Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинико-педагогическая характеристика дизартрии





Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Дизартрия (от греч. dys приставка, означающая расстройство, arthroo
членораздельно произношу) нарушение произношения, обусловленное недос-
таточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкор-
ковых отделов мозга. При этом изза ограничений подвижности органов речи
(мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во
взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы.
В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее раз-
витие речи.
При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Легкие степени дизартрии (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР — минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике — одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Г. Гуцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых выявляется стертость артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне затруднен. В дальнейшем Правдина-Винарская и Эйдинова анализируют случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» введена Г.В.Чиркиной и И.Б.Карелиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обследовании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дисдалия, а также органическая церебральная дислалия, которые в дальнейшем стали относить к легкой дизартрии и стали называться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП — перинатальной энцефалопатии.
В младенческий период с 0 до 1 года патологическая доречевая симптоматика не выявляется в психомоторном развитии, т.к. до настоящего времени не введено в практику скрининговое обследование психомоторных функций детей. И, как следствие, не проводится психолого-педагогическое и коррекционно-логопедическое сопровождение детей младенческого возраста с ПЭП.

Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).

У детей особенно часто встречается псевдобульбарная дизартрия. Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе, при этом отмечается повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения губ, языка, мягкого неба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.

Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе, при этом можно наблюдать поперхивания при еде, попадание пищевых масс в нос, ограничение подвижности мягкого неба, неподвижность голосовых связок.

При поражении мозжечковой системы развивается мозжечковая форма дизартрии, которая характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушением темпа и плавности речи. Речь носит замедленный, толчкообразный характер, нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений.

Меры коррекции дизартрии у детей обычно включают в себя комплексное воздействие на непосредственную ее причину, использование специальных логопедических методик, а также развитие мелкой моторики и лечебную физкультуру.

Тяжелая форма нарушения звуковоспроизведения в большинстве случаев требует наблюдения ребенка в условиях специализированных детских учреждений. Коррекция стертой дизартрии у детей проводится в амбулаторных условиях при помощи различных специалистов — невролога, логопеда, психолога и других.В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства
дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как
правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого
высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в про-
цессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточ-
ный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонацион-
но-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и
взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ. Артикуляционная гимнастика
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя че-
люсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих ор
ганов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной
гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений ор
ганов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы выра-
батываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5
минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более слож-
ным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,
второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выпол-
няет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых уп-
ражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно
придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении
у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.