упражнения с тёмными, глубокими гласными О и У и слогами с ними. Если понижение или повышение интонации в хорошем хоре может «не резать уха», а быть весьма незначительным, то фальшивая, неустойчивая интонация (пение «по “соседям” сверху и снизу») - явление, не оставляющее равнодушным никого. Часто это связано с плохой координацией между слухом и голосом, а также с неопёртым или, наоборот, перегруженным дыханием, форсированием.
При этом недостатке применяются упражнения: - на тихой динамике (активизация слуха). - в средней тесситуре. -с красивым мелодическим движением (которое хотелось бы правильно петь) - на staccato (точная атака короткого звука, опора). С детьми можно упражняться в пении: - с закрытыми глазами (обострение слуха). - с оттопыренными и увеличенными с помощью ладошек «обезьяньими» Чрезмерная вибрация приводит к нарушению интонации (особенно если голос звучит в высокой тесситуре, на громкой динамике и долгой длительности). В этом случае помогает самая ровная, безвибратная гласная У слоги ДУ, КУ) и тихая динамика. Можно применять упражнения и на О. В упражнениях всё внимание должно быть направлено на образование ровного звука. Одним из этапов работы над хоровым строем является осуществление в хоре унисонного строя. Работу над вокальным унисоном принято начинать с примарных тонов хоровых партий при умеренной динамике, постепенно добиваясь единообразного звукоизвлечения на хорошей опоре. Усложнение задач в работе над унисоном в вокальных упражнениях и репертуаре должно быть постепенном и рациональным. Это касается расширения диапазона, усиления динамики, усложнения темпа и ритма. Достижение унисона в хоре не должно осуществляться за счет обеднения тембровой палитры хора. Нивелирование тембровых красок хоровых партии делает хоровую звучность бесцветной невыразительной, лишенной яркости и сочности. Особенно труден строй при исполнении a cappella. Без поддержки музыкальных инструментов хористы интонируют, опираясь только на собственные слуховые ощущения и представления ладотональных звуковысотных отношений в мелодии и гармонии. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становится не только необходимым компонентом выразительного исполнения, но и средством «цементирующим» хоровой строй и потому одним из важнейших качеств профессиональной вокально-хоровой техники певцов и дирижера.
Глубоко ошибочны взгляды тех хормейстеров, которые видят в хоровом строе лишь техническую сторону исполнения. Строй - категория художественно-выразительная, а интонационные оттенки вокального звука - одно из средств музыкальной выразительности. Участники хора должны быть так воспитаны и обучены, чтобы они были способны быстро настраиваться на заданную хормейстером тональность; чутко реагировать на необходимость завысить, «заострить», либо чуть занизить, «притупить», интонацию; подстраиваться в общий тон, тембр, ритм, динамику и темп. Для хорошего строя хора при пении без сопровождения инструмента чрезвычайно важны два условия: а) необходимость предварительной настройки (задавание тона хормейстером); б) необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля в пении участниками хора и дирижером. Взаимозависимость хорового строя и ансамбля очевидна и определяется самой природой хорового пения, где каждый стремится объединиться со всеми. Процесс выстраивания предполагает вслушивание, в результате которого возникает единство, слитность поющих по всем компонентам звучания — исполнения — выражения и в первую очередь единство и слитность интонации. Сама работа над строем начинается с выстраивания унисона. Если хоровая партия звучит слитно, но неверно по строю (все фальшивят одинаково, пристроившись друг к другу в унисон), то исправить ошибку нетрудно. Разнобой в унисоне, где каждый фальшивит по-своему, создает для дирижера особо трудную ситуацию. В таких случаях целесообразно направить внимание поющих на унисонный ансамбль (на любом, но одинаковом интонационном уровне) и лишь затем, когда это достигнуто, заняться уточнением и выверкой строя. То, что называется стройным пением, определяется не только чистой интонацией, но и хорошо выстроенным ансамблем.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |