Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые средства охраны окружающей природной среды в энергетике

Предприятия энергетики обязаны соблюдать требования законодательства об охране окружающей природной среды и осуществлять технические и организационные меры, направленные на снижение вредного влияния объектов электроэнергетики на окружающую природную среду. В Основных направлениях государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности предусмотрены следующие меры по улучшению экологического состояния в области теплоэнергетики: внедрение новых технологий сжигания низкокачественного угля; применение высокоэффективных парогазовых установок; разработка и внедрение систем очистки газов; реализация программ по утилизации твердых отходов для потребностей строительной индустрии; увеличение объемов оборотного водоснабжения.

Наиболее опасным видом загрязнения окружающей природной среды энергетическими источниками являются атомные и ядерные объекты и установки. В соответствие с Законом «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», установлен приоритет безопасности человека и окружающей природной среды в сфере использования ядерной энергии. Механизм государственного регулирования безопасности использования ядерной энергии включает в себя осуществление нормирования, лицензирования и надзора в области применения атомной и ядерной энергетики.

Нормирование обеспечивает установление нормативных критериев и требований, определяющих условия использования ядерных установок и источников ионизирующего излучения. Так, например, Государственные гигиенические нормативы и нормы радиационной безопасности включают систему принципов, критериев, нормативов и правил, исполнение которых является обязательным в политике государства для обеспечения противорадиационной защиты человека и радиационной безопасности окружающей среды[10].

Лицензирование осуществляется путем выдачи разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием атомных и ядерных установок и источников ионизирующего излучения. Лицензия выдается на осуществление деятельности, связанной с конкретным этапом и циклом работы ядерной установки или хранилища, предназначенного для захоронения радиоактивных отходов. Общие условия выдачи разрешений определяется Законом «Об использовании ядерной энергетики и радиационной безопасности»[11] от 8 февраля 1995 года.

Надзор обеспечивает соблюдение нормативных требований и условий выданных разрешений на использование ядерных установок и источников ионизирующего излучения. Осуществление надзора за ядерной и радиационной безопасности, установление критериев, требований и условий обеспечения безопасности во время использования ядерной энергии, организация учета ядерного материала и контроля за ним, проведение экспертизы ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, источниками радиоактивного излучения возложено на Минэкоресурсов. С этой целью в составе Министерства создан Департамент ядерного регулирования, состоящий из Управления нормативно-правового регулирования ядерной и радиационной безопасности, Управления регулирования безопасности ядерных установок, Управления регулирования безопасности радиационных технологий и устройств, Управления регулирования безопасности обращения с радиоактивными веществами и Управления по вопросам физической защиты и гарантий нераспространения ядерного оружия[12].

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок размещения, строительства, введения в эксплуатацию и снятия с эксплуатации ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами. Решение о строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными материалами, принимает Кабинет Министров Украины совместно с местными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления, на территории которых планируется строительство. Оно принимается на основе заключения государственной экспертизы о безопасности установки или объекта и других видов экспертиз, предусмотренных законодательством.

Разрешение на строительство ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, выдает орган государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, при наличии планов мероприятий по снятию их с эксплуатации и оценке объема создаваемых при этомрадиоактивных отходов, и планов обращения с ними. Принятие в эксплуатацию ядерной установки и объекта осуществляется государственными приемными комиссиями. В местах размещения ядерных установок или объектов, устанавливается санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В этих зонах осуществляется контроль за радиационной обстановкой.

Лицензия на эксплуатацию ядерной установки и объекта выдается органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, после завершения строительства в соответствии с проектом и выполнением работ по введении их в эксплуатацию. Основные критерии, требования и условия обеспечения безопасности атомных станций, а также принципы и характер технических и организационных мер по достижению безопасности определены Общими положениями обеспечения безопасности атомных станций[13]. Прекращение их эксплуатации регламентировано Общими положениями обеспечения безопасности при снятии с эксплуатации атомных электростанций и исследовательских ядерных реакторов[14]. Они предусматривают последовательное освобождение установки от источника ионизирующего излучения, снятия режима ограничений и осуществление радиационного контроля в зоне наблюдения и санитарно-защитной зоне.

Предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с использованием радиоактивных веществ, обязаны обеспечивать экологическую безопасность этой деятельности, исключающую возможность радиоактивного загрязнения окружающей природной среды и отрицательного воздействия на здоровье людей в процессе добычи, обогащения, транспортировки, переработки, использования и захоронения радиоактивных веществ. Эти и другие требования обращения с радиоактивными веществами предусмотрены в Законе «Об обращении с радиоактивными отходами»[15] от 30 июня 1995 года.

Негативное воздействие на здоровье человека и состояние окружающей природной среды в современных условиях индустриального и энергетического развития оказывают и другие излучающие и ионизирующие объекты и установки. Поэтому действующее законодательство предъявляет особые экологические требования к предприятиям радиосвязи и электросвязи, являющиеся источниками электромагнитного излучения. К ним относятся радиовещательные, телевизионные и радиолокационные станции различного назначения, а также электростанции и линии электропередачи, включая воздушные высоковольтные линии и электрические подстанции[16].

Правовые гарантии защиты от ионизирующих излучений установлены Законом «О защите от воздействия ионизирующих излучений». Закон определяет пределы индивидуального облучения населения и персонала, уровни воздействия в случае радиационных аварий и порядок привлечения к ликвидации этих аварий и их последствий. При осуществлении своей деятельности предприятия обязаны принимать необходимые меры по предотвращению и недопущению превышения установленных уровней ионизирующего и иного вредного физического воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека в населенных пунктах, рекреационных и заповедных зонах, а также в местах массового скопления и размножения диких животных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые меры охраны окружающей природной среды в промышленности | Правовая охрана окружающей природной среды на транспорте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.