Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение бюджета Пенсионного фонда




Российской Федерации в 2009 г.

 

До 2002 г. в России действовала распределительная система пенсионного страхования. Она широко используется в разных странах и основывается на принципе «солидарности поколений». Этот принцип означает, что страховые взносы, поступающие от работающего поколения, идут на выплату пенсий неработающему поколению (пенсионерам).

В ходе начавшейся в 2002 г. пенсионной реформы в нашей стране предусмотрен переход от распределительной к смешанной (с элементами накопительной) системе пенсионного обеспечения. Она основывается на персонифицированном учете взносов, поступающих от каждого работника. Размер накопленной суммы определяет величину будущей пенсии. Накопительная пенсионная система в России повысит уровень защищенности пенсий. В 2010 г. пенсии из Пенсионного фонда РФ получали 36,6 млн. чел. Средний размер трудовой пенсии по старости на 1 июня 2011г. составил 8000 руб. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) пенсия должна составлять не менее 40% последнего заработка работника после 30 лет трудового стажа, а согласно Европейской хартии – не менее 50% последнего заработка.

До 2010 г. взносы в Пенсионный фонд РФ учитывались как составная часть единого социального налога (ЕСН). С 1 января 2010 г. единый социальный налог был отменен, и вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В 2010 г. совокупный объём страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % направлялись в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

С 1 января 2011г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» общий тариф страховых взносов для всех страхователей составил 34%: в Пенсионный фонд РФ – 26%; в Фонд социального страхования РФ - 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 3,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0%. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости складывается из трех частей: базовой части, страховой и накопительной части. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм страховых взносов, зачисляемых в федеральный бюджет. Базовая часть – одинаковая часть для всех пенсионеров. В настоящее время она составляет 900 рублей в месяц.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на всех застрахованных лиц открыты лицевые счета, на которые зачисляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Лицевые счета состоят их двух частей: страховой и накопительной. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

Страховая часть трудовой пенсии – это сумма всех страховых взносов, выплаченных работодателем-страхователем в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо. Накопительная часть трудовой пенсии – это сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенная в специальной части его индивидуального лицевого счета и включающая: перечисления работодателя за застрахованное лицо в накопительную часть трудовой пенсии; доходы каждого застрахованного, полученные от инвестирования накопленной части его трудовой пенсии.

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» определяет круг лиц, получающих государственные пенсии за счет средств федерального бюджета. К ним относятся: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф; нетрудоспособные граждане.

В Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» определены правила капиталовложений пенсионных накоплений, а также объекты инвестирования и структура инвестиционного портфеля. Управление пенсионными накоплениями граждан по их выбору могут осуществлять либо государственная, либо специально отобранные частные управляющие компании.

С 1 января 2005 г. физические лица, в пользу которых производятся выплаты, на которые начисляются страховые взносы, делятся на две возрастные группы: до 1966 г. рождения включительно и 1967 г. рождения и моложе. Страховые взносы на выплаты, производимые в пользу физических лиц до 1966 г. рождения, будут целиком направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии, а формирование накопительной части трудовой пенсии для них не предусмотрено (см. табл. 9.2).

Таблица 9.2.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской

Федерации

 

Тариф страхового взноса На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе Для лиц 1967 года рождения и моложе
26% 26% 20% 6%

 

В 2011 – 2014 гг. применяются пониженные тарифы страховых взносов для следующих плательщиков страховых взносов:

сельскохозяйственных товаропроизводителей; организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог; плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющихся инвалидами I, II или III группы – в отношении указанных выплат и вознаграждений:

Таблица 9.3

Наименование фонда 2011 г. 2012 г. 2013 – 2014 гг.
ПФР 16,0% 16,0% 21,0%
ФСС 1,9% 1,9% 2,4%
ФФОМС 1,1% 2,3% 3,7%
ТФОМС 1,2% 0% 0%
Итого 20,2% 20,2% 27,1%

 

В 2011 – 2019 гг. право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории плательщиков страховых взносов:

хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями; организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны):

Таблица 9.4

 

Наименование фонда 2011 г. 2012-2017 гг. 2018 г. 2019 г.
ПФР 8% 8% 13% 20%
ФСС 2% 2% 2,95 2,9%
ФФОМС 2% 4% 5,1% 5,1%
ТФОМС 2% 0% 0% 0%
Итого 14% 14% 21% 28%

 

Фонд социального страхования РФ (ФСС) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действует в соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.

Фонд имеет следующие исполнительные органы: центральный аппарат; региональные отделения; филиалы, создаваемые региональными отделениями.

Центральный аппарат Фонда имеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают управление системой социального страхования, руководство территориальными отделениями, контроль за обеспечением доходной и расходной частей бюджета Фонда.

В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу. В субъектах Федерации открыты региональные отделения Фонда. В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа Фонда: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся их ревизии по правильности начисления взносов и выплате пособий, обеспечивается выполнение доходной и расходной частей бюджета отделения.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение выплат гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение, пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, предложений по совершенствованию социального страхования, осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования РФ согласно ст. 146 БК РФ подлежат зачислению следующие доходы (см. табл. 10.1):

1) налоговые доходы:

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – по нормативу 5 процентов;

- налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;

- минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - по нормативу 5 процентов;

- единого сельскохозяйственного налога, - по нормативу 6,4%;

2) неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

3) безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования РФ;

- прочие поступления.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска. Страховые выплаты осуществляются в связи со смертью застрахованного и на оплату дополнительных расходов застрахованного на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию согласно Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Основными направлениями расходов средств Фонда являются выплаты пособий, санаторно-курортной лечение, создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости, содержание аппарата (см. табл. 9.5).

Таблица 9.5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.