КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допускаемые напряжения
Для закрытых зубчатых передач основным, выполняемым в качестве проектного расчета, является расчет на контактную прочность; расчет на изгиб выполняется как проверочный. Открытые передачи рассчитывают только на изгиб. При действии кратковременных пиковых (весьма больших) нагрузок, например в период пуска, торможения, может наступить пластическая деформация рабочих поверхностей зубьев, если твердость их <=HB 350, или хрупкое разрушение при большей твердости. Проверка прочности зубьев на предотвращение пластических деформаций или хрупкого разрушения от действия кратковременных пиковых нагрузок, которые не учитываются в основном расчете, ведется по предельным допускаемым напряжениям. Допускаемые контактные напряжения [σ]к. Экспериментом установлено, что контактная прочность рабочих поверхностей зубьев определяется в основном твердостью этих поверхностей, Для стальных колес при твердости <=НВ 350 [σ]к = 2,75НВmin kрк н/мм2 (6.13) Для стальных колес, подвергнутых поверхностной закалке при твердости >НВ 350, [σ]к = 24,1НRCmin kрк н/мм2 (6.14) где НВmin и НКСmin — минимальное значение твердости материала (см. табл. 6.5); kрк — коэффициент режима нагрузки при расчете зубьев на контактную прочность, учитывающий влияние рабочего числа циклов нагружения зубьев Nц (срока службы) на величину [σ]к. . (6.15) Число циклов нагружения зубьев за весь срок службы Nц=572,4·ω·Т. (6.16) где ω — угловая скорость в рад/сек; Т — срок службы передачи в часах. Для сталей с твердостью <=НВ 350 kрк min=1, для сталей с твердостью >НВ350 и для чугунов kрк min=0,585. Расчет прямозубых передач ведут по меньшему значению [σ]к из полученных для шестерни и колеса. Косозубые передачи при НВшест-НВкол>50 рассчитывают по [σ]к = 0.5([σ]к1 + [σ]к2) (6.17) где [σ]к1 и [σ]к2 - допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса. При этом [σ]к не должно быть больше 1,25 [σ]к2. Допускаемые предельные контактные напряжения [σ]к пред. Для стали: при твердости <=НВ350 [σ]к пред =2,5 [σ]к; (6.18) при твердости >НВ350 [σ]к пред =2 [σ]к. (6.19) Допускаемые напряжения изгиба [σ]и. При работе зубьев одной стороной (отнулевой цикл напряжений) . (6.20) При работе зубьев обеими сторонами (симметричный цикл напряжений) , (6.21) где σ-1 — предел выносливости при симметричном цикле (табл. 6.5); kσ — эффективный коэффициент концентрации напряжений у основания зуба. Для стальных нормализованных или улучшенных колес kσ=1,8; для стальных колес с поверхностной закалкой и для чугунных колес kσ=1,2; [n] — требуемый (допускаемый) коэффициент запаса прочности. Для кованых нормализованных или улучшенных колес [n] =1,5; для кованых закаленных колес [n]=2,2; для литых нормализованных или улучшенных колес [n] =1,8; kри — коэффициент режима нагрузки при расчете зубьев на изгиб , (6.22) где NЦ определяют по формуле (6.16). Минимальное значение kри min=1, максимальное — kри max=1,65. Допускаемое предельное напряжение изгиба [σ]и пред. Для стальных колес: при твердости <=НВ350 [σ]и пред=0,8σТ; (6.23) при твердости >НВ350 [σ]и пред=0,36σВ/kσ; (6.24) для чугуна [σ]и пред=0,6σВР; (6.25) Пример 15. Определить допускаемые напряжения для расчета закрытой прямозубой передачи. Материал шестерни — нормализованная сталь 50Г, материал колеса — нормализованная сталь 46. Угловая скорость шестерни ω1=99,3рад/сек, колеса ω2=24,8 рад/сек. Срок службы передачи Т=21·103 ч (примерно 5 лет при двухсменной работе). Передача нереверсивная (работа зубьев одной стороной), нагрузка, близкая к постоянной. Диаметр заготовки шестерни не должен превышать 75 мм. Решение. 1. По табл. 6.5 для нормализованной стали 50Г при диаметре заготовки шестерни до 150 мм σТ=363 н/мм2, σ-1=274 н/мм2, НВ190 — 229.
Для нормализованной стали 45 при диаметре заготовки до 300 мм σТ=284 н/мм2, σ-1=245 н/мм2, твердость HB167 — 217. 2. По формуле (6.16) число циклов нагружения зубьев: шестерни NЦ1=572,4ω1Т=572,4·99,3·21·103=119,5·107; колеса NЦ2=572,4ω2Т =572,4·24,8 21·103=29,8·107. Подставив в формулы (6.15) и (6.22) значения NЦ1, NЦ2 и учитывая рекомендуемые минимальные значения коэффициентов режима нагрузки, получим kрк=1 и kри=1. 3 Допускаемые контактные напряжения для материала колеса как менее прочного: а) по формуле (6.13) [σ]к = 2,75НВmin kрк = 2,75. 167 1 = 459 н/мм2; б) по формуле (6.18) [σ]к пред =2,5 [σ]к = 2,5 459 = 1147 н/мм2; в) допускаемые напряжения изгиба в зубьях при одностороннем нагружении [формула (6.20)]. Для материала шестерни . где kσ=1,8; [n]=1,5. Для материала колеса г) допускаемые предельные напряжении изгиба [формула (6.23)]: для материала шестерни [σ]и1 пред =0,8σТ=0,8 363=290 н/мм2, для материала колеса [σ]и2 пред =0,8σТ=0,8 284=227 н/мм2. Задача 10. Определить допускаемые напряжения изгиба для расчета открытой передачи. Материал шестерни — нормализованная сталь 45, материал колеса — нормализованная сталь 40Л. Угловая скорость шестерни ω1 = 39,7 рад/сек, колеса ω2 =9,9рад/сек. Нагрузка нереверсивная. Срок службы передачи Т=21·103 ч. Диаметр заготовки шестерни принять до 100 мм. Ответ. [σ0]и1 = 140 н/мм2, [σ0]и2 = 104 н/мм2, [σ]и пред=235 н/мм2. Контрольные вопросы 1. Объясните процесс усталостного излома зуба и укажите меры его предупреждения. 2. Что такое усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев, в каких передачах оно наблюдается и как можно его предупредить? 3. Почему в открытых передачах не наблюдается выкрашивания рабочих поверхностей зубьев? 4. Как бороться с явлением задира в зубчатых передачах? 5. Почему все стальные зубчатые колеса в зависимости от твердости зуба делят на две группы? Какая из этих групп более экономична и почему? Дополнительная литература [11], стр. 141 — 147; 152 — 153. [18], стр. 152, задача 9.28.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |