КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тепловая модель двигателя. Стандартные режимы
Лекция 18. Выбор двигателей по мощности при продолжительном, кратковременном и повторно-кратковременном режимах работы. Применение метода средних потерь, эквивалентного тока, момента и мощности при выборе двигателей. Исходные данные для выбора двигателя обычно представляются в виде нагрузочных диаграмм механизма, т.е. зависимостей Мс(t) и w(t) и приведенного момента инерции Jм¢ (см. п.2.2). Зависимость w (t) иногда называют тахограммой. Иногда Мс(t) зависит от пути, в этом случае при известной скорости можно перестроить заданный график Мс(j), получив его в виде Мс(t). Нагрузочные диаграммы механизма, вообще говоря, могут иметь любой вид, однако всегда можно выделить цикл, т.е. промежуток времени tц, через который диаграмма повторяется. Если характер работы таков, что режимы воспроизводятся плохо (лифт, подъемный кран и т.п.), строят нагрузочные диаграммы для наиболее вероятного или наиболее тяжелого цикла. Следует особо подчеркнуть, что для обоснованного выбора двигателя требуемая нагрузочная диаграмма механизма должна быть известна. На рис. 18.2 в качестве примера приведены требуемые нагрузочная диаграмма и тахограмма некоторого механизма (верхние для графика). Рис. 18.2. Нагрузочные диаграммы механизма и двигателя
Для предварительного выбора двигателя по известной нагрузочной диаграмме механизма можно найти средний момент статической нагрузки , где Мc i – момент статической нагрузки на i -ом интервале; ti – продолжительность i -ого интервала; n – число интервалов, где Mс = const. Номинальный момент искомого двигателя с учетом динамических нагрузок может быть оценен как . В качестве номинальной скорости следует взять wмакс, если регулирование однозонное вниз от основной скорости, или wмин, если регулирование однозонное вверх от основной скорости. По найденным таким образом величинам Мн и w н можно выбрать двигатель по каталогу и, следовательно, определить его момент инерции, построить механические характеристики, кривые переходных процессов. После того, как двигатель предварительно выбран, можно перейти к построению нагрузочной диаграммы двигателя, т.е. зависимости М(t). Это построение сводится к решению уравнения движения одним из описанных в гл.5 приемов. На рис. 18.2 внизу показана нагрузочная диаграмма двигателя, построенная в предположении, что при изменении скорости M» cons t, а при набросе и сбросе нагрузки привод работает на линейной механической характеристике. Нетрудно видеть, что нагрузочная диаграмма двигателя существенно отличается от нагрузочной диаграммы механизма. На рис. 18.3 – 18.5 показано еще несколько типичных нагрузочных диаграмм и соответствующие динамические характеристики привода. Рис. 18.3 соответствует случаю, когда механизм с Mс = cons t работает в режиме изменяющейся скорости. Идеализированная динамическая механическая характеристика показана внизу. Следует отметить, что при построении нагрузочных диаграмм двигателя часто прибегают к подобной идеализации, так как для целей выбора двигателя детали диаграммы, обусловленные особенностями конкретной характеристики, обычно несущественны. Рис. 18.3. Нагрузочная диаграмма при Мс = const и w = var
На рис. 18.4 показана нагрузочная диаграмма привода, работающего в режиме частых пусков и торможений, осуществляемых по характеристикам, приведенным внизу. Графики w (t) М(t) построены в соответствии с правилами, изложенными в п. 5.2. Рис. 18.4. Нагрузочная диаграмма при частых пусках – торможениях
На рис. 18.5 показаны нагрузочные диаграммы электропривода с пиковым характером нагрузки при линейной механической характеристике двигателя. Момент статической нагрузки изменяется мгновенно от Мс0 до Мс1. Момент, развиваемый двигателем при приложении Мс1 выразится как , а при снятии нагрузки , где . Рис. 18.5. Нагрузочная диаграмма маховикового электропривода
Величины M ¢, М ¢¢ и w ¢, w ¢¢ при заданных t 1 и t 2 определяются значением Tм. Если Tм мала, то момент, развиваемый двигателем, будет повторять изменение Мс. Если, напротив, Tм велика, то M ¢, М ¢¢ и w ¢, w ¢ будут мало отличаться от соответствующих средних значений Мс ср и w ср благодаря тому, что энергия, запасенная во вращающихся частях привода на интервале t 1 (Мс = Мс 0) будет расходоваться на покрытие пика нагрузки на интервале t 2 (Мс = Мс 1). При w»w ср эта энергия пропорциональна площадям, заштрихованным на рис. 18.5. «Спрямление» нагрузочной диаграммы двигателя при пиковом характере нагрузки часто оказывается весьма полезным, так как позволяет снизить требования к перегрузочной способности двигателя и уменьшить потери в двигателе. Увеличение Тм в этих случаях достигается использованием маховика с моментом инерции и выбором соответствующей величины жесткости механической характеристики двигателя b. Нагрузочная диаграмма двигателя, как отмечалось, служит основой для проверки предварительно выбранного двигателя по перегрузочной способности и по нагреву. Проверка по перегрузочной способности сводится к проверке выполнения условия , где - максимальный момент из нагрузочной диаграммы двигателя; - допустимый по перегрузке момент двигателя. Для двигателя постоянного тока нормального исполнения ; для асинхронного двигателя с учетом возможного снижения напряжения питания на 10% ; для синхронного двигателя нормального исполнения . Асинхронные короткозамкнутые двигатели дополнительно проверяются по пусковому моменту; для нормального пуска должно выполняться условие: , где - максимальный момент статической нагрузки, при котором должен выполняться пуск привода; - пусковой момент двигателя. Проверка по нагреву, сводящаяся к оценке фактической температуры изоляции обмоток двигателя и сравнению ее с допустимой, также выполняется с использованием нагрузочных диаграмм двигателя. Эта операция выполняется с использованием тепловой модели двигателя.
В тепловом отношении электрическая машина – сложный объект: она неоднородна по материалу, имеет рассредоточенные внутренние источники тепла, интенсивность которых зависит от режима, теплоотдача зависит от скорости и т.п. Именно эта сложность побуждает пользоваться на практике для относительно грубых оценок предельно простой моделью, построенной в предположении, что машина – однородное тело с постоянной теплоемкостью С, Дж/°С, с одинаковой температурой во всех точках J, с теплоотдачей во внешнюю среду Аt, пропорциональной коэффициенту теплоотдачи А, Дж/с×°С, и разности t температуры машины J и окружающей среды Jос, т.е. t = J - Jос, °С. Тогда уравнение теплового баланса для некоторого интервала времени dt будет . (18.1) Разделив обе части на А dt, получим: или , (18.2) где Tт = C/A – тепловая постоянная времени; tкон = D Р/А – конечное (установившееся) значение превышения температуры. Мы вновь обнаружили, как и в п. 5.2, что при одном накопителе энергии, в данном случае тепловой, переменная, характеризующая ее запас, изменяется по экспоненте, являющейся решением (18.2): . (18.3) Уравнение (18.2) позволяет представить динамическую тепловую модель двигателя в виде передаточной функции . (18.4) Отметим, что постоянная времени Тт, вообще говоря, - не постоянная: в начальной части нагрева, когда греются лишь активные части, главным образом медь обмоток, и тепло не успевает распространиться по всему телу машины, процесс идет быстрее, чем по (18.3), т.е. Тт¢ < Тт – пунктир на рис. 18.6. Рис. 18.6. Характеристики нагревания – охлаждения электрической машины
Для самовентилируемых машин теплоотдача зависит от скорости, уменьшаясь с ее уменьшением, т.е. Тw= 0> Tтw , причем разница может быть существенной – в 2 и более раза – см. рис. 18.6. Некоторое представление о порядке постоянных времени машин при w» w н дает рис. 18.18. Рис. 18.18. Ориентировочная зависимость тепловой постоянной времени от мощности электрической машины Итак, реакция машины на быстрые изменения потерь в ней – отрезки экспонент с относительно большими (минуты, даже часы для больших машин) постоянными времени. В установившемся режиме (dt /dt =0) по (18.2) имеем ; (18.5) в номинальном режиме по определению . (18.6) Найденные закономерности нагревания и охлаждения двигателей позволяют выделить три характерные стандартные режима работы электроприводов. Продолжительный режим S1 характеризуется условием , (18.7) т.е. за время работы tр температура перегрева достигает установившегося значения (рис. 18.8,а), продолжительность паузы роли не играет. Кратковременный режим S2, при котором , , (18.8) т.е. за время работы перегрев не успевает достичь установившейся величины, а за время паузы tо двигатель охлаждается до температуры окружающей среды (рис. 18.8,б).
а) б) в) Рис. 18.8. Диаграммы продолжительного S1 (а), кратковременного S2 (б) и повторно-кратковременного S3 (в) режимов Повторно-кратковременный режим S3 соответствует условиям , , (18.9) т.е. за время работы перегрев не достигает tуст, а за время паузы не становится равным нулю. При достаточно долгом повторении циклов процесс устанавливается, т.е. температура перегрева в начале и конце цикла одинакова и ее колебания происходят около среднего уровня tср (рис.18.8,в). Повторно-кратковременный режим характеризуется относительной продолжительностью включения e или ПВ , (18.10) . При повторно-кратковременном режиме ограничивается как e (e£0,6), так и время цикла (tц £ 10 мин). Еще четыре стандартных режима базируются на перечисленных выше основных: S4 и S5 отличаются от S3 учетом динамических моментов при пуске и торможении, S6 и S7 соответствуют S1, но при переменной нагрузке (S6) и с учетом пуска и торможения (S7). Стандартный режим S8 отражает самый общий случай периодического изменения М и w.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |