Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбор учебного и концертного репертуара

 

 

Труд музыканта-исполнителя — это постоянное, упорное приближение к идеалу, к наиболее глубокому и всесторонне­му раскрытию содержания исполняемого произведения.

 

 

Произведения, предназначенные для разучивания в хоре, должны соответствовать его оптимальным возможностям, уровню профессио­нальной подготовки певцов и, что особенно важно, обладать высокими худо­жественными качествами. Подбирая репертуар, дирижер обязан учитывать во­кальные особенности коллектива, способность справляться с техническими задачами в произведениях. Брать сразу сложные и объемные произведения не следует. Для хористов разучивание и исполнение трудного сочинения может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на продуктивности работы коллектива, может вызвать физическое утомление и даже негативное отношение к сочинению. Сложное произведение, как показывает практика, нужно включать в репертуар весьма осторожно, с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время и количество легких произведе­ний должно быть ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива. Главное — чтобы репертуар был интересен хористам. Поддержание этого интереса дает огромные преиму­щества в работе.

При подборе репертуара следует учитывать стилистическую и жанровую на­правленность музыки. Успешно концертирующий хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых им пьес произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть сочинения старинных мастеров (добаховский период) усочинения композиторов-полифонистов (включая И.С.Баха), венских класси­ков, композиторов-романтиков, представителей современных зарубежных ком­позиторских школ; в русской музыке — произведения композиторов доглинкинской поры (духовная и светская музыка, канты) и классические сочине­ния; современная отечественная музыка. Отдельной страницей репертуарного списка могут стать обработки народных песен, выполненные выдающимися композиторами и дирижерами. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен романсами и песнями русских композиторов — М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.С.Аренского, А.Т.Греча­нинова, Вас. С. Калинникова, Вик. С. Калинникова, произведениями компози­торов-песенников советского периода — И.О.Дунаевского, А.Н.Пахмутовой, В.Я.Шаинского, Е. П. Крылатова и других.

Не менее половины репертуара должны составлять хоры a cappella. Это под­тверждается опытом работы многих детских коллективов, обладающих хоро­шей вокально-хоровой выучкой, которые могут представить полную концерт­ную программу музыки a cappella.

Для развития хорового коллектива важно не замыкаться в рамках какого-либо одного направления (например, только культовой музыки или только легкого, полуэстрадного песенного жанра). Г. А. Струве в книге «Школьный хор» говорит об очень важном факторе, связанном с чувством меры, когда расчет репертуара на внешний эффект или излишняя академичность программы вос­принимаются как крайности. В первом случае «увеселительный крен», умиле­ние солистами — «маленькими вундеркиндами», лишние «бисы», спекуляция на модном репертуаре ничего, кроме вреда, не приносят. В другом, считает Г. А. Струве, — «при излишней академичности программы дети не должны пре­вращаться в холодные клавиши пусть даже отлично настроенного "инструмен­та", не должны потерять прелести, обаяния, непосредственности исполнения, но в то же время — должны достичь академичности. Хормейстерам всегда надо помнить, что детское хоровое искусство —самостоятельная область искусства с присущей ему детскостью (разрядка наша. — Авт.).

Регулярное посещение хормейстером концертов и выступлений различных исполнительских коллективов способствует ознакомлению с новыми хоровы­ми произведениями, дает повод к сравнительному анализу. Кроме того, дири­жер обязан следить за публикациями песенно-хоровой музыки. У каждого прак­тикующего хормейстера за годы работы с хором складывается необходимая домашняя библиотека хоровой и методической литературы, которая пополня­ется новыми поступлениями.

Художественная оценка произведений, включаемых в репертуар, налагает большую ответственность на руководителя, которому порой приходится всту­пать в «спор» с мощной «индустрией» массовой культуры (прежде всего в обла­сти песни), ушедшей сегодня весьма далеко от традиций песенного искусства прошлого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные вопросы. ТемаXVIII : Основные этапы работы над хоровым произведением | Подготовительная работа дирижера над партитурой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.