Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового режима лечебно-оздоровительных объектов и их территорий




Украинское законодательство как правило предусматривает аналогичные правовые меры по использованию и охране курортных территорий и лечебно-оздоровительных объектов. Поэтому правовое содержание их основных требований зачастую совпадает. В месте с тем правовой режим лечебно-оздоровительных объектов и территорий имеет ряд особенностей. Так, например, в целях охраны лечебно-оздоровительных территорий и объектов, в действующем земельном законодательстве выделяются земли оздоровительного назначения, и для них устанавливается особый правовой режим.

К природным лечебно-оздоровительным объектам и территориямотносятся места нахождения минеральных и термальных вод, лечебных грязей и озокерита, рапы лиманов и озер, морских вод, а также природные объекты и комплексы с благоприятными для лечения климатическими условиями и пригодными для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. В этой связи в законодательстве различаются особо ценные и уникальные природные лечебные ресурсы и общераспространенные природные лечебные компоненты. К особо ценным и уникальным природным лечебным ресурсам относятся редко встречающиеся на территории страны ресурсы, которые имеют ограниченное распространение или небольшие запасы месторождений и являются особенно благоприятными и эффективными для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Общераспространенные природные лечебные ресурсы охватывают ресурсы, которые встречаются в различных регионах страны, имеют значительные запасы и пригодны для использования с целью лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний.

Выявление природных лечебных ресурсов осуществляется путем проведения комплексных медико-биологических, климатологических, геолого-гидрологических, курортологических и иных исследовательских работ. Определенные по результатам геологоразведочных работ эксплуатационные запасы месторождений лечебных подземных минеральных вод, лечебных грязей и иных полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, утверждаются и вносятся в Государственный фонд месторождений, полезных ископаемых и передаются для использования по назначению в соответствии с действующим законодательством.

Месторождения полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, предоставляются в пользование юридическим и физическим лицам для использования в целях лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний. Подземные лечебные минеральные воды могут использоваться для промышленного разлива. Порядок предоставления в пользование таких месторождений определяется Кодексом о недрах и иными законодательными актами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением правил и норм использования природных лечебных ресурсов осуществляют центральные органы исполнительной власти по надзору за охраной труда, геологии и использованию недр, здравоохранения, охраны окружающей природной среды и другие специально уполномоченные органы исполнительной власти. Специальное использование природных лечебных ресурсов осуществляется за плату. Нормативы платы за пользование природными лечебными ресурсами и порядок ее взимания устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Разработка месторождений подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, осуществляется по специальным разрешениям (лицензии) на пользование недрами в порядке, определенном законодательством.

Минеральные воды и лечебные грязи добываются в объемах, лимит которых утверждается Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими (бальнеологическими) заключениями, в которых определяется кондиционный состав полезных и вредных для человека компонентов. Добыча, подготовка, переработка и использование подземных лечебных минеральных вод, лечебных грязей и иных полезных ископаемых, которые относятся к природным лечебным ресурсам, осуществляются согласно утвержденным проектам и квотам, установленным центральным органам исполнительной власти по геологии и использованию недр.

К землям оздоровительного назначения, согласно ст. 73 Земельного кодекса, относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами благоприятными для организации профилактики и лечения. На землях оздоровительного назначения запрещается деятельность, которая противоречит их целевому назначению или может отрицательно влиять на природные лечебные факторы этих земель.

В целях охраны природных лечебных факторов земель оздоровительного назначения устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается передавать земельные участки в собственность и предоставлять их в пользование, в том числе в аренду, тем предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и обеспечением благоприятных условий для отдыха населения. Порядок использования земель оздоровительного назначения определяется земельным законодательством.

Пользование водными объектами для лечебных и оздоровительных целей регламентировано в водном законодательстве. В соответствии со ст. 62 Водного кодекса, водные объекты, имеющие природные лечебные свойства, относятся к категории лечебных и используются исключительно в лечебных и оздоровительных целях. Перечень водных объектов, отнесённых к категории лечебных, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 1499 от 11 декабря 1996 года, с указанием запасов вод и их лечебных свойств, а также других благоприятных для лечения и профилактики условий.

В целях охраны водных объектов в районах использования для лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особого режима. Границы зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с органами земельных ресурсов, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей природной среды, водного хозяйств и геологии. Зоны санитарной охраны поверхностных и подземных водных объектов входят в состав водоохранных зон и подразделяются на три пояса особого режима: строгого, ограниченного и наблюдения.

Строительство новых и размещение действующих предприятий, сооружений и иных объектов на территории округов и зон санитарной охраны лечебных объектов может быть ограниченно или запрещено в соответствие со ст. 93, 96, 98, 104, 105 Водного кодекса. Правовой режим зон санитарной охраны водных объектов лечебных акваторий установлен постановлением Кабинета Министров Украины № 2924 от 18 декабря 1998 года. Охрана водных объектов, отнесенных к категории лечебных, осуществляется в порядке, установленном для санитарной охраны курортов. Согласно требованиям указанного постановления сброс любых возвратных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается.

Особые требования предъявляются законодательством при размещении, обустройстве и эксплуатации оздоровительных учреждений[1]. Размещение и расширение оздоровительных учреждений должно проводиться только на основе утвержденных в установленном порядке генеральных планов и проектов детального планирования и застройки оздоровительных комплексов. Планирование строительства и застройка оздоровительных объектов должно обеспечивать комфортные условия для отдыхающих, а также безопасные условия для работы, быта и отдыха местного населения.

Границы оздоровительных объектов и благоустроительная организация их территорий должны соответствовать действующим строительным и гигиеничным нормам и требованиям планировки и застройки зон отдыха[2]. В проектах планировки и застройки оздоровительных объектов и зон отдыха должны быть предусмотрены меры по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов. Выбор территории для оздоровительных комплексов необходимо осуществлять на основе разработки технико-экономического обоснования или технико-экономических расчетов, комплексной оценки природных ресурсов с учетом социально-гигиенических и эпидемиологических требований к чистоте грунта, уровня грунтовых вод, отвода стоков атмосферных осадков и наличия доброкачественных источников водоснабжения.

На территории оздоровительных объектов и зон отдыха запрещается строительство новых, расширение и реконструкция действующих производственных и других объектов, не связанных с непосредственным обслуживанием отдыхающих и населения, постоянно проживающего в этой местности. Существующие в пределах территорий оздоровительных объектов промышленные предприятия и другие объекты, являющиеся источниками вредного влияния на окружающую природную среду и препятствующие их развитию, подлежат выносу за пределы их границ либо смене профиля производства.

На оздоровительных территориях должны создаваться комплексы курортно-лечебных учреждений, которые формируются на основе объединения близких по профилю учреждений, совместного архитектурно-пространственного решения и централизации медицинского, культурно-бытового, хозяйственного, инженерного и энергетического обслуживания. Выбор земельного участка для размещения учреждений оздоровления и их проектная документация подлежат согласованию органами государственной санитарно-эпидемиологической службой.

Пляжи для оздоровительных учреждений оборудуются в соответствии с установленными требованиями[3]. Нормативные требования по охране от загрязнения районов морского водопользования, обеспечение безопасности их использования лечебно-оздоровительных целей установлены Санитарными правилами и нормами охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения.

Правила регламентируют порядок организации районов морского водопользования населения и установление зон их санитарной охраны, требования к составу и свойствам морской воды в охраняемых районах, а также мероприятия по созданию безопасных для населения и условий лечебно-оздоровительного морского водопользования. В соответствии с этими Правилами устанавливаются охраняемые районы морского водопользования и зоны санитарной охраны оздоровительных объектов. Так, граница прибрежного района морского водопользования устанавливается в сторону моря глубиной не менее двух миль от линии среза воды, а граница зоны санитарной охраны района водопользования населения определяется в сторону территориальных вод по обе стороны района водопользования по линии уреза воды на 10 км.

При проектировании новых и эксплуатации существующих оздоровительных объектов в прибрежных водах морей и на прилегающей двухкилометровой полосе суши должны предусматриваться мероприятия по предотвращению загрязнения района водопользования. Все виды работ, проводимые в прибрежных водах, не должны приводить к ухудшению качества морской воды районов водопользования населения. В районах морского водопользования оздоровительных объектов запрещается сброс всех видов отходов и сточных вод, включая очищенные и обеззараженные хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые, коллекторно-дренажные и другие

В зоне санитарной охраны оздоровительных объектов запрещается сброс всех видов неочищенных и необеззараженных сточных вод, захоронение химических веществ и загрязненных донных отложений и грунтов, сброс пульп, кубовых остатков и осадков, образующихся в результате обеззараживания сточных вод, а также эксплуатации судов. В двухкилометровой полосе суши охраняемого района, отсчитываемой от линии максимального уровня моря, установленного в данной местности для охраны оздоровительного объекта, запрещается применение ядохимикатов, строительство складов для хранения химических веществ и других объектов и сооружений, оказывающих влияние на качество прибрежных вод, устройство полигонов бытовых и не утилизированных отходов промышленных предприятий и накопителей сточных вод, строительство животноводческих и птицеводческих ферм и комплексов, устройство полей ассенизации или других сооружений и объектов для приема и обеззараживания жидких отходов, устройство полей фильтрации и орошения, строительство предприятий с выбросами в атмосферу, способствующих загрязнению моря.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.