Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Взаимодействие культуры, экономики и социальной сферы

План

1.Культура как система социальных институтов, ценностей и норм

2. Взаимодействие культуры и экономики

3. Взаимодействие экономики и социальной сферы

4. Взаимодействие культуры и социальной сферы

 

1.

Существует множество определений понятия «культура». В самом общем виде можно сказать, что культура – это система социально- приобретенных и передаваемых от поколения к поколению ценностей,

с помощью которых люди организуют свою жизнедеятельность. Как говороил Калинин: “Понятие культуры очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли”

О широте этого понятия интересно рассказывается в учебнике С. С. Фролова. «Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово "cultura" обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители прими-тивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова "культура", обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека.... В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества". Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием "культура". Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть пере-дан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой».

В рамках единой культуры общества есть культуры определенных групп, отличающияся от доминирующей культуры системой норм и ценностей. Их называют субкультурами. Например, говорят о молодежной субкультуре, сельской субкультуре и т. д.. Но среди них есть такие субкультуры, ценности которых не просто отличаются, а противоречат ценностям доминирующей культуры Их называют контркультуры. Например, в контркультуре наркоманов общепризнанная ценность здоровья отвергается во имя ценности кайфа.

Нематериальный уровень культуры включает в себя институты, духовные ценности и социальные нормы. Понятие социального института нам уже знакомо. Поскольку это организованная деятельность, представляющая собой определенный человеческий опыт, то в этом смысле институт можно рассматривать как элемент культуры. Особыми институтами культуры являются институты, удовлетворяющие собственно духовные потребности: религия, искусство и т.д. Духовные ценности – это разделяемые в обществе язык, символы; убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться; представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т.п. Многие убеждения людей имеют материальную форму. Их называют символами. То есть, символы – это закодированные ценности. Например, обручальные кольца символизируют ценность супружеской верности. Ценности бывают фундаментальные (принимаемые большинством общества, например ценность здоровья) и локальные (принимаемые определенной социальной группой, например ценность рок-музыки не разделяется сторонниками других музыкальных направлений). Именно локальные ценности образуют субкультуры и контркультуры.

В широком спектре ценностей, предлагаемых обществом каждый человек имеет свои предпочтения. Такое явление называется ценностной ориентацией личности. Ценностная ориентация – выбор личностью наиболее важных для себя ценностей.

Социальные нормы – это социальные требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Социальная норма регулирует только такое поведение, которое имеет общественный характер. Эти нормы определяют цели, границы, условия и формы поведения.

Само понятие социальной нормы неоднозначно: ее определяют как общие для статистического большинства людей формы поведения; как устойчивое регулярное образование, утвержденное, признанное и оправданное членами сообщества в этом качестве. Соответственно выделяют различные типы социальных норм: статистические (реальные), отражающие реальное поведение, как оно проявляется в статистическом большинстве случаев; нормативные (должные), т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности; идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

При этом различают институализированные (формальные) и неинституализированные (неформальные) социальные нормы. К первым относят нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями. Они поддерживаются силой закона или различными инструкциями.

Эти нормы имеют особо важное значение для общества и потому их выполнение строго контролируется. К неинституализированным нормам относят такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, на силу общественного мнения, а не на силу закона, инструкции.

Различают несколько видов социальной нормы, которые в различных целях принято классифицировать по предмету и объекту регулирования, по видам санкций и по другим признакам.

По предмету регулирования различают следующие виды норм:

- правовые нормы, соблюдение которых обеспечивается государством с помощью ясно обозначенных санкций, эти нормы имеют текстуальное закрепление;

- моральные нормы, соблюдение которых обеспечивается обществом, в качестве санкций используется общественное осуждение, текстуального закрепления такие нормы не имеют и делятся на общепринятую мораль и мораль определенных групп;

- традиционные нормы, соблюдение которых обеспечивается в силу их полезности, они могут иметь четкое описание;

- эстетические нормы, соблюдение которых обеспечивается представлениями о прекрасном и безобразном, в качестве санкций выступают внутренняя неудовлетворенность и порицание;

- политические нормы, соблюдение которых обеспечивается с помощью специальных санкций, закрепленных в документах, эти нормы регулируют политическую жизнь и находят закрепление в других нормах;

- религиозные нормы, которые вбирают в себя по содержанию многие нормы права, морали, традиций, эстетики, а также организационные нормы и потому способны использовать регулятивные свойства каждой из этих систем.

По объекту регулирования нормы классифицируются следующим образом:

нормы, регулирующие отношения по поводу материальных благ (право - о собственности, мораль - о бескорыстии и т. д.);

нормы, регулирующие межличностные отношения (право - об уважении к личности, мораль - об уважении к старшим и т. п.);

нормы, регулирующие отношения между личностью и социальными группами, обществом в целом, государством (право - об обязанностях граждан, мораль - об уважении к мнению большинства и т. п.).

Нормы обладают альтернативностью, то есть способностью меняться во времени и в пространстве

Изменение норм в пространстве особенно заметно при сравнении норм различных этнических групп. Различают следующие виды этнических групп: племя-этническая группа на основе кровного родства; народность - этническая группа, образованная смешением племен на основе территориального единства; нация - этническая группа, образованная смешением народностей и племен на основе общности экономической жизни; этнос (народ) - этническая группа, образованная смешением наций, народностей и племен на единой территории с общей экономической системой и обладающая самосознанием, которое выражается в названии страны; этникос – совокупность людей, принадлежащих одной нации, но проживающих на территориях разных стран.

Люди по- разному относятся к нормам других этнических культур. Различают два вида восприятия чужой культуры: этноцентризм – это взгляд на другую культуру с позиций превосходства своей собственной культуры; и релятивизм – убеждение в том, что культуру можно понять лишь на основе ее собственых ценностей, в ее собственном контексте.

 

2.

Естественно, что культура, так же как и социальная сфера, нуждается в поддержке со стороны экономики. Институты культуры – театр, кино, балет, музейное и библиотечное дело и другие институты не могут функционировать без соответствующего финансирования.

Но, культура не только потребляет финансы. Она оказывает действенную поддержку экономической сфере. На институциональном уровне литература, кино, театр и другие институты культуры поставляют объекты идентификации, пропагандирующие самоотверженный труд. После выхода в свет романа Островского «Как закалялась сталь» тысячи молодых людей, стремясь быть похожими на Павку Корчагина, совершали трудовые подвиги, содействуя процветанию экономики. Аналогичный всплеск стахановского движения наблюдался и после выхода на экраны фильма «Светлый путь», где Любовь Орлова сыграла ткачиху, побившую известные трудовые рекорды. Показателен пример Алексея Баталова, талантливо сыгравшего роль молодого физика - ядерщика, который рискует жизнью ради науки. После выхода на экран этого фильма был зафиксирован массовый приток абитуриентов на физико-математические факультеты и на долгие годы советские физики – ядерщики получили признание как лучшие в мире. Безусловно, экономические достижения советского государства во многом объяснялись поддержкой советского искусства.

Интересно, что и экономический кризис, пережитый нашей страной в период перестройки, проходил на фоне почти полного безразличия институтов культуры к человеку труда: в те времена с экранов подавались объекты идентификации, умеющие жить за счет государства, а не во благо государству. И, хотя сейчас уже не так активно воспевается легкая «красивая» жизнь и откровенное жульничество, но нехватка положительных героев, пропагандирущих честный труд, весьма ощутима. Здесь есть над чем поработать современным российским деятелям культуры.

Ценностно-нормативный уровень культуры в кризисной российской экономике воспринимался как досадная помеха процветанию бизнеса. Казалось, что бизнес и мораль не совместимы. Действительно, известны примеры, подтверждающие, что пренебрегая моральными и даже правовыми нормами, быстрее удавалось достичь финансового успеха. Однако, очень скоро российские бизнесмены поняли, что такой успех весьма непрочен. Обращение к западному опыту показало, что в мировой экономике без соблюдений этических норм деловых отношений невозможен экономический успех. Этикет в развитых мировых экономиках давно уже воспринимается как мощное «оружие» в сфере бизнеса и деловых контактов. Крылатым стало высказывание о том, что хорошие манеры прибыльны. (Лозунг на Лондонской бирже:«Профессионализм плюс порядочность равны успеху в бизнесе»)

Не только за рубежом, но и в истории российского предпринимательства есть страницы, подтверждающие осознание необходимости соблюдения социальных норм в деловых отношениях. Так, в1912 году в кодексе купеческой чести отмечалось семь принципов ведения дел в России: честность, правдивость, верность слову, любовь и уважение к людям, целеустремленность. Честное купеческое слово было эталоном надежности, подтверждающим, что никакая цель не может затмить моральные ценности.

Итак, культура и на институциональном и на ценностно-нормативном уровне обладает значительным потенциалом в поддержке экономической сферы. Правда, этот потенциал не всегда в полной мере используется, но и экономическая сфера не всегда должным образом поддерживает культуру.

В этой связи полезно осмысление опыта меценатства в России, который интересно описан в статье Ю.Н. Тазьмина «Меценатство и благотворительность в России: к вопросу о мотивациях»

«Оценка этой деятельности за 100 лет претерпела противоречивые метаморфозы. В дореволюционный период главной причиной меценатства и благотворительности считалась высокая религиозность русской буржуазии. Исследователь московского купечества П.А. Бурышкин считал, что “самое отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только, или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого- то свыше назначенного дела”

После революции меценатство (по мнению В.А. Сущенко), “это стремление толстосумов увековечить себя в памяти потомков, как средство удовлетворения собственного тщеславия. Мотивы русских благотворителей и меценатов были противоречивы: для одних это был порыв души, стремление хоть как-то облегчить участь оказавшихся на обочине жизни, обогреть сирых и убогих, для других - средство усыпления собственной совести и повышения авторитета в глазах окружающих.

...Современные исследователи обращаются к религиозности русских предпринимателей, как основному мотиву их благотворительной деятельности. Ряд исследователей считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельской формуле: ”Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”.

По мнению М.Л. Гавлина, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определившим размах меценатства, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире».

Сам же автор доказывает в своей статье, что меценатство и благотворительность русских предпринимателей являлись не столько проявлением заботы о душе, сколько проявлением демонстративного потребления. Основной его аргумент в том, что меценатство сочеталось с жесточайшим отношением к собственным наемным рабочим. При этом он делает следующий вывод: «Благотворительная и меценатская деятельность русских дореволюционных предпринимателей с точки зрения социологии демонстрирует наряду с религиозно-этическими и социальные мотивы. Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному. Какими бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже ХIХ - ХХ вв., были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов. произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Говорить о благотворительности сложнее. На наш взгляд, преобладание социальных мотивов (в частности “демонстративного потребления”) над религиозно-этическими привело к обнищанию российского пролетариата и в итоге к пролетарской революции. Для того, чтобы избежать подобных потрясений впредь,. современным российским предпринимателям нужно “полюбить ближнего” в лице своего наемного работника, обеспечить ему достойный заработок, а не тратить деньги на хорошо рекламируемые разовые пожертвования в пользу какого-либо фонда».

Можно согласиться с мнением автора, но в условиях недостаточного финансирования культуры со стороны государства, возрождение меценатства было бы полезным для российских институтов культуры.

3.

Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость. Для анализа этой сложноорганизованной системы учёными было выработано понятие «подсистема».Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Сферами общества называют совокупность близких по своей деятельности институтов, объединенных решением общих задач.

Принято выделять 4 сферы общественной жизни:

экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование);

духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).

Социальная сфера(комплекс институтов, создающих условия и гарантии благополучия каждого члена общества). Остановимся подробнее на элементах этой сферы. Как правило, они возглавляются специальными министерствами: минздравсоцразвития, министерство внутренних дел, министерство по делам национальностей и федеральных отношений. министерство образования, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерство физкультуры и спорта.

Социальная политика – деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий благополучия каждого члена общества. Основной объем этой деятельности осуществляется в рамках социальной сферы

Социальная защита – система принципов, правил, гарантий, мероприятий по предоставлению условий жизни представителям разных социальных групп. (Малоимущие, многодетные, матери – одиночки, пенсионеры, инвалиды, жертвы катастроф) Для поддержания их экономического благополучия существуют институты социального обеспечения и социальной помощи. Социальную защиту можно по- другому назвать системой регулирования соц.обеспечения и соц.помощи.

Социальное обеспечение – участие государства в содержании своих граждан, когда они по социально-значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию в достаточном объеме.

Социальная помощь– разовое обеспечение в денежной или натуральной форме или в форме услуг, льгот, предоставляемых государством за счет средств местных органов власти, предприятий и организаций, внебюджетных благотворительных фондов в целях оказания помощи нуждающимся нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми. В современной России появились такие формы социальной помощи, как гуманитарная, натуральная, техническая, которые финансируются отечественными и зарубежными физическими и юридическими лицами. Одним из условий благотворительной помощи сегодня является четкое указание организации, лиц, нуждающихся в социальной защите, и необходимого объема средств. В экстремальных ситуациях — экологические бедствия, террористические акты — наблюдается мобилизация административных, предпринимательских структур при поддержке всего населения.

Специфика социальной политики современной России заключается в том, что она направлена на защиту отдельных личностей, а не социальных групп. Однако в период экономического кризиса государство не в состоянии оказать социальную помощь всем нуждающимся. В этих условиях возникают и развиваются негосударственные структуры, финансируемые гражданами и обеспечивающие индивидуальную самопомощь. К ним относятся пенсионные фонды и страховые фирмы.

Следствием экономических реформ являются изменения в источнике, структуре доходов граждан и их размерах. Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство.

Субъекты социальной политики: институты социальной защиты; все члены общества, занимающие активную гражданскую позицию; все институты социальной сферы. От успешности социальной политики зависит успешность социального государства.

Социальное государство – государство, ставящее своей задачей сглаживание социального неравенства и предотвращение массового обнищания населения. Последнее время появилась особая профессиональная деятельность по реализации социальной политики:

Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам в целях улучшения их способности к социальному функционированию.

Важнейшим критерием социальности государства является особый показатель-уровень качества жизни, который представляет собой совокупность следующих условий жизни:

- объем доходов на душу населения;

- уровень потребления товаров;

- уровень динамики цен;

- продолжительность рабочего дня;

- жилищные условия;

- уровень образования;

- уровень медобслуживания;

- продолжительность жизни;

- прожиточный минимум

Прожиточный минимум – минимальный потребительский бюджет семьи, то есть, объем товаров и услуг, необходимый для обеспечения жизнедеятельности. Это точка отсчета бедности. Как видно, этот показатель напрямую зависит от состояния экономики.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение размеров полости наборной части ручья | Применение малых напряжений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.