Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивная аддикция как способ аутодеструкции

Лекция 11.

Объемные гидроприводы

 

 

 

 

Спортивный туризм как вид спортивной деятельности связан с перемещением в экстремальные географические зоны (горный туризм, спелеотуризм, аридная зона) и зачастую эта деятельность сопровождается высоким риском для жизни и даже бывает смертельно опасной (например, горные походы, походы в зимнее время, сплавы по горным рекам). Участие в походах так же предполагает немалые финансовые затраты на покупку снаряжения, затраты времени на тренировки и экспедиции, перестройку системы социальных ценностей личности. Все это приводит к нарушению социального функционирования спортсмена. Проведенный нами психологический анализ личности у туристов-спортсменов позволил выявить признаки нарушений поведения, которые можно характеризовать как аддиктивность.

Важнейшей характеристикой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальной жизни и насущных проблем с помощью химических веществ с психотропным действием или таких видов деятельности, которые помогают сделать более комфортным свое базовое психическое состояние. Аддиктивное поведение может быть способом выхода из состояния фрустрации, когда возникает навязчивое непреодолимое стремление к аддиктивной реализации. Часто при этом нарушается социальная адаптация. Имеются научные сообщения, в которых исследователи аддиктивного поведения говорят о правомочности выделения своеобразной аддикции упражнений - workaholism [Baekeland P., 1970; Spence J.T., Robbins A.S., 1992; Cook C.C. 2004; Griffiths M.D.,2005]. Спорт, а особенно экстремальный, несёт в себе выраженный аддиктивный потенциал, поскольку сопровождается облигатной возможностью вхождения в изменённое состояние сознания с выраженной стимуляцией дофаминового звена нейромедиаторного обмена. Как показывают наблюдения, ангедония, как проявление симптома отмены, наиболее выражена именно у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, сопряженными с рискованными ситуациями и даже смертельной опасностью – дельтапланеризм, сплав по горным рекам, спелеотуризм, горный туризм и др. В современной литературе имеются описания клинических случаев возникновения спортивной аддикции при занятиях разными видами спорта – бег, восточные единоборства, тяжелая и легкая атлетика, бодибилдинг и др. [Hausenblas H.A., Downs D.S., 2002; Griffiths M.D. et al., 2005; Müller A. et al., 2004]. Аддикция выявлена и у лиц, занимающихся спортом для здоровья [Killinger B., 1992]. Однако в отношении спортивного туризма таких исследований нам не встретилось. Поэтому мы считаем заслуживающим внимания исследование этого аспекта данной проблемы более подробно.

Цель исследования: исследование психологических особенностей и мотивации спортивного поведения у туристов-спортсменов.

Материал и методы исследования. Обследование туристов (n=98, возраст 18-35 лет, 62 мужчины и 36 женщин) проводилось в реальных условиях горных туристических походов 1 категории сложности. Все участники походов имели спортивные разряды по туризму или другим видам спорта, имели медицинский допуск к занятиям, образование не ниже среднего, стаж занятий спортивным туризмом от нескольких месяцев до 10-15 лет. Применялся метод наблюдения, психологического интервьюирования, бесед. При изучении мотивов туристской деятельности был составлен опросник, включающий утверждения, характеризующие следующие мотивы: ситуационные мотивы (случайно начал заниматься туризмом и втянулся); субмиссивные мотивы (подчинение сильному лидеру); эстетические мотивы (стремление увидеть красоты природы и необычные места); мотивы гиперстимуляции (поиск новых ощущений, борьба со скукой); мотив преодоления трудностей, стремление повысить свою самооценку, быть членом команды; быть не таким, как все; достигнуть высоких спортивных результатов; гедонистическая мотивация (стремление достигнуть зоны душевного и физического комфорта). Для каждого мотива существовало 10 утверждений, положительные ответы на которые подвергались анализу. Была использована также «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, состоящей из 80 вопросов, двух вариантов ответов, и содержащая 4 шкалы: ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на труд и ориентация на деньги. Обследованные спортсмены были разделены на возрастные группы и группы в зависимости от стажа занятий спортивным туризмом.

Результаты исследования. Ориентация на «процесс» больше характерна для лиц старшего возраста и большего стажа занятий туризмом, а «результат» в большей степени волнует молодых, тогда как существенной разницы в ориентации на «труд» и «деньги» в разных возрастных и группах и группах по стажу занятий не выявлено (табл.1, 2).

 

Таблица 1.

Показатели мотивации, выявленные по методу диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, по возрастным группам

 

Мотивация <20 лет, n=26 20-24,9 лет, n=28 25-29,9 лет, n=28 ≥30 лет, n=16
Среднее количество баллов по шкалам
«Процесс» 5,45 5,65 7,78 8,00
«Результат» 7,59 7,33 5,76 5,47
«Труд» 5,25 6,23 6,88 6,42
«Деньги» 4,82 4,73 3,80 5,23

 

Таблица 2.

Показатели мотивации, выявленные по методу диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, по группам в зависимости от стажа занятий спортивным туризмом

 

Мотивация <5 лет, n=46 5-9,9 лет, n=34 10 и более лет, n=18
Среднее количество баллов по шкалам
«Процесс» 4,46 5,76 7,98
«Результат» 7,98 6,33 4,76
«Труд» 5,35 6,11 6,22
«Деньги» 4,38 4,27 4,65

 

В таблицах 3 и 4 показана структура мотивации туристской деятельности в разных возрастных группах и группах по туристскому стажу. Найдены различия в структуре мотивации в разных группах. Так, в возрасте 19-25 лет ситуационные мотивы занятия туризмом почти преобладают в общей структуре мотивов, отдавая первенство только мотиву достижения высоких спортивных результатов. В старшем возрасте преобладающей мотивацией, помимо достижения высоких спортивных результатов, становится мотивация гиперстимуляции и гедонистическая мотивация. Именно это является признаком аддиктивности в структуре этой деятельности. Ситуационные мотивы с возрастом уменьшаются вдвое, а гедонистические – увеличиваются почти вчетверо, тогда как мотивации, связанные с личностными особенностями и стремлениями (выделиться, стать членом команды, эстетические) практически не изменяются с возрастом. Субмиссивные мотивации с увеличением возраста прогрессивно уменьшаются, а стремление достигнуть высоких спортивных результатов – один из самых выраженных мотивов – достаточно высок во всех возрастных группах и существенно не различается.

Влияние стажа на мотивы занятий спортивным туризмом также достаточно велико. С увеличением стажа втрое уменьшаются ситуационные мотивы, субмиссивные мотивы; несущественно возрастают эстетические, повышаются мотивы гиперстимуляции, почти втрое снижаются мотив преодоления, стремление быть членом команды и выделиться, несколько увеличивается стремление достигнуть результатов. Внимание привлекает гедонистическая мотивация, которая возрастает в 4,5 раза.

 

Таблица 3.

Структура мотивации туристской деятельности, по возрастным группам

 

Тип мотивов <20 лет, n=26 20-24,9 лет, n=28 25-29,9 лет, n=28 ≥30 лет, n=16
Среднее количество баллов по шкалам
Ситуационные 6,2 5,1 4,1 3,1
Субмиссивные 4,3 3,1 2,3 1,5
Ээстетические 6,1 5,1 6,3 5,6
Гиперстимуляции 4,1 5,4 6,9 7,8
Преодоления 6,1 6,1 5,4 5,2
Стать членом команды 6,1 4,8 3,2 3,1
Выделиться 3,2 3,2 2,4 2,5
Достигнуть результатов 6,8 7,4 7,6 8,8
Гедонистические 2,2 3,5 5,4 7,8

 

 

Таблица 4.

Структура мотивации туристской деятельности, по группам в зависимости от стажа занятий спортивным туризмом

 

Мотивация <5 лет, n=46 5-9,9 лет, n=34 10 и более лет, n=18
Среднее количество баллов по шкалам
Ситуационные 7,2 4,3 2,5
Субмиссивные 6,8 3,4 2,1
Ээстетические 6,4 6,6 7,2
Гиперстимуляции 6,1 5,2 8,1
Преодоления 8,4 6,2 3,2
Стать членом команды 7,3 4,2 3,1
Выделиться 6,2 4,4 2,6
Достигнуть результатов 6,6 7,2 7,4
Гедонистические 2,4 6,5 9,4

 

Беседы, наблюдения и психологическое интервьюирование позволили дополнить и обобщить полученные экспериментальные результаты. Полученные данные позволяют предположить, что не менее чем у трети туристов-спортсменов, особенно старшего возраста, занятие туризмом является способом реализации аддиктивности, со всеми признаками и явлениями зависимости, не только психологической, но и физической. Эта зависимость носит своеобразный характер. Среди мотивации данной спортивной деятельности на первое место вышли гедонистические мотивы, а также стремление к риску, стрессу и его преодолению, необходимость находить и преодолевать препятствия, изменять обстоятельства и добиваться успеха. Для младшей возрастной группы не менее значимым был мотив удовлетворения потребности быть членом команды, группы, части коллектива, удовлетворение потребности в общении с единомышленниками.

Нами было отмечено, что для туристов характерно употребление в речи специфического жаргона, непонятного непосвященным. Это так же усиливает сплоченность группы. Важной особенностью туристских групп мы считаем наличие жесткой иерархии, подчиненности и распределения обязанностей. Понятно, что иерархическое структурирование группы является необходимым элементом для выживания в эстремальных условиях, однако иногда это приобретает чрезмерный характер.

Стремление к высоким спортивным результатам, получение разрядов было менее значимой мотивацией и выявлялось не более, чем у трети испытуемых. Более старшие туристы в большинстве производили впечатление «людей процесса», но не «людей результата», в отличие от молодых участников групп. Субмиссивная мотивация имела место не более чем в 10% и была связана с конформностью, подчиняемостью лидеру или близкому человеку, увлеченному туризмом. Для большинства туристов в обычной жизни была характерна низкая переносимость психологически дискомфортных состояний и наблюдалась способность получать эмоциональную поддержку и тепло только от коллег-туристов или в туристической обстановке. Стремление вновь и вновь окунуться в туристический, дромоманический образ жизни увеличивалось и реализовывалось в психотравмирующих ситуациях, выражающихся в социальной изоляции, утрате прежних идеалов, потере работы, резкой смене привычных жизненных стереотипов. Во всех случаях развитого туристического аддиктивного поведения большая часть времени мысли человека были заняты представлениями о реализации турпоходов, которые были эмоционально окрашены, о подготовке к ним, приобретении снаряжения, о тренировках и других действиях. Само размышление на туристические темы вызывало чувство эмоционального подъема, волнения, возбуждения или релаксации. Во время похода достигалось желаемое эмоциональное состояние, возникало ощущение контроля над собой и ситуацией, чувство удовлетворенности. Данное поведение создает иллюзию решения проблем через изменение своего психического состояния искусственным путем, в результате чего человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности, что можно квалифицировать как аддиктивное поведение. Мысли, разговоры, действия, связанные с туризмом, вызывают выраженную положительную эмоциональную реакцию, фиксацию на этих переживаниях, стремление к их совершению, даже в ущерб социальной адаптации в обществе.

Таким образом, выявленные нами лица с эмоциогенным туристским поведением имели выраженную психологическую зависимость от своей деятельности. Но в структуре туристской аддикции, как и любого другого зависимого состояния, существует и физическая зависимость, связанная, по-видимому, с расширением рецепторного поля центров удовольствия, связанных с необходимостью постоянного нахождения в состоянии специфического стресса и его преодоления. Физическая зависимость от туризма включает следующие признаки, которые мы наблюдали в процессе туристского похода некоторых туристов:

1. Потеря контроля за количеством проделанной работы (пройденных километров, преодоленных препятствий), отсутствие чувства меры, причем вне зависимости от уровня физической усталости. Нами отмечено наличие у некоторых членов группы потребности продолжать движение, несмотря ни на что (резкое ухудшение погоды, наступление ночи, физическая усталость членов группы). Иногда наблюдается состояние измененного сознания, транс, сопровождающийся психическим автоматизмом, отсутствием критичности со стороны личности. На этапе планирования маршрута наблюдалось стремление увеличить ежедневные отрезки пути, пренебрегая возрастающим при этом риском травматизма и снижением качества эстетического восприятия природы. При углублении аддикции это становилось настолько выражено, что вызывало недопонимание у других туристов. У таких лиц наблюдалась потеря ориентации на свои физические ощущения (чувство усталости, голода, опасности), они утрачивались, не идентифицировались или достигались только в критических ситуациях. Такое состояние можно обозначить термином «одержимость».

2. Неудержимое влечение к туризму, не имеющее развернутого психологического содержания, объективно предназначенного для этих времени и условий, часто возникающее внезапно или при появлении отрицательных эмоциональных переживаний, компульсивное желание «уйти в горы», «спуститься в пещеры», «сбежать в лес».

3. Невозможность воздержаться от похода в связи с объективными причинами (болезнь и даже смерть близких, необходимость трудового процесса, сложная ситуация на работе). Основная трудовая деятельность воспринимается как второстепенная, необходимая для обеспечения материальной базы последующей туристской реализации.

4. Симптомы отнятия, выражающиеся в дискомфорте крайней степени: головных болях, головокружении, слабости, раздражительности, навязчивом стремлении пойти в поход, которое носит характер сверхценной идеи. Респонденты отмечают сердцебиение, потливость, тремор рук, нарушение координации движения, что свидетельствует о гиперадреналинемии. Они считают и ощущают себя больными, если долго не имеют возможности реализовать свои намерения. При этом субъективное улучшение физического состояния отмечается в связи с подготовкой к походу и его началом: «Как только вышел на тропу – прекрасно себя почувствовал!». Эти состояния дискомфорта возникают особенно часто при намерении пациента поменять образ жизни, поменять работу, семейное положение – то есть при изменении привычного стереотипа жизни, сопровождающегося необходимостью напрягаться и активно включаться в социальные взаимодействия. Необходимость контроля над непривычной ситуацией (например, рождение ребенка) вызывает такой сильный стресс, что влечение уйти в поход становится непреодолимым и сильно напоминает запой.

5. Проявление признаков авитальной активности – создание ситуаций, заведомо опасных для жизни, стремление к риску ради риска. Преодоление таких препятствий, которые не обозначены в туристском маршруте, совершение восхождений с чувством усталости на исходе дня без большой необходимости, пренебрежение правилами техники безопасности и своим здоровьем ради иллюзорных целей.

Наличие перечисленных признаков позволяет считать спортивный туризм одним из способов реализации зависимого, аддиктивного поведения.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №11. Ротор (вихрь) векторного поля | Двоичное представление диапазонов ввода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.