Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к организационному управлению

В литературе можно встретить разные классификации управ­ления вообще и организационного в частности. Независимо от системы классификации авторы выделяют черты, отличающие каждый класс от остальных.

Предлагается система классификации управ­ления по признаку - степень участия человека в реализации управленческих воздействий.

В зависимости от степени участия человека в реализации управляющих воздействий система классификации управления включает:

1. Управление техническими системами.

К техническим системам управления относятся системы, ко­торые функционируют без участия человека. Как правило, ими являются системы автоматического управления, представляю­щие собой комплексы устройств для автоматического измере­ния, например, координат объекта управления, с целью поддер­жания желаемого режима его работы. Такие системы реализуют процесс технологического управления.

Особенность управления техническими системами состоит в том, что в них управляющие воздействия могут быть спроекти­рованы заранее. Следовательно, качество управления будет га­рантировано для различных условий функционирования систем управления.

Если функционирование систем управления происходит в ус­ловиях неопределенности (неизвестно точно влияние внешней среды - возмущения), то качество управления будет обеспечено с той точностью, с которой известно это возмущение. Если же возмущение неизвестно вообще, то качество управления может быть обеспечено за счет адаптивных систем управления (самонастраивающиеся, обучаемые).

2. Управление эргатическими системами.

Особенностью человеко-машинных (эргатических) систем состоит в том, что в контур управления, т.е. в управляющую сис­тему включен сам человек-оператор или коллектив людей-операторов.

Примерами человеко-машинных (эргатических) систем могут служить автоматизированные системы управления (АСУ) различного назначения. Их характерной особенностью является то, что че­ловек сопряжен с техническими устройствами, причем оконча­тельное решение принимает человек, а средства, автоматизации лишь помогают ему в обосновании правильности этого решения.

Особенности управления эргатическими системами состоят в том, что психофизиологические свойства человека-оператора должны быть включены в параметры (свойства) управляющей системы.

3. Управление организационными системами.

К организационным системам относятся социальные системы - группы, коллективы людей, общество в целом.

Деятельность любого коллектива как организационной сис­темы невозможна без соблюдения двух основных правил:

I. исключение искажения или скрытия информации членами коллектива в личных целях или ради групповых интересов;

II. обеспечение всеми членами коллектива безусловного вы­полнения поставленных задач.

Коллективы, в которых выполняется только первое условие (объективность информации) и отсутствует второе, называются коллективами с механизмом открытого управления. Управ­ление в таких организационных системах обеспечивается сво­бодными («Рыночными») отношениями, т.е. отсутствием общего управляющего деятельностью центра.

Коллективы, в которых выполняются оба условия, получили название коллективов с правильным механизмом управления. Добиться качественного выполнения планов действий в органи­зационных системах с таким механизмом управления можно с помощью тщательно разработанной системы не только контроля исполнения (волевое управление или жесткая централизация), но и соответствующей системы стимулирования деятельности лю­дей в организационной системе. Директивная (приказная) форма управления эффективна только при наличии двух условий:

· знание руководителем возможностей подчиненных (аналог первого основного правила);

· права руководителя применять сильные стимулы (наказание в случае невыполнения задания и поощрение в случае ус­пешного выполнения), т.е. аналог второго основного прави­ла.

Такой вид управления иногда назы­вают прямым управлением.

При управлении большими организационными системами (предприятием, отраслью промышленности, фирмой и др.) дол­жен учитываться активный характер элементов системы - лю­дей, предоставляя им большую самостоятельность в выборе кон­кретных действий при обязательном выполнении общего плана. Такой вид управления называют координацией .. Координация яв­ляется единственным эффективным видом управления большими системами.

Организационными системами управления мы назвали сис­темы, обеспечивающие функционирование коллектива людей для достижения определенных целей.

Таким образом, уже в самом определении организационной системы управления предполагается целенаправленный характер ее функционирования. Цель может быть достигнута только в том случае:

· когда организационные процессы будут эффективными, т.е. обеспечивать получение наилучших результатов на единицу затрат соответствующих ресурсов;

· когда организационные процессы будут надежными, т.е. гарантировано само осуществление процесса как такового;

· когда организационные процессы осуще­ствляются без задержек, излишних временных разрывов и не вы­ходятза пределы временных границ, т.е. оперативны;

· когда ор­ганизационные процессы обладают гибкостью, т.е. способностью к оперативным изменениям в ходе своего осуществления;

· когда организационные процессы характеризуются непрерывностью и ритмичностью, т.е. соответствием между деятельностью той или иной стадии (этапом, периодом, фазой) и происходящими в ходе ее изменениями.

Названные требования могут быть реализованы только в том случае, когда организационная система управления обладает таким качеством, как устойчивость системы, т.е. свой­ством сохранять некоторое свое качество в процессе управления при наличии возмущений.

Вопросы по теме 5:

1. Дайте определение понятия метода управления.

2. Классификация методов управления.

3. Содержание экономических методов управления.

4. Классификация организационно-распорядительных методов и порядок их применения.

5. Социально-психологические методы управления и их сущность.

6. Классификация видов управления.

7. Назовите основные требования к организационному управлению и раскройте их сущность.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления представля­ют собой механизм воздействия на органы управления (коллек­тивы) и людей через | Отбор проб поверхностных вод суши
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.