Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы туристского рынка. Емкость туристского рынка, как экономическая составляющая отрасли




Классификация и содержание туристского рынка.

Сущность, содержание и функции туристского рынка.

Тема 4. Туристский рынок

1. Сущность, содержание и функции туристского рынка.

2. Классификация и содержание туристского рынка.

3. Основные элементы туристского рынка. Емкость туристского рынка, как экономическая составляющая отрасли.

 

Туристский рынок - это система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного пре­вращения денег в туристско-экскурсионные услуги.

Туристский рынок - это сфера про­явления экономических отношений между производите­лями и потребителями туристского продукта. Если эко­номические интересы производителя и потребителя тури­стского продукта совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта.

Рынок выполняет многочисленные функции: инфор­мационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую.

Под функцией (от лат. functio - исполнение) рынка туристского продукта понимается обязанность, круг деятельности, назначение, роль рынка в достижении экономических целей общества. По своему функциональному назначению туристский рынок:

· является универсальным средством перемещения туристского продукта между людьми (через товарнo-денежныe отношения) для удовлетворения их потреб­ностей;

· служит уникальным регулятором экономики, удовлетворяя потребности людей и обеспечивая равновесие спроса и предложения;

· обеспечивает независимое распределение туристского продукта между потре­бителями на возмездной основе (рынок не имеет географических границ, безразличен к расовой и классовой принадлежности, к религии, полу и национальности);

· объективно оценивает способности каждого человека в роли потребителя (покупателя), производителя (продавца);

· является всеобщим средством общения людей, создает условия для самовыра­жения человека (продавца и покупателя) через товар.

В качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:

1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

2) организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги <-> туристский продукт.

Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, за­ключенной в туристском продукте, и общественное при­знание его потребительской стоимости. В результате обес­печивается нормальный ход общественного воспроизвод­ства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.

Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обме­на «деньги - туристский продукт» на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграж­дение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продук­та, производству его в соответствии с запросами потре­бителей.

Для успешного развития туристского рынка необходимы:

· территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, где происходит торговля за лучшую цену;

· свобода во взаимодействии продавца и покупателя, свобода в выборе партнера;

· движение туристского продукта, т.е. превращение туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратное превращение денег в туристско-экскурсионные услу­ги в масштабах всего общественного воспроизводства;

· совокупность потребителей туристского продукта, имеющих средства для его покупки, т.е. наличие клиентуры рынка.

Взаимодействие клиента и продавца туристского продукта носит форму сделки. Сделка может состояться и без прямого участия продавца и покупателя (например, через телефонную связь, интернет, почтой).

 

Классификация - распределение по группам, разрядам и т.д. по общим при­знакам.

Туристские рынки делятся:

· по географическому признаку - на региональные, национальные, международные (мировые) рынки;

· по целям путешествия – на рынки оздоровительного, профессионально-делового, познавательного, спортивного, религиозного туризма;

· по использованию транспортных средств – на рынки автомобильного (автобусного), железнодорожного, воздушного (авиационного), водного транспорта;

· по возрастной категории потребителей – на рынки детского, молодежного, взрослого, зрелого (пенсионного) туризма;

· по составу потребителей (туристов) - на рынки индивидуального, группового, семейного туризма;

· по источникам финансирования - на рынки социального и коммерческого туризма.

Любой рынок имеет качественные и количественные характе­ристики.

Характеристика – совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

1. Рынок должен быть структурированным. В целом рынок успешно развивается, если из него выделяются и развиваются более узкие рынки, т.е. имеется развитая структура рынка. Например, из рынка оздоровительного туризма можно выделить рынок отдыха и курортный рынок, а курортный рынок, в свою очередь, делится на более узкие рынки по видам курортов: бальнеологических, грязевых, климатических, комплексных. Из рынка водных перевозок выделяется круизный рынок, который также делится на более узкие рынки: морских, речных, озерных, смешанных круизов и т.д.

2. Рынок должен быть свободным, который характеризуется: неограниченным числом участников (продавцов и покупателей); продажей и покупкой неограниченного числа товаров и услуг (по согласованным между продавцом и покупателем ценам, при наличии полной и достоверной информации о продаваемых товарах).

3. Рынок должен быть конкурентным, обладать мощной рыночной силой, побуж­дающей всех производителей соперничать между собой, совершенствовать свое производство.

4. Рынок должен быть цивилизованным, иметь высокую экономическую культуры, включающую соблюдение правил торговли, уважение интересов партнеров, соблюдение нравственных принципов, выполнение взятых обязательств.

Только при наличии всех перечисленных характеристик туристский рынок может успешно развиваться.

Туристский рынок характеризуется наличием субъек­тов, т. е. юридических и физических лиц, которые являют­ся производителями и потребителями туристского про­дукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка: самих туристов (потребителей турпродукта), туропера­торов и турагентов.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка - это его способность «по­глотить» то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения.

Туристский рынок – это экономическая система взаимодействия 4-х основ­ных элементов - спрос, предложение, цена, конкуренция.

Во время научно-технического прогресса человек как никогда нуждается в быстром и эффективном восстановлении производительных сил: физических, интеллектуальных, эмоциональных. Это потребности в развлечениях, спортивных играх, активном отдыхе, организованном досуге, смене впечатлений, так называемые рекреационные потребности. Рекреационный потенциал туризма практически неисчерпаем. Специалисты выделяют пять категорий потребностей:

· физиологические потребности - потребности, в удовлетворении чувства голо­да, жажды, сна и т.п.;

· потребности в безопасности;

· социальные потребности - потребности в общении, дружбе, объединении с другими людьми;

· потребности в признании - потребности в определенном статусе, в уважении; власти;

· потребность в самовыражении - потребность в творчестве, знаниях, свободе, независимости.

Основное назначение туристского продукта и заключается в удовлетворении перечисленных потребностей.

Наличие и величина потребностей на рынке туристских услуг формируют спрос и цену. Спрос и цена на туристский продукт отличаются большим разнообразием по материальным возможностям потребителей, целям их поездок, возрасту, семейному положению.

Туристский спрос - это количество туристского продукта, которое потребители (туристы) готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени, т.е. спрос измеряется объемом продаж за определенный период. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, повышение цены - к снижению спроса. Дешевые туры раскупаются быстрее дорогих. Такая обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Предложение - количество туристского продукта, которое производители (испол­нители) готовы произвести и предложить к продаже на рынке. Обеспечивая себе высокий доход, производители стремятся производить товары и услуги с боле высокой ценой. Увеличивается номенклатура услуг, наполняются программы обслуживания, растет продолжительность туров, расширяется география маршрутов, улучшается их оснащенность туристскими товарами. Высокие цены стимулируют предложение, при высоких ценах на продажу выставляется больше туристских продуктов. Такая прямая зависимость называется законом предложения.

Спрос и предложение тесным образом связаны с ценой, которая, в свою очередь, служит основным инструментом воздействия на спрос и предложение.

Цена - сумма денег, уплачиваемая и получаемая за единицу продукции. Цена является денежным выражением стоимости. Стоимость выражает обще­ственные отношения между производителями (исполнителями услуг) и потребите­лями (туристами). Для туриста цена - расход, для исполнителя услуги - доход.

При оптимальном соотношении спроса и предложения наступает равновесие рынка. Это состояние рынка, при котором предельные доходы равны предельным издержкам. При рыночном равновесии у продавцов нет излишек, покупатели не испытывают дефицита. Туристские предприятия стабилизируют свою деятельность, объем производства становится оптимальным. Товарообмен (купля-продажа) про­исходит по равновесным ценам.

Если установить цену выше равновесной, то появится излишек туристского продукта, который невозможно продать. Возникает необходимость снижения цены до равновесной. Если назначить цену ниже равновесной, то туристские услуги будут быстро раскуплены, спрос останется неудовлетворенным. Спрос будет расти, цены будут подниматься до равновесного значения.

Если растет спрос, кривая (С) сдвигается вправо, точка (РЦ) поднимается выше, т.е. равновесная цена возрастает. При уменьшении спроса кривая спроса (С) сдвигается влево, равновесная цена снизится. Если растет предложение, кривая (П) так­же сдвигается вправо и точка (РЦ) снижается, т.е. равновесная цена уменьшается. И, наоборот, при уменьшении предложения кривая предложения (П) сдвигается влево, равновесная цена возрастает.

Такое рыночное ценообразование представляет автоматический регулятор туристского рынка. Равновесная цена означает, что на рынке туристского продукта произведено столько, сколько требуется покупателям. Такая ситуация на рынке является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.

Рыночная конкуренция - это соперничество между участниками, рыночной экономики в достижении своих целей: продать туристский продукт с максимальной прибылью или купить его с минимальными затратами в ущерб другим участникам, тоже стремящимся к подобным целям.

Конкуренция среди покупателей повышает цену на туристский продукт, стимулируя его производство. Конкуренция на туристском рынке выступает в качестве силы, движущей цены к уровню равновесия. На конкуренцию влияют три основных фактора:

1) монополизм - исключительное право одного предприятия контролировать рынок и диктовать цены;

2) картель - сговор нескольких предприятий не снижать продажную цену на про­дукцию, что наносит ущерб потребителю, так называемый ценовой сговор;

3) демпинг - продажа туристского продукта предприятием по цене ниже себе­стоимости для захвата сбыта и устранения конкурентов. Так, на туристский рынок Санкт-Петербурга в 2006 г. пришла одна московская крупная туркомпания с дем­пинговыми ценами. Возникла недобросовестная конкуренция, московская ком­пания заняла доминирующее положение на рынке. Устойчивое равновесие рынка было нарушено, малые предприятия вынуждены были уйти с рынка.

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов рынка - это экономическая ячейка, структурная единица рынка, независимая в принятии хозяйственных решений. Субъекты рынка распределяются на: домохозяйства, хозяйствующие субъекты (предпринимательские фирмы), государственные учреждения (правительство рынка). Субъекты рынка самостоятельно решают конкретные экономические задачи: что приобретать, как и для кого производить туристский продукт.

Домохозяйство - хозяйственный су6ъект рынка,·его структурная единица, экономическая ячейка, состоящая из одного или более лиц. К домохозяйствам относятся семья (социально-экономическая ячейка), организации (партии, профсоюзы, церковь и т.д.), не занимающиеся производственной деятельностью. Домохозяйства - конечный потребитель жизненных благ (туристского продукта) и самая многочисленная категория участников рынка.

Домохозяйства снабжают экономику ресурсами (капиталом, рабочей силой) и используют полученные за них деньги на собственные нужды для максимального удовлетворения своих потребностей. Располагая денежными ресурсами, они являются клиентурой туристского рынка, образуя совокупность потенциальных и реаль­ных покупателей туристского продукта. К примеру, в деловом туризме клиентурой являются: бизнесмены, участники конгрессов, форумов, съездов, государственные служащие, ассоциации, проводящие конгрессы и съезды. 70% ассоциаций в США (домохозяйства) выступают заказчиками конгрессного туризма. Статистика показывает, что при покупке турпутевок выбор каждого 5-го домохозяйства приходится на Турцию и Египет, и каждое 2-е домохозяйство выбирает Россию или СНГ. Выступая на рынке активными потребителями туристского продукта, домохозяйства формируют спрос, развивающий рынок.

Предпринимательская фирма – хозяйствующий субъект, деловой участник рынка, его структурная единица, использующая факторы производства для получения прибыли.

Как субъект рынка фирма:

• самостоятельно принимает решения;

• реально производит и реализует продукцию;

• стремится к получению максимальной прибыли.

В странах с развитой экономикой существует большое разнообразие предпринимательских фирм. Они различаются между собой численностью работников, объемом выпускаемой продукции (количественными показателями), типом собственности, ассортиментом выпускаемой продукции, методами ведения конкурентной борьбы (качественными показателями). По типу собственности предпринимательские фирмы делятся на:

• единоличные владения (частные фирмы); коллективные предприятия (партнерства или товарищества на паях с неограниченной или ограниченной ответственностью); акционерные общества (корпорации); государственные и муниципальные предприятия; филиалы и представительства фирм.

Многопрофильная, многопродукrовая деятельность туристских фирм, выступающих на рынке поставщиком туристского продукта, способствует развитию рынка, насыщению его разнообразной туристской продукцией.

Государственное учреждение - субъект рынка, представленный государственными предприятиями, учреждениями, ведомствами (министерства, их структурные подразделения, лицензирующие органы, органы по сертификации, стандартизации, региональные туристские администрации, комитеты по туризму), которые в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами регулирует механизм функционирования предпринимательских фирм, устанавливает обязательные для всех участников рынка правила поведения, защищает интересы большинства населения, создает устойчивую, эффективную систему рыночных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 9125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.