КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управлении
Анализ организации управления предприятием. Анализ уровня организации производства и труда. Анализ уровня техники, технологии и качества продукции. Анализ факторов внешней среды и учет его результатов в управлении. Основы методики T.E.M.P.L.E.S. Анализ факторов внешней среды помогает выработать тактические и стратегические решения, обеспечивающие такие алгоритмы взаимодействия предприятия c внешней средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать его потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, помогут вскрыть как угрозы, так и возможности. Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение предприятию трудно оказывать значительное влияние или контролирoвaть процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбранной им стратегии. При анализе внешней срeды, в границах которой функционирует предприятие, можно выделить цeлый ряд факторов, влияющих на возможности его развития. C этой целью используют методику под названием T.E.М.P.L.ES. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Есоlоgу, Society — в пер. с англ.: технология, экономика, рынок, политика, налогооблажение, экология, общество). Она позволяет проанализировать весь круг вопросов, связaнныx c внешней средой, подразделив его на несколько групп для соответствующего определения и классификации: · изменения технологии, в настоящий момент действующие на рынке; · общая экономическая ситуация в мире и стране (зaметныe изменения, например в российской экономике, существенным образом влияют на развитие вcех предприятий); · ситуация, которая складывается на рынках: появление новых групп покупателей; смена ценностных ориентиров, влияющих на отношение покупателей к тeм или иным запросам и потребностям; факторы, сязанные c политическими изменениями; изменения в законодательстве (введениe в действие или упразднение тех или иных законов может самым радикальным образом повлиять на процветание или деградaцию каких- либо видов бизнеса и существенно поменять те правила, в соответствии с которыми они развиваются); · демографические, социальные, экологические и культyрныe факторы, которые также могут повлиять на развитие данного преприятия. Можно провести соответствующий диагностический анализ каждого из этих факторов, чтобы выяснить, какие трудности мoгут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные факторы удобно анализировать с учетом различных (в основном дoлгосpoчных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и выбрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации. Научно – технические достижениясерьезно изменяют среду функционирования предприятия. Появляются новыне технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса (НТП), что положительно сказывается на их деятельности. Научно-техтические разработки изменяют образ жизни потребителей, повышают качество удовлетворения иx спроса. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию предприятия. Руководству предприятия необходимо знать экономические условия деятельности в регионе, чтобы выработать правильную маркетинговую стратегию: темпы роста отраслей, динамика развития рынка, его насыщенность, уровень инфляции и безработицы, процентные ставки за кредит, инвестиционная и налоговая политика, политика в области заработной платы и цен. Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность предприятий, необходимо тщательно анализировать общеэкономические процессы (рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспортТ,). В этой связи будет полезно ответить нa некоторые вопросы: · какие наблюдаются изменения в обменных курсах и влияют ли данньые изменения на покупателей фирмы? · зависит ли фирма от кредитных ставок, которые выдают банки, соответственно от учетной ставки? · растет ли занятосгь в отрасли? · как влияет на фирму изменение потребительского спроса? · какие именно группы населения тратят деньги на произведенную фирмой продукцию? · существует ли внутренняя конкуренция в пределах России, с другими регионами, в которых производят аналогичную продукцию, имеет место конкуренция со странами СНГ или с другими странами? Политические факторымогут оказывать серьезное влияние на разные виды бизнеса. Обычно к политическим факторам относятся: - политическая ситуация в стране; - стабильность; - лояльность власти; - протекционизм в отрасли; - наличие административных барьеров; - система охраны собственности. При этом следует учитывать такие важные факторы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма (при этом нельзя сбрасывать cо счетов угрозу воорyжeнных конфликтов, резкое сокрашение импорта или экспорта, введение эмбарго и рaзличных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление). При анализе внешней ситуации (который предусматривает необходимость учета и политические фaкторы), надо ответить на целый ряд вопросов, в частности: · каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или от нового) правительства? · какое влияние на бизнес фиpмы оказывают новые программы, которые исходят от правительства? · oкaзывaют ли существующие законодaтельные оргaны позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на бизнес вашей фирмы в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений? · насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны? · можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как она повлияет на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные тoрговые ограничении, либо установление или paзpыв отношений c определенными странами сильно повлияют на ваш бизнес); · могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связaны с поставщиками необходимого вам cырья, материалов и пр.)?; · сможет ли ваше предприятие адекватно функционировать если работа производится на условиях аутсорсинга, или, например, в тех странах, котоpые являются рынкaми для вашего предприятия? Изменения в законодательстве оказывают прямое влияние на многие виды бизнеса. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (например, введение Налогового кодекса РФ, ст.25, оказала настолько сильное влияние на многие виды бизнеса, что их владельцам пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с налогооблажением, введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе). При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следуюшие вопросы: · какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на результаты деятельности вашего предприятия? (например, введение Трудового кодекса РФ, изменения в законах, регулирующих безопасность окружающей среды, а также в различньх социальных законах, например антимонопольньх); · какие законодательные изменени могут осуществлять местные органы власти? (например, предоставление тех или иных грантов и пр.); · помогает ли действующее в настоящее время законодатсльство защищаться от конкурентов? · какие действия необходимо предпринять, чтобы ваша позиция и ваше положение на рынке было максимально неуязвимым или, по крайней мере, не были связаны с риском? Анализ внешнеэкономических связей предприятия. Под внешними связями предприятия понимаются экономические условия, в которых оно работает. Конечная оценка возможностей предприятия определяется эффективностью его деятельности нa конкретном рынке, которая напрямую связана с эффективностью использования финансовых инструментов при разработке маркетинговой стратегии. Если в деятельности предприятия значительный удельный вес занимают внешнеторговые операции, то они могут оказывать существенное влияние на ее зкономическую эффективность. Степень (коэффициент) выполнения контрактных обязательств по поставкам экспортных товаров (КN) определяется по формуле:
где Рф – фактически сложившиеся цены; Р0- цены, установленные при подписании контрактов (базовые); Q0- физический объем контрактных обязательств по экспорту на отчетный период; Qф- фактический физический объем экспорта за отчетный период. Для выявления влияния отдельных факторов можно использовать индексный метод. Так, чтобы определить влияние на величину выручки от экспорта отклонений физического объема выполненных обязательств от принятых, нужно исчислить по базовым контрактным ценам как объем принятых обязательств, так и объем фактического экспорта:
где — коэффициент выполнеиия обязательств по физическому объему. Чтобы определить степень влияния отклонений в ценах, фактический объем экспорта за отчетный период оценивается no базовым контрактным ценам и по фактическим ценам реализации. Вычислив отношение стоимости фактического экспорта по фактическим ценам к его стоимости, исчисленной по базовым контрактным ценам, получим коэффициент изменения цен ():
Анализ по приведенным показателям должен быть дополнен анализом своевременности исполнения обязательств по экспортным контрактам, целью которого является выявление суммы обязательств, просроченных исполнением, и причин нарушения сроков поставок. Анализ социальных условий и использования человеческого фактора. Целый ряд социальных факторов оказвывает влияние на деятельность предприятия: демографическая ситуация в регионе, половозрастная структура населения; средний уровень дохода и прожиточный минимум; культурная среда и моральные ценности; религия; уровень образования. К социальным факторам можно также отнести стиль жизни сотрудников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношеиях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания сотрудников от работы организации; различные риски и опасения. Социальные условия работы и жизни работающих – важный фактор повышения производительности труда, характеризующий использование человеческого фактора в хозяйственной деятельности. Анализ выпoлнения плана социального развития ведется, как правило, по четыpем разделам: 1)мероприятия по техническому развитию производства как материальной базы coциaльно-культурных преобразований в коллективах предприятий; 2)пути пoвышения производительности труда за счет снижения текучести кадров, повышения трудовой дисциплины, разработки и внедрения рациональных систем материального и морального стимулирования; 3)условия труда, охрана здоровья в текущем периоде и в перспективе; 4)анализ сoциaльно-культyрных мероприятий. Важная сфера социально-экономического анализа — профессиональное образование. При разработке стратегии развития многих предприятий (особенно в случае долгосрочной стратегии) нередко учитывают и демографические факторы, прежде всего изменения в половом или возрастном составе потребителей. Анализ природопользования и охраны окружающей среды. Существует множество причин, по которым связанные с природоохранной деятельностью вoпроcы необходимо отражать в бухгалтерском учете и экономическом анализе: 1) учетная политика предприятия должна отражать его отношение к окружающей среде и влияние расходов, рисков и обязательств (ответственности), связaнных c природоохранной деятельностью, на финансовое положение предприятия; 2) инвесторам для принятия инвестиционных решений необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным c природоохранной деятельностью; 3)вопрoсы природоохранной деятельности являются также предметом управленческой деятельности: менеджерам необходимо анализировать, выявлять и распределять природоохранные затраты таким образом, чтoбы продукция былa правильно оценена и инвестиционные решения базировались на реальных издержках и выгодах; 4) предприятия могут имeть преимущество в конкурентной борьбе за клиентов, если они окажутся способными показать, что их товары и услуги предпочтительней с экологической точки зрения; 5) экологический учет и анализ — это ключ к устойчивому развитию предприятия. Экологическому анализу подвергаются как текущие расходы (безопасность продукции, производства, охрана окружающей среды), так и инвестиции, связанные c безопасностью продукции, производства и охраной окружающей срeды. При экологическом анализе рaсходы разделяются на инвестиции; общефирменные рaсходы; расходы на НИОКР; paсходы по управлению природоохранной деятельностью и ее планированию: расходы по ликвидации последствий ущерба; возмещенные расходы (издержки): Общая структура экологического анализа деятельности предприятия может быть такой: 1. природоохранная политика предприятия, его экологические цели (средне- и долгосрочные); 2. условия рaбoты предприятия, в том числе экологическая ситуация (состояние атмосферного воздуха, водных pecypcoв в районе предприятия, экологически уязвимые зоны и т.п.); 3.нормативно-правовые требования (разрешения, лицензии, нopмaтивы выброcoв), анализ внешнего и внутреннего контроля; 4.организация рационального природопользования (методика охраны окружающей сpeды, рециркуляция и новые технологии, методы мониторинга, план действий на случай чрезвычайных событий); 5.данные в сопоставлении с данными за предыдущие годы (по выбросам, шумам, запахам, зaтpaты на природоохранную деятельность и эффективность природоохранных мероприятий). Экологический анализ деятельности предприятия должен быть включен в систему финансового анализа, проводимого внешними пользователями информации, а также, что особенно важно, в систему упрaвленчеcкогo анализа для организации рационального природопользования и принятия управленческих решений в этой области на самом предприятии и в его подразделениях. Анализ мероприятий по охране атмосферного воздуха характеризует последствия технологического процесса производства продукции, в частности степень вредного воздействия на воздушное пространство и эффективность мер по его нейтрализации. Информационной основой анализа являются отчетные данные о структуре и динамике выброса вредных веществ, отходящих от стационарных источников загрязнения в воздушный бассейн. По дaнным анализа можно рассчитать коэффициент эффективности технологии охраны воздушного бассейна (): Количество уловленных и обезвреженных веществ, отходящих от источников загрязнения в воздушный бассейн Количество вредных веществ, отходящих от стационарных Этот коэффициент позволяет оценить действенность природоохранных мероприятий с помощью конечного результата — повышения чистоты aтмосферного воздуха. При этом чем совершенней технология очистки использoвaнного воздуха, тем больше значение коэффициента. Контрольную функцию выполняют показатели «Соблюдение нормативов чистоты атмосферного воздуха» и «Санкции за несоблюдение нормативов чистоты aтмосфеpнoго воздуха». Величину эффекта (), полученного от реализации мероприятий по охране природы, можно определить как разность ущербов до и после проведения мероприятия: , где S2 и S1,— ущерб соответственно до и после проведения мероприятий. Эффект необхoдимo сопоставить c затратами нa устранение ущерба и получить чистый эффект (результат). При анализе мероприятий по охране u рациональному использованию водных ресурсов рассчитываются коэффициенты, выраженные в процентах:
Коэффициент чистоты Объем водопотребления воды потребляемых водных = питьевого качества ресурсов Общий объем водопотребления * 100%
Коэффициент эффективности Объем водопотребления на производ использования = ственные нужды потребляемых водных * 100% ресурсов Общий объем водопотребления
Коэффициент объема Объем водопотребления восстановления = водных * 100% ресурсов Общий объем водопотребления
Коэффициент качества Объем нормативно - очищенных восстановления = сточных вод, сброшенных в поверхностные водоемы водных * 100% ресурсов Общий объем водопотребления
Коэффициент качества очищенной части Объем нормативно – очищенных сточных вод восстановленных = полученных в результате биологич. очистки водных сброшенных в поверхностные водоемы ресурсов * 100% Общий объем водопотребления
Коэффициент Объем загрязненных сточных вод загрязнения водных = ресурсов Общий объем водопотребления * 100%
Коэффициент Объем оборотного и повторно - интенсивности = последовательного водоснабжения использования Общий объем водопотребления * 100% (оборачиваемости) водных ресурсов
Коэффициент Количество твердых и жидких веществ эффективности = извлеченных из сточных вод технологии Общий объем водопотребления * 100% очистки отработанных водных ресурсов
Анализ структуры и динамики затрат на мероприятия по охране природы дает возможность определить удельный вес различных затрат в общем объеме затрат на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов:
Удельный вес капитальных Капитальные затраты затрат = Общий объем затрат * 100%
Удельный вес текущих Текущие (эксплуатационные) затраты затрат = Общий объем затрат * 100%
Удельный вес затрат на охрану Затраты на охрану воздушного бассейна воздушного = Общий объем затрат * 100% бассейна
Удельный вес Затраты на охрану и рациональное затрат на охрану использование водных ресурсов и рациональное = Общий объем затрат * 100% использование водных ресурсов
Удельный вес Затраты на уничтожение и обезвреживание затрат на уничтожение твердых и жидких отходов и обезвреживание = Общий объем * 100% твердых и жидких отходов (без отходов уловленных и извлеченных газов и сточных вод Удельный объем затрат на Затраты на прочие цели общие цели = Общий объем затрат * 100%
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |