Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность Г. Губайдуллина после событий 1917 года

Научная и литературная деятельность.

Основные вехи биографии. Становление мировоззрения татарской молодежи на примере Г. Губайдуллина.

Лекция № 17, 18 Газиз Гудайдуллин как краевед, член ОАИЭ.

1.Основные вехи биографии. Становление мировоззрения татарской молодежи на примере Г. Губайдуллина. Газиз Губайдуллин (1887-1937) – татарский публицист, писатель, ученый тюрколог. История, источниковедение, историография, литература и литературоведение - таков далеко неполный круг творческих интересов ученого.

Судьба Газиза Губайдуллина – это судьба интеллигента российских национальных окраин XX века. Будущий тюрколог родился в эпоху больших надежд России на светлое будущее - эпоху начала стремительного развития капитализма. Жизнь ученого уложилась в две эпохи России. Первая половина его жизни совпала с эпохой первоначального накопления капитала с его далеко не гуманным лицом, вторая - строительства нового, как надеялась страна, самого справедливого общества на Земле, которое в 1930-х оказалось сродни самому мрачному средневековью.

Будущий ученый родился в семье представителя динамичного социального слоя, основной движущей силой перемен – купечества. Российское купечество в это время в массовом порядке осуществляло формационный переход от средневековой торговли к промышленному производству. Отец будущего историка - Салих Губайдуллин находился в русле общего потока реформирующейся России. Начав с небольшого капитала, полученного в наследство от отца, в начале ХХ века он стал одним из самых видных купцов Казани, владельцем суконной мануфактуры, выполнявшей заказы казны. Мать Газиза Губайдуллина была одной из дочерей известного казанского богача Айтуганова.

В конце XIX - начале ХХ века городские жители России по внешнему облику перестали отличаться от европейцев. Лишь крестьяне и служители культа продолжали носить традиционную национальную одежду. Изменить внешний облик было много проще, чем систему ценностей. В городской быт, буквально ежедневно входили многие другие, неслыханные раньше новшества. Надо было не только принимать их, но делать много большее - коренным образом переосмысливать основы своего существования, изменять представления о мире и о себе.

Отец историка, который уже в ХIХ веке с размахом и по-европейски вел дела и выглядел по-европейски презентабельно, сына послал учиться в весьма консервативное, старометодное, как говорили в то время, учебное заведение, в то, в котором сам в свое время учился - медресе «Халидия». Но в пору его молодости в середине XIX века это учебное заведение вовсе не было консервативным и возглавлялось тогда одним из самых выдающихся представителей татарского народа ХIХ века - Шихабом Марджани. В начале же ХХ века медресе «Халидия» казалось ориентированной на Европу татарской молодежи оплотом средневекового мракобесия.

Восемь лет с 1895 по 1904 г., когда Газиз учился в медресе «Халидия», куда он должен был приходить до восхода солнца, а уходить из школы около 9 часов вечера, посвящая весь день духовной схоластике, пришлись на ту пору, когда у человека происходит естественный процесс формирования системы ценностей 12 –18 лет. В стены консервативного духовного училища доходили слухи о грандиозных изменениях: о развитии промышленности, о строительстве великих железнодорожных магистралей, о стремительной европеизации страны. Живая, интенсивная, завораживающая жизнь действовала на шакирдов даже сильнее, чем на других: запретный плод сладок. Игнорируя запреты наставников, шакирды тянулись к свободной от средневековых устоев жизни.

Один из главных вопросов, который волновал учащихся «Халидия» был: те ли знания они получали, насколько полученные знания могли пригодиться в будущем, какое место в жизни могли занять выпускники по завершения учебы в медресе.

Газиз получил навыки, позволяющие ему работать священнослужителем, навыки, как и многим другим, не пригодившиеся ему в дальнейшей жизни. Но в отличие от многих других ему, будущему историку и писателю, удалось использовать, полученное в медресе, хорошее знание языков – арабского, турецкого и татарского. Кроме этого, с частным преподавателем Газиз учит персидский. С 1899 г. он читает на турецком языке Жюль Верна, Фламмариона, Вольтера и Руссо, других европейских писателей и ученых. Через арабскую, турецкую литературу, через статьи в татарской периодической печати знакомится с основами преподавания в Европе.

Внешние веяния буквально сотрясали стены «Халидия». Шакирды обсуждали перемены даже более бурно, чем это было за стенами духовного училища. И конечно, жаждали революционных перемен. Татарская интеллигенция стремилась познакомить свой народ с достижениями Европы и русского народа, занималась переводами. Они стремились воспитывать у татар чувства любви к другим нациям, в частности, к русскому народу, к его молодежи, призывали татарскую молодежь брать пример с русской. Газиз ощущает острую потребность в русском языке и начинает его изучение сразу по окончании медресе.

Его отец, окончив татарскую щколу - медресе, писать по-русски выучился сам и русскую культуру осваивал самостоятельно. Как и отец, Газиз прошел процесс традиционного мусульманского воспитания и образования дома и в медресе. Изучал Коран, арабский, турецкий и персидские языки, правила шариата, произведения персидских, арабских и турецких преимущественно средневековых авторов, средневековую мусульманскую философию. Русский язык не был для него родным языком и в начале жизненного пути Газиз не владел им настолько, чтобы получать новые знания. Он пытался приобщиться к европейской культуре через переводы европейских авторов на турецкий язык.

В год окончания Газизом медресе, во время русско-японской войны, когда вся страна остро ощущает свою отсталость от европейских стран, среди прогрессивной татарской молодёжи - шакирдов медресе, учащихся реальных училищ, гимназистов, студентов Казани и других городов начинается бурное движение, направленное на пропаганду и распространение среде татар передовой европейской и русской культуры. Тогда создается кружок элитарной интеллектуальной татарской молодежи под названием "Шимба", участником которого становится Газиз. Когда Газиз покинул «Халидия» на далеких российских окраинах шла Русско-японская война, а страна была на пороге первой русской революции. Желание получить европейское образование, возникшее в годы учебы в медресе, оформилось в конкретные действия в год поражения России в русско-японской войне и начала первой русской революции 1905-1907 гг., когда передовые слои российского общества, остро переживая поражение в войне и внутренние проблемы, полагали, что все беды от недостаточной цивилизованности общества, от его отсталости от западно-европейских держав.

Среди мусульманских народов России татары занимали особое место. В совокупности они представляли собой наиболее образованный, втянутый в новые общественные отношения тюркский этнос, сознающий роль духовного неформального лидера не только тюркских, но всех мусульманских народов России. Процесс переоценки ценностей у татар происходил, с одной стороны, наиболее цивилизованно (при почти поголовно грамотном по-татарски населении), с другой - наиболее остро. Противостояние людей с разными представлениями о мире и о себе было особенно напряженным среди людей разных поколений, традиционный конфликт между отцами и детьми становился оглушающе громким.

Фатих Амирхан посвятил борьбе отцов и детей в татарских семьях начала XX века пьесу "Яшляр" (Молодежь), идущую на сцене казанских театров до сих пор. Хотя автор не изменил даже имени главного героя – Газиз, сейчас мало кто знает, что прототипами героев пьесы, идущей до сих пор на сцене Казани, была семья казанского купца Салиха Губайдуллина, конфликт отцов и детей этой семьи. В революционный 1905 год Газиз заявил отцу, что он полностью порывает с его делами купца и фабриканта и на участие сына в торговых делах рассчитывать тот не должен, что у него иной путь в жизни, он будет независимо от отца зарабатывать деньги своим трудом и хочет получить европейское образование.

С 1906 г. Газиз стал готовиться к сдаче экзаменов за 8 классов классической гимназии, наняв за скромное вознаграждение репетитора, которым оказался один из первых большевиков в Казани - студент С. Н. Гассар. В гимназический курс входило обязательное и хорошее знание древних и современных европейских языков. Газиз изучает немецкий, французский, греческий и латинский языки. Основательно готовится и по другим предметам. Хотя сословные и национальные ограничения в получении университетского образования (кроме ограничений для евреев) были сняты, поступить в университет в то время было непросто. В огромной России было всего 10 университетов – столько же, столько в тогдашней маленькой Швейцарии. Соответственно, был высокий конкурс, в котором, как и сегодня, нужно было продемонстрировать помимо знаний по отдельным предметам, хорошее владение русским языком. С изучением языка Газизу повезло: он учит его на дому с помощью преподавателя русской словесности - жены дяди.

Газиз Губайдуллин живет в среде революционных преобразований в самосознании России, где татарину надо способствовать преобразованию своего народа, приобщению его к русской и европейской культуре. В служении своему народу, приобщению его к достижениям европейской цивилизации Газиз Губайдуллин и небольшой круг его друзей и соратников видит свое жизненное предназначение. В узком кругу единомышленников Газиз вместе с друзьями интенсивно и осознанно вбирает в себя европейскую культуру в обсуждениях разных проблем, на литературных вечерах, в постановках домашних спектаклей. В эти годы напряженной политической интеллектуальной жизни Газиз знакомится с узким кругом молодых властителей дум татарского народа - Габдуллой Тукаем, Фатихом Амирханом, Каримом Тинчуриным, Гафуром Кулахметовым, активно участвует в шакирдском движении и начинает выступать в периодической печати. В России, как и во всем тогдашнем европейском мире, начало века – это время молодых талантов. Молодые люди собираются в небольшие группы в полной уверенности, что они самые-самые – умные, талантливые, способные решать задачи, которые не могут решить все остальные. Татарские интеллигенты, в небольшой круг которых входил Газиз, преобразовывали прежде всего себя и ощущали себя лидерами, ответственным за развитие народа, талантами, способными решать любые сложные задачи.

В 1909 г. Газиз Губайдуллин сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил на юридический факультет Казанского университета. Россия в это время успешно индустриализировалась.

В 1910 году Газиз перешел на историко-филологический факультет университета, окончательно решив посвятить свои силы не столько установлению в России цивилизованного правового государства, сколько для того, чтобы получить ответы на три сакраментальных для татарского и для всех народов России вопроса: кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем?

В студенческие годы не только приобретаются специальные, профессиональные знания и навыки, но происходит наиболее интенсивное приобщение к культурным ценностям, накопленным человечеством. Как в настоящее время, так и в прошлом у интеллигента именно на студенческие годы приходится наибольшее посещение театров, выставок, концертных залов. Интенсивность и глубина приобщения индивида к культуре находится в прямой зависимости от духовно-эмоционального климата эпохи. Газизу Губайдуллину повезло с тем, что его молодые годы совпали с «Серебряным веком» русской культуры, что означало процесс приобщения к европейской культуре подстегивался необычайной насыщенностью творческой жизни страны, такой насыщенностью, которой никогда не было прежде и будущем вплоть до наших дней. Помимо чисто культурных изысков в «серебряный век» искусство искало ответ на вопрос «Что есть Россия, Что ждет Россию?». «Вехи» стали манифестом новой буржуазной интеллигенции России, они во многом определили духовный климат, в котором создавалась культура «Серебряного века».

Как писал советский исследователь творчества ученого историк А.С.Алишев, «идейный рост Г. Губайдуллина до Октябрьской революции шел под влиянием социальной среды, в которой определяющую роль играла татарская национальная интеллигенция. С другой стороны, он находился под растущим влиянием прогрессивно-демократического движения, особенно молодежи. Он сам писал, что в 1905 году в их среду проникали идеи Льва Толстого, народников и социал-демократов. Он был другом Гафури Кулахметова, знал X. Ямашева (наиболее известных большевиков-татар. Однако идеологически до их уровня, до социал-демократической идеологии он не поднялся. Любимый его учитель в университете профессор Н. Н. Фирсов стоял на позициях народников. Вне университета Г. Губайдуллин участвовал в различных кружках передовой татарской молодежи. По идейным позициям он был близок к Ф. Амирхану и революционным демократам. Г. Губайдуллин не был революционером».

Газизу Губайдулину, как немногим историкам Европы начала XX века, удалось получить блестящее профессиональное образование. На историческом факультете университета с 1910 по 1916 год его основными руководителями были известные российские профессора историки Н.Н.Фирсов, М.М.Хвостов и востоковед Н.Ф.Катанов. Студент Газиз Губайдуллин активно участвовал в общественной жизни демократической татарской молодежи. Вместе с Ф. Амирханом, Г. Тукаем и другими он организовал популярный среди татар журнал «Анг». В 1914—1915 годах проводил большую работу по составлению и изданию первого сборника, посвященного 100-летию со дня рождения Ш. Марджани. В I911 году на страницах журнала "Шура" Газиз издает свою первую научную работу: "Опыт о Марко Поло". Затем в русской прессе было опубликовано дипломное сочинение Газиза «Марко Поло как источник для истории монголов». В I915 году с 11 по 20 номерах журнала "Шура" Газиз Губайдуллин публикует свою первую научную работу: "Опыт о Марко Поло".

2. Научная и литературная деятельность. Еще не закончив университетский курс, Газиз Губайдуллин проявляет себя как ученый и организатор науки. В 1914—1915 годах он активно участвует в исследованиях, составлении, редактировании и издании первого вообще и первого фундаментального в истории татарского народа сборника статей, посвященного 100-летию со дня рождения татарского просветителя Ш. Марджани. Для сборника он написал две статьи о творчестве просветителя.

Как пишет С.Х.Алишев, «Дореволюционные труды Г. Губайдуллина главным образом источниковедческого и историографического характера. «Опыт Марко Поло» … представляет собой источниковедческий анализ книги Марко Поло» … Губайдуллин сопоставляет книгу Марко Поло с другими источниками, сравнивает, иногда не соглашается с автором, критикует и дополняет Марко Поло» Он пользуется трудами многих путешественников и писателей, историков как европейских, так и восточных. Таким образом, получилось солидное и серьезное исследование не только о книге Марко Поло, но и по истории Монгольской империи конца XIII в. Такого же рода работой надо считать его сочинение «Ибн-Халдун и «Политика» Аристотеля», выполненное в 1910 г. Статьи, посвященные творчеству Ш. Марджани, особенно ценны для изучения татарской дооктябрьской историографии. В статье «Взгляды III- Марджани на просвещение, науку и искусство» он доказывает, что Марджани был человеком прогрессивного мировоззрения, с европейским кругозором. В другой статье — «Исторические труды Ш. Марджани» — автор показывает, как работал Марджани над источниками, раскрывает лабораторию ученого. Губайдуллин дает вообще высокую оценку деятельности Марджани, утверждая, что он является первым историком булгаро-татар».

С течением времени менялись взгляды отца Газиза – Салих-бабая. Он стал самым известным меценатом Казани. При финансовой поддержке Салиха Губайдуллина были осуществлены исследования и вышел в свет сборник статей, посвященных выдающемуся татарскому просветителю XIX века Шихабу Марджани.

В 1914 году Газиз женился и приступил к преподаванию истории в новометодной медресе «Мухамадия». В одной из своих автобиографий Газиз писал: «с 1914 года тайно от начальства я стал преподавать историю в одном из татарских реформированных медресе «Мухаммадие». Преподавать тайно от властей он мог, но не жениться. В архиве сына ученого до сих пор хранится разрешение ректора на брак с дочерью купца 1-й гильдии Рабигой Казаковой.

В 1916 году Газиз окончил университет с дипломом первой степени. В царской России, человек, окончивший университет, автоматически становился личным дворянином. Однако для неблагонадежных такое вхождение было чисто формальным. У властей, отслеживающих общественную деятельность студентов, Газиз Губайдуллин относился к числу неблагонадежных. Поэтому после окончания университета он не мог ни продолжить учебу в аспирантуре, ни поступить на государственную службу. Более того, формально по предложению губернатора, а фактически по его приказу он вынужден был покинуть Казань. Трудовая деятельность студента-отличника, выпускника университета с дипломом первой степени началась в маленьком уездном городке Троицке, в частной татарской учительской семинарии. Здесь он стал преподавать историю, причем неофициально, т. е. без утверждения властей. Он стал заведующим мужского татарского 5-классного училища «Вазифа».

3. Деятельность Г. Губайдуллина после событий 1917 года. Февральская революция, которую он принял с энтузиазмом, позволила ему вернуться в Казань. Начав свою деятельность как политик в бурные революционные годы, он активно включился в работу созванного 20 ноября 1917 г. Миллэт Меджлисе (Национальное собрание мусульман Внутренней России и Сибири), вошел в состав коллегии по созданию Штата Идель-Урал. Там рука об руку с другими членами коллегии Г.Шарафом, Ф.Сайфи, Ф.Мухамедьяровым, С.Атнагуловым он занялся претворением в жизнь этого наиболее реалистичного в условиях распада Российской империи проекта воссоздания национальной государственности татарского народа. После Октябрьского переворота, он отказывается от предложения отца эмигрировать, заявив, что он разделит судьбу своего народа. В 1919 Газиз поступил в аспирантуру по кафедре истории России в 1919 году. В 1918—1925 гг. выходят в свет его сборники рассказов, учебники, монографии, брошюры: «История древнего мира», «История религии», «История России», «История татар», "История классов у татар", "Этапы социального развития приволжских татар". Книги «История татар» («Татар тарихы») и «Из прошлого татар» освещали историю татарского народа с древнейших времен до XIX в.. «Татар тарихы» выдержала 3 издания на татарском языке, последнее вышло в Москве в 1925 г.». «Из прошлого татар» – два при жизни, и одно относительно недавно в Англии, «История классов у татар» - два издания. В 1923-1924 годах Газиз в содружестве Али Рахимом пишет «Историю татарской литературы", изданную в Казани, в трех томах.

К этому времени он стал уже известным публицистом, писателем и ученым. Сложились его взгляды, которые не совпадали с ортодоксальными марксистскими. В своих работах утверждал, что после феодализма в XVIII в. в стране установился не капиталистический уклад, а формация торгового капитализма. Хотя до эпохи массовых репрессий было еще далеко, научные и идеологические взгляды ученого не устраивали систему. Система беспощадно расправлялась с идеологическими противниками, выдворяла их из страны, еще не решалась осудить известного ученого за научные воззрения.

В 1925 году Газиз Губайдуллин решил покинуть Казань. В это время не только в Москве, но и на окраинах Советской России была острая нужда в квалифицированных кадрах, способных работать на местных языках. Газиз получил приглашения работать в Москве, Узбекистане и Азербайджане. Арест способствовал отъезду в Баку и дальнейшей жизни в Азербайджане. В Москву и Узбекистан он выезжает для чтения курсов лекций. Его исследования расширяются до истории всех тюркских народов. В 1927 г. он защищает докторскую диссертацию «Проблема происхождения узбекского народа», становится профессором и деканом восточного факультета Азербайджанского государственного университета, членом государственного ученого совета Азербайджана, Председателем центрального бюро просвещения Академцентра Узбекистана, профессором Ташкентского и Самаркандского университетов по кафедре мусульманского Востока создает школу востоковедов. В 1929 году избирается действительным членом Научно-исследовательского института этнических и национальных культур народов Востока в Москве, в 1930 г.— внештатным профессором 1-го Московского университета. В этот период он особенно активно участвует в научных съездах и конференциях.

Издание трудов ученого с 1931 - 1932 гг. резко сокращается. Многие рукописные труды Губайдуллина наиболее продуктивного периода жизни 1931 - 1933 годов безвозвратно утеряны. Лишь часть их сохранилась в научном архиве Института истории Академии Наук Азербайджана. Уже в 1933 году ученый вынужден был оставить начатые работы в Азербайджанском филиале Академии Наук и выехать из Баку с семьей, избрав местом работы и жизни в начале город Пятигорск, а затем - Казань. 17 марта 1937 г. Газиз Губайдуллин был арестован. При аресте были изъяты рукописи работ последних лет. После многомесячного заключения, сопровождавшегося пытками, 13 октября 1937 года первый татарский профессор был расстрелян в застенках НКВД Баку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лингвистические методы распознавания образов | Основы стандартизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.