КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе
Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмента. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавливаются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков, надзор имеет как позитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка. Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом. 1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики. 2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе. Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом: — цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.); — цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.); — цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.); — цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами. Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования. Наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. Система саморегулирования включает такие направления, как: - соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора; - совершенствование организационной структуры банка (например, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.): - разработку новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления банковской деятельностью; - корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся ситуации; - принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдельных направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантий для защиты от рисков; - определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законодательных и нормативных актов, инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |