КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приёмы хорового изложения
Вступление Основные вопросы Тема XVII: Приемы хорового изложения. Л и т е р а т у р а К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы К о р о т к и е в ы в о д ы К л ю ч е в ы е с л о в а Унисон; интервалы; многоголосие; хоровые партии; задача; ансамбль; репетиция; процесс; прием. Усвоение теоретического материала по теме «Основные репетиционные приемы работы с отдельными хористами, ансамблями, хоровыми партиями и всем коллективом» необходимо каждому дирижеру, так как обладая этими знаниями он сможет использовать ихв практической деятельности.
1. Как вы думаете, с какой целью известный хормейстер Н.М.Данилин рекомендовал: «В партии спеваться парами, потом маленькой группой. Спеться с соседом, чувствовать его дыхание, биение его сердца. Если у него кончается дыхание, тянуть, пока он берет дыхание. Это и есть цепное дыхание. Отсюда начинается ансамбль». 2. Каковы интонационная природа и механизм исполнения простых интервалов? 3. Каковы особенности исполнения диатонических и хроматических интервалов? 4. Каким образом работа над многоголосием проходит на различных стадиях репетиционного процесса?
1. Осенева М.С. Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором - М., Академия,2003г. 2. Чесноков П.Г. Хор и управление им - М., Музгиз, 1961г. 3. Егоров А.А Теория и практика работы с хором - Л., 1951г. I. Вступление II. 1 Приёмы хорового изложения: а. Выразительные возможности хора б. Соотношение хоровых партий в. Колористические приёмы 2 Сокращения и условные обозначения 3 Использование хоровых приёмов III. Стили хорового изложения: 1 Строгий 2 Свободный Цель: Теоретическое ознакомление с материалом по основным приемам хорового изложения для практической хоровой работы. В теории хороведения наряду с изучением различных составов хора (детского, женского, мужского, смешанного, неполного, многохорного), выразительных и исполнительских возможностей хоровых партий (с, а, т, б) и специфических элементов хоровой звучности (ансамбля, строя, дикции) важное значение имеет разработка вопроса о приёмах хорового изложения (хорового письма). В ряде специальных работ этому уделяется известное внимание 1, однако в целом проблема изучена недостаточно. Так, в частности, отсутствует чёткая систематизация приёмов хорового изложения и их классификация. 1)См.: Римский-Корсаков Н.А.Основы оркестровки.М. – Л.Музгиз, 1946; Егоров А.А. Основы хорового письма. Л.- М., «Искусство», 1939; Полтавцев И., Светозаров М.Курс чтения хоровых партитур. М., 1963;Юрлов А. Хоровые переложения. М., ЦДНТ, 1960 1) Приёмы хорового изложения – это специфические, свойственные данному виду музыкального творчества, приёмы изложения материала. С одной стороны, они тесно связаны с определённым общим типом фактуры, использованным композитором в произведении (гармонической, полифонической, смешанной), с другой – с жанрово-исполнительской спецификой хора. В зависимости от их функционального значения приёмы хорового изложения могут быть разделены на три группы. Наиболее отчётливо они выявляются при анализе произведений, написанных для смешанного хора полного состава (с+а+т+б). а. К первой группе относятся приёмы, связанные с использованием выразительных возможностей состава хора: 1. Общехоровое изложение – tutti (М.И,Глинка «Москва»,) 2. Изложение неполным составом хора (Р.Шуман «Ночная тишина»). 3. Изложение хоровыми группами (П.Г,Чесноков «Не цветочек в поле вянет», В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа»). 4. Изложение хоровыми партиями – «чистые тембры» (А.А.Давиденко «На десятой версте», В.Воробьёв «Спатканне»). 5. Разделение партий – divisi (А.А.Егоров «Ликуй, Октябрь», Атрашкевич «Да мацi Божай Будслаускай»).
б. Ко второй группе относятся приёмы, определяемые соотношением хоровых групп или партий: 1. Изложение основного музыкально-тематического материала (мелодии) различными партиями хора (В.Н.Салманов «Издалека», Э.Ханок «Было у салдата два полi»). 2. Передача мелодии из одной партии в другую (Д.И.Аракишвили «О поэте», В.Кузнецов «Пайшоу коцiк у лясок» («Калыханкi»). 3. Постепенное включение (и выключение) хоровых групп или партий (А.В.Александров «Горы», В.С.Калинников «Кондор»). 4. Сопоставление и обособление хоровых групп или партий (А.Т.Гречанинов «Лягушка и вол», Д.Д.Шостакович «Как меня младу-младёшеньку», В.Кузнецов «Зазвiнелi чарачкi на стале»). 5. Дублирование - в виде удвоения (Б.С.Шехтер «За Днестром») и в виде унисона (Н.А.Римский-Корсаков «Татарский полон») 6. Перекрещивание (С.И.Танеев «На могиле», А.Мдивани «Веснянка»). 7. Наложение (Д.Д.Шостакович «На улицу»). 8. Окружение (В.Я. Шебалин «Берёзе»). в. К третьей группе относятся: 1. Пение с закрытым ртом (П.Бородин «Грёзы», И.Мациевский «Господи помилуй»). 2. Пение на определённый гласный звук (М.В.Коваль «Траурный прелюд», В.Кузнецов «Няхай кату усё лiха» («Калыханкi»). 3. Пение на определённый слог или слово (Ж.Бизе «Арлезианка»,В.Воробьёв «Прынясi ты, Божа»). 4. Звукоподражание (А.Г.Новиков «Барыня», А.мдивани «Ой, сiвы конь бяжыць»). 5. Глиссандо (Д.Д.Шостакович «Казнь Степана Разина», С.Бугасов «Сонца на Купалу»). 6. пение басов-октавистов (М.В.Коваль «Слёзы»). 7. Фальцет (М.Равель «Николетта»). 8. Форшлаг (Б.С.Шехтер «Море в ярости стонало», В.Воробьёв «Спатканне»). 9. «Эхо» (А.А. Егоров «Тайга»). 10. Заполнение (В.Н.Салманов «Ветры буйные»). 11. Мелодекламация – исполнение звуков неопределённой высоты говорком, шёпотом, криком (А.А.Давиденко «Подъём вагона», И.Мациевский «Господи помилуй»). 2) Сокращения и условные обозначения Для обозначения составов хора и отдельных приёмов хорового изложения в хороведении принята условно сокращённая система записи (здесь несколько уточнённая и дополненная). Используются следующие сокращения и условные обозначения. Д – партия дискантов С – партия сопрано А – партия альтов Т – партия теноров Б – партия басов + - сочетание партий; например С+А+Т+Б. Если знак + стоит между обозначениями хоровых партий, заключёнными в скобки, имеются в виду их сопоставление или обособление; например: (С) + (А+Т+Б) или (С+А) + (Т+Б). I – голоса (партии) II – голоса (партии) III – голоса (партии) IV – голоса (партии) Если в результате разделения партии приобретают самостоятельное значение, цифры ставятся непосредственно после обозначения партий; например: СI + CII + AI + AII. Если разделения временные (divisi), цифры заключаются в скобки; например C(I + II) + A (I +II). Римскими цифрами обозначаются хоры в многохорном составе; например: I (C+A+T+B) + II (C+A+T+B). - постепенное включение хоровых групп или партий; например: С-А-Т-Б. = Дублирование. Если знак = стоит непосредственно между обозначениями партий, заключёнными в скобки, имеется в виду октавный унисон или удвоение; например: (С) = (А), (С+А) = (Т+Б). Х - перекрещивание партий; например: С х А. Указанные приёмы изложения свойственны любому виду хорового творчества – как a cappella, так и с сопровождением. Вместе с тем можно говорить о преимущественном использовании некоторых приёмов в том или ином виде хорового творчества. Например, в хоре с сопровождением значительно чаще, чем в хоре a cappella, используются «чистые тембры», всякого рода удвоения, унисон (оратория Г.В.Свиридова), - в то же время такие приёмы, как пение с закрытым ртом, пение басов-октавистов, различное звукоподражание, более характерны для творчества без сопровождения (хоры А.А.Егорова).
3) В хоровом творчестве наблюдаются различные тенденции в использовании указанных приёмов, что связано с содержанием произведения и типом фактуры, с одной стороны, и с общим стилем хорового изложения - с другой: 1. использование в произведении только одного приёма хорового изложения, - встречается редко, преимущественно в старинной хоровой музыке (хоралы И.С.Баха); 2. использование какого-либо одного-двух приёмов, взятых в основу изложения, при наличии ряда других приёмов. Это характерно для хорового творчества XIX (хоры П.И.Чайковского, Р.Шумана и др.); 3. использование в одном произведении самых разнообразных приёмов хорового изложения, что свойственно современной хоровой музыке (хоры П.Г.Чеснокова, М.В.Коваля и др.). Причём, наряду с сопоставлением нередко возникает одновременное сочетание ряда приёмов. Например, в следующем эпизоде из поэмы Д.Д.Шостаковича «Смолкли залпы запоздалые» одновременно сочетаются: общехоровые изложения, divisi, дублирование, перекрещивание, обособление хоровых партий, пение с повторением одного слова «спи-те» (колористический приём).
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |