Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мелодическая функция




Звучание мелодического голоса в хоре определяется его окраской (тембром), громкостью, плотностью и объемом из­ложения, а также взаимодействием с другими элементами фактуры.

Тембровая окраска зависит от используемого регистра и связанной с этим большей или меньшей вокальной напряжен­ностью и яркостью звука; плотность — от того, исполняется мелодия одной хоровой партией (соло) или несколькими партиями в унисон; объем — от того, какое (одноголосное, октавное или многоголосное) изложение мелодии использует­ся в партитуре; громкость — от всех этих факторов в совокуп­ности. На восприятие характера звучания мелодии существен­ное влияние оказывают и окружающие ее голоса, которые могут существенно изменить общий колорит. Наличие других функциональных слоев в хоровой партитуре вызывает необ­ходимость выделения и обособления мелодии естественным или искусственным путем. Все эти факторы взаимосвязаны; изменение количественной или качественной стороны одного из них непременно сказывается на качестве другого.

Мелодия в хоровой партитуре может излагаться одноголос­но или многоголосно. Под одноголосным изложением следуeт понимать проведение мелодии одной хоровой партией или унисоном нескольких. В первом случае тембр той или иной хоровой партии выступает в чистом виде. При этом наи­более полно раскрываются его характерные свойства: мяг­кость, блеск и подвижность сопрано; глубина и сочность аль­тов; «тембристость» и яркость теноров; сила, плотность и мощь басов. Во втором случае возникают смешанные тембры. Их характер зависит от окраски соединяющихся голосов (муж­ские, женские), а также от сходства или различия их регист­ров. Чем больше различия в регистрах, тем менее устойчива унисонная комбинация; поэтому соединение в унисон однород­ных голосов (сопрано и альтов, теноров и басов) отличается большей слитностью, чем соединение неоднородных, менее сходных по окраске и напряжению регистров (альты + тенора, сопрано + тенора, альты + басы, сопрано + басы). Унисонные со­единения трех хоровых партий образуют сложное смешение тембров с преобладанием то женских, то мужских голосов (со­прано + альты + тенора, сопрано + альты + басы, сопрано + тенора + басы, альты + тенора + басы). Унисон четырех хоро­вых партий (сопрано + альты + тенора + басы) наименее орга­ничен, что связано с несоответствием напряженности регист­ров крайних голосов.

Многоголосное изложение подразумевает проведение ме­лодии комплексами интервалов или аккордов (мелодичес­кий пласт). Удвоение (утолщение) мелодической линии пре­дусматривает обычно известную выравненность звучания. Наиболее благоприятные условия для слитности создаются при соединении однородных голосов (сопрано и альтов, тено­ров и басов). Идеальная же слитность создается, когда мело­дический пласт «выстраивается» внутри одной партии посред­ством ее деления на голоса (divizi). Возникающие при этом тембры могут быть чистыми (divizi одной хоровой партии) или смешанными (аккордовое изложение мелодического пласта одновременно несколькими хоровыми партиями). Наиболее употребительные интервальные соотношения для двухголос­ного мелодического пласта: терции-сексты (сопрано + альты, альты + тенора, тенора + басы), сексты-децимы (сопрано + тенора, альты + басы), децимы-терцдецимы (сопрано + басы). В слу­чаях, когда в результате гармонического насыщения мелодии «изнутри» мелодический пласт уплотняется до трех, четырех и даже пяти голосов, возникает движение параллельными аккордовыми комплексами. Как правило, в многоголосном пласте преобладает тесное расположение, дабы придать его звучанию большую слитность и собранность. По этой же при­чине здесь чаще всего используется сочетание однородных го­лосов (женских или мужских). Наиболее употребительные варианты аккордового изложения мелодии — движение парал­лельными трезвучиями, секстаккордами, а в случаях разделе­ния партий (divizi) — септаккордами и даже нонаккордами.

Промежуточное положение между одноголосным и мно­гоголосным изложением занимает октавное проведение ме­лодии, суть которого — в эффекте усиления и обогащения ее с помощью октавного удвоения. Следует отметить, что в отличие от унисона, в котором слитность звучания и смеше­ние тембров достигается с помощью одновысотного слияния партий, в октавных соединениях более существенное значе­ние приобретает «пространственное» смешение тембров. Обыч­но в одну, две или три октавы располагают неоднородные го­лоса. Объединяя тождественные регистры и диапазоны, они дают более ровную звучность. Октавные соединения однород­ных "голосов встречаются реже, поскольку в этом случае мы сталкиваемся с несовпадением регистров и соответствующим различием вокальной напряженности. Вместе с тем компози­торы часто используют октавное изложение мелодии как фак­тор динамический и пространственно-изобразительный. Один из ярчайших примеров, иллюстрирующий такого рода моменты, — хор С.И. Танеева на стихи Я.П. Полонского «Вос­ход солнца». В этой связи весьма показательно наблюдение В.О. Семенюка: «Начало хора "Восход солнца" изложен в абсо­лютном унисоне: и тенор и сопрано поют свою фразу во второй октаве, когда совпадают не только абсолютная высота и инто­национное (вокальное) усилие, напряжение, но и биение уни­сона. Второе проведение этого мотива (фразы) изложено в октавный унисон, благодаря чему проявляется фоническое свойство широкого интервала, столь необходимое автору для выражения своей художественной идеи пространства».

Следует отметить, что мастера хоровой «инструментовки», как правило, более широко используют средние, и реже — крайние, особенно верхние, регистры; а также учитывают та­кие специфические для хора особенности изложения, как соответствие характера мелодии техническим и динамическим возможностям регистров, естественность мелодического раз­вертывания голосов, известную соразмерность в чередовании подъемов и спадов мелодической линии и т.д. Отметим так­же, что на характер звучания мелодии влияют не только вид изложения (одноголосного, октавного или многоголосного), тембр, регистры, плотность, динамика ведущих мелодию голо­сов, но и общая направленность развития хоровой звучности, соотношение мелодии с другими функциональными слоями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.