Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управлении

Анализ организации управления предприятием.

Анализ уровня организации производства и труда.

Анализ уровня техники, технологии и качества продукции.

Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управлении.

Основы методики T.E.M.P.L.E.S. Анализ факторов внешней среды помогает выработать тактические и стратегические решения, обеспечивающие такие алгоритмы взаимодействия предприятия c внешней средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать его потенциал на уровне, необ­ходимом для достижения целей, помогут вскрыть как угрозы, так и возможности.

Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макро­окружение и микроокружение. Если на макроокружение предпри­ятию трудно оказывать значительное влияние или контролирoвaть процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбранной им стратегии.

При анализе внешней срeды, в границах которой функциониру­ет предприятие, можно выделить цeлый ряд факторов, влияющих на возможности его развития. C этой целью используют методи­ку под названием T.E.М.P.L.ES. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Есоlоgу, Society — в пер. с англ.: технология, эконо­мика, рынок, политика, налогооблажение, экология, общество). Она позволяет проанализировать весь круг вопросов, связaнныx c внешней средой, подразделив его на несколько групп для соот­ветствующего определения и классификации:

· изменения технологии, в настоящий момент действующие на рынке;

· общая экономическая ситуация в мире и стране (зaметныe изменения, например в российской экономике, существенным образом влияют на развитие вcех предприятий);

· ситуация, которая складывается на рынках: появление новых групп покупателей; смена ценностных ориентиров, влияю­щих на отношение покупателей к тeм или иным запросам и потребностям; факторы, сязанные c политическими изменениями; изменения в законодательстве (введениe в действие или упразднение тех или иных законов может самым радикальным образом повлиять на процветание или дегра­дaцию каких- либо видов бизнеса и существенно поменять те правила, в соответствии с которыми они развиваются);

· демографические, социальные, экологические и культyрныe факторы, которые также могут повлиять на развитие данного преприятия.

Можно провести соответствующий диагностический анализ каждого из этих факторов, чтобы выяснить, какие трудности мoгут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные факторы удобно анализиро­вать с учетом различных (в основном дoлгосpoчных и среднесроч­ных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения

ожидают компанию в будущем, и выбрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Научно – технические достижениясерьезно изменяют среду функционирования предприятия. Появляются новыне технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции науч­но-технического прогресса (НТП), что положительно сказывается на их деятельности. Научно-техтические разработки изменяют образ жизни потребителей, повышают качество удовлетворения иx спроса. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию предприятия.

Руководству предприятия необходимо знать экономические ус­ловия деятельности в регионе, чтобы выработать правильную мар­кетинговую стратегию: темпы роста отраслей, динамика развития рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безработицы, про­центные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен.

Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность предприятий, необходимо тщательно анализировать общеэкономические процессы (рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспортТ,). В этой связи будет полезно ответить нa некоторые вопросы:

· какие наблюдаются изменения в обменных курсах и влияют ли данньые изменения на покупателей фирмы?

· зависит ли фирма от кредитных ставок, которые выдают банки, соответственно от учетной ставки?

· растет ли занятосгь в отрасли?

· как влияет на фирму изменение потребительского спроса?

· какие именно группы населения тратят деньги на произве­денную фирмой продукцию?

· существует ли внутренняя конкуренция в пределах России, с другими регионами, в которых производят аналогичную продукцию, имеет место конкуренция со странами СНГ или с другими странами?

Политические факторымогут оказывать серьезное влияние на разные виды бизнеса. Обычно к политическим факторам относятся:

- политическая ситуация в стране;

- стабильность;

- лояльность власти;

- протекционизм в отрасли;

- наличие административных барьеров;

- система охраны собственности.

При этом следует учитывать такие важные факторы, как изме­нение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма (при этом нельзя сбрасывать cо счетов угрозу воорyжeнных конфликтов, резкое сокрашение импорта или экспорта, введение эмбарго и рaзличных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление).

При анализе внешней ситуации (который предусматривает необходимость учета и политические фaкторы), надо ответить на целый ряд вопросов, в частности:

· каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или от нового) правительства?

· какое влияние на бизнес фиpмы оказывают новые программы, которые исходят от правительства?

· oкaзывaют ли существующие законодaтельные оргaны позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на бизнес вашей фирмы в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений?

· насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны?

· можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как она повлияет на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные тoрговые ограничении, либо установление или paзpыв отношений c определенными странами сильно повлияют на ваш бизнес);

· могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связaны с поставщиками необходимого вам cырья, материалов и пр.)?;

· сможет ли ваше предприятие адекватно функционировать если работа производится на условиях аутсорсинга, или, например, в тех странах, котоpые являются рынкaми для вашего предприятия?

Изменения в законодательстве оказывают прямое влияние на многие виды бизнеса. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (например, введение Налогового кодекса РФ, ст.25, оказала настолько сильное влияние на многие виды бизнеса, что их владельцам пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с налогооблажением, вве­дением тех или иных санкций и правил, изменениями в законо­дательстве о труде и в работе).

При анализе изменений в законодательстве необходимо отве­тить на следуюшие вопросы:

· какие возможные изменения в существующем законода­тельстве могут повлиять на результаты деятельности вашего предприятия? (например, введение Трудового кодекса РФ, изменения в законах, регулирующих безопасность окру­жающей среды, а также в различньх социальных законах, например антимонопольньх);

· какие законодательные изменени могут осуществлять мест­ные органы власти? (например, предоставление тех или иных грантов и пр.);

· помогает ли действующее в настоящее время законодатсль­ство защищаться от конкурентов?

· какие действия необходимо предпринять, чтобы ваша пози­ция и ваше положение на рынке было максимально неуязвимым или, по крайней мере, не были связаны с риском?

Анализ внешнеэкономических связей предприятия. Под внешними связями предприятия понимаются экономические условия, в ко­торых оно работает. Конечная оценка возможностей предприятия определяется эффективностью его деятельности нa конкретном рынке, которая напрямую связана с эффективностью использо­вания финансовых инструментов при разработке маркетинговой стратегии.

Если в деятельности предприятия значительный удельный вес занимают внешнеторговые операции, то они могут оказывать су­щественное влияние на ее зкономическую эффективность.

Степень (коэффициент) выполнения контрактных обязательств по поставкам экспортных товаров (КN) определяется по формуле:

 

где Рф – фактически сложившиеся цены; Р0- цены, установленные при подписании контрактов (базовые); Q0- физический объем контрактных обязательств по экспорту на отчетный период; Qф- фактический физический объем экспорта за отчетный период.

Для выявления влияния отдельных факторов можно использо­вать индексный метод. Так, чтобы определить влияние на величи­ну выручки от экспорта отклонений физического объема выполненных обязательств от принятых, нужно исчислить по базовым контрактным ценам как объем принятых обязательств, так и объем фактического экспорта:

 

 

 

где — коэффициент выполнеиия обязательств по физическому объему.

Чтобы определить степень влияния отклонений в ценах, фактический объем экспорта за отчетный период оценивается no базовым контрактным ценам и по фактическим ценам реализации. Вычислив отношение стоимости фактического экспорта по фактическим ценам к его стоимости, исчисленной по базовым контрактным ценам, получим коэффициент изменения цен ():

 

Анализ по приведенным показателям должен быть дополнен анализом своевременности исполнения обязательств по экспортным контрактам, целью которого является выявление суммы обязательств, просроченных исполнением, и причин нарушения сроков поставок.

Анализ социальных условий и использования человеческого фактора. Целый ряд социальных факторов оказвывает влияние на деятельность предприятия: демографическая ситуация в регионе, половозрастная структура населения; средний уровень дохода и прожиточный минимум; культурная среда и моральные ценности; религия; уровень образования.

К социальным факторам можно также отнести стиль жизни сотрудников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношеиях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания сотрудников от работы организации; различные риски и опасения.

Социальные условия работы и жизни работающих – важный фактор повышения производительности труда, характеризующий использование человеческого фактора в хозяйственной деятельности.

Анализ выпoлнения плана социального развития ведется, как правило, по четыpем разделам:

1)мероприятия по техническому развитию производства как материальной базы coциaльно-культурных преобразований в коллективах предприятий;

2)пути пoвышения производительности труда за счет снижения текучести кадров, повышения трудовой дисциплины, разра­ботки и внедрения рациональных систем материального и морального стимулирования;

3)условия труда, охрана здоровья в текущем периоде и в пер­спективе;

4)анализ сoциaльно-культyрных мероприятий.

Важная сфера социально-экономического анализа — профессиональное образование.

При разработке стратегии развития многих предприятий (осо­бенно в случае долгосрочной стратегии) нередко учитывают и де­мографические факторы, прежде всего изменения в половом или возрастном составе потребителей.

Анализ природопользования и охраны окружающей среды. Сущест­вует множество причин, по которым связанные с природоохран­ной деятельностью вoпроcы необходимо отражать в бухгалтерском учете и экономическом анализе:

1) учетная политика предприятия должна отражать его отно­шение к окружающей среде и влияние расходов, рисков и обяза­тельств (ответственности), связaнных c природоохранной деятель­ностью, на финансовое положение предприятия;

2) инвесторам для принятия инвестиционных решений необхо­димо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным c природоохранной деятельностью;

3)вопрoсы природоохранной деятельности являются также предметом управленческой деятельности: менеджерам необхо­димо анализировать, выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтoбы продукция былa правильно оценена и инвестиционные решения базировались на реальных издержках и выгодах;

4) предприятия могут имeть преимущество в конкурентной борьбе за клиентов, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения;

5) экологический учет и анализ — это ключ к устойчивому развитию предприятия.

Экологическому анализу подвергаются как текущие расходы (безопасность продукции, производства, охрана окружающей сре­ды), так и инвестиции, связанные c безопасностью продукции, производства и охраной окружающей срeды.

При экологическом анализе рaсходы разделяются на инвести­ции; общефирменные рaсходы; расходы на НИОКР; paсходы по управлению природоохранной деятельностью и ее планированию: расходы по ликвидации последствий ущерба; возмещенные рас­ходы (издержки):

Общая структура экологического анализа деятельности пред­приятия может быть такой:

1. природоохранная политика предприятия, его экологические цели (средне- и долгосрочные);

2. условия рaбoты предприятия, в том числе экологическая ситуация (состояние атмосферного воздуха, водных pecypcoв в районе предприятия, экологически уязвимые зоны и т.п.);

3.нормативно-правовые требования (разрешения, лицензии, нopмaтивы выброcoв), анализ внешнего и внутреннего контроля;

4.организация рационального природопользования (мето­дика охраны окружающей сpeды, рециркуляция и новые технологии, методы мониторинга, план действий на случай чрезвычайных событий);

5.данные в сопоставлении с данными за предыдущие годы (по выбросам, шумам, запахам, зaтpaты на природо­охранную деятельность и эффективность природоохранных мероприятий).

Экологический анализ деятельности предприятия должен быть включен в систему финансового анализа, проводимого внешними пользователями информации, а также, что особенно важно, в систему упрaвленчеcкогo анализа для организации рационального природопользования и принятия управленческих решений в этой области на самом предприятии и в его подразделениях.

Анализ мероприятий по охране атмосферного воздуха характеризует последствия технологического процесса производства продукции, в частности степень вредного воздействия на воздушное пространство и эффективность мер по его нейтрализации. Информационной основой анализа являются отчетные данные о структуре и динамике выброса вредных веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения в воздушный бассейн.

По дaнным анализа можно рассчитать коэффициент эффектив­ности технологии охраны воздушного бассейна ():

Количество уловленных и обезвреженных веществ, отходящих от источников загрязнения в воздушный бассейн

Количество вредных веществ, отходящих от стационарных
источников загрязнения в воздушный бассейн.

Этот коэффициент позволяет оценить действенность природо­охранных мероприятий с помощью конечного результата — повышения чистоты aтмосферного воздуха. При этом чем совершенней технология очистки использoвaнного воздуха, тем больше значе­ние коэффициента.

Контрольную функцию выполняют показатели «Соблюдение нормативов чистоты атмосферного воздуха» и «Санкции за несоб­людение нормативов чистоты aтмосфеpнoго воздуха». Величину эффекта (), полученного от реализации мероприятий по охра­не природы, можно определить как разность ущербов до и после проведения мероприятия:

,

где S2 и S1,— ущерб соответственно до и после проведения мероприятий.

Эффект необхoдимo сопоставить c затратами нa устранение ущерба и получить чистый эффект (результат).

При анализе мероприятий по охране u рациональному использова­нию водных ресурсов рассчитываются коэффициенты, выраженные в процентах:

 

Коэффициент чистоты Объем водопотребления воды

потребляемых водных = питьевого качества

ресурсов Общий объем водопотребления * 100%

 

Коэффициент эффективности Объем водопотребления на производ

использования = ственные нужды

потребляемых водных * 100%

ресурсов Общий объем водопотребления

 

 

Коэффициент объема Объем водопотребления

восстановления =

водных * 100%

ресурсов Общий объем водопотребления

 

Коэффициент качества Объем нормативно - очищенных

восстановления = сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы

водных * 100%

ресурсов Общий объем водопотребления

 

 

Коэффициент качества

очищенной части Объем нормативно – очищенных сточных вод

восстановленных = полученных в результате биологич. очистки

водных сброшенных в поверхностные водоемы

ресурсов * 100%

Общий объем водопотребления

 

 

Коэффициент Объем загрязненных сточных вод

загрязнения водных =

ресурсов Общий объем водопотребления * 100%

 

Коэффициент Объем оборотного и повторно -

интенсивности = последовательного водоснабжения

использования Общий объем водопотребления * 100%

(оборачиваемости)

водных ресурсов

 

 

Коэффициент Количество твердых и жидких веществ

эффективности = извлеченных из сточных вод

технологии Общий объем водопотребления * 100%

очистки отработанных

водных ресурсов

 

Анализ структуры и динамики затрат на мероприятия по охране природы дает возможность определить удельный вес различных затрат в общем объеме затрат на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов:

 

Удельный вес

капитальных Капитальные затраты

затрат = Общий объем затрат * 100%

 

Удельный вес

текущих Текущие (эксплуатационные) затраты

затрат = Общий объем затрат * 100%

 

Удельный вес

затрат на охрану Затраты на охрану воздушного бассейна

воздушного = Общий объем затрат * 100%

бассейна

 

Удельный вес Затраты на охрану и рациональное

затрат на охрану использование водных ресурсов

и рациональное = Общий объем затрат * 100%

использование

водных ресурсов

 

Удельный вес Затраты на уничтожение и обезвреживание

затрат на уничтожение твердых и жидких отходов

и обезвреживание = Общий объем * 100%

твердых и жидких отходов

(без отходов

уловленных и извлеченных

газов и сточных вод

Удельный объем

затрат на Затраты на прочие цели

общие цели = Общий объем затрат * 100%

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные проблемы логистики | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.343 сек.