Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект, предмет, функции сравнительной педагогики и сравнительный метод исследований

Объект сравнительной педагогики — со­стояние и основные тенденции развития теории и практики образова­ния в современном мире. (Вульфсон Б.Л., 2003 г.)

Полемика о предмете сравнительной педагогики длится уже не­сколько десятилетий. Суть различных подходов попытался выразить видный французский компаративист А. Векслиар: "Должна ли сравни­тельная педагогика рассматриваться как самостоятельная дисциплина, либо как отрасль общей педагогики, либо как часть истории педагоги­ки? Или она как бы смыкается с другими областями гуманитарного знания, такими как социология, психология, политология, философия образования?" [3. Р. 5]. Эти строки были написаны более 30 лет назад, но вопросы о предмете и границах сравнительной педагогики не утра­тили свое значение.

Сравнительная педагогика— самостоятельная отрасль научного знания, имеющая свой предмет и свои специфические задачи. Она ана­лизирует преимущественно в сопоставительном плане состояние, ос­новные тенденции и закономерности развития образования в различ­ных странах, геополитических регионах и в глобальном масштабе, вскрывает соотношение всеобщих тенденций и национальной или ре­гиональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообо­гащения национальных педагогических культур.

Сравнительная педагогика может выполнять и чисто информационную функцию (например, описание зарубежной системы образования), но ее первосте­пенная задача— выявление и анализ важнейших глобальных законо­мерностей и тенденций развития образования при строгом учете их специфического преломления в разных странах и разных культурах.

Интернационализация современного мира, развитие интеграцион­ных процессов в разных сферах общественной жизни повышают значе­ние международных исследований в области образования, в которых участвуют ученые разных стран.

Основные методы исследования:

Сравнение как на­учный метод предполагает выявление органических связей между раз­личными социальными феноменами, характеристику их взаимозависи­мости, установление определенной субординации явлений и процессов.

Анализ проблем взаимодействия национальных педагогических культур всегда явно или имплицитно основывается на процедуре срав­нения. Одна из функций сравнительной педагогики — выделение спе­цифических черт этих культур, поскольку национальное своеобразие здесь очень велико и даже самые общие тенденции развития педагоги­ки нередко проявляются в каждой стране в своеобразных формах, не имеющих аналогов в других странах.

Национальным своеобразием объясняется, в частности, преимуще­ственное внимание к тем или иным проблемам. В известной мере это можно объяснить особенностями историко-культурных и собственно педагогических традиций. Так, в Англии особенно обстоятельно иссле­дуются в духе традиционного британского эмпиризма конкретные во­просы дидактики, Германия остается классической страной "философ­ской педагогики", в педагогической мысли Франции превалирует со­циологическое направление, истоки которого восходят к О. Конту и Э. Дюркгейму. И хотя конвергенционные процессы, развивающиеся в современном мире, захватывают и эту сферу, национальная специфика до сих пор проявляется весьма выразительно.

Сравнительная педагогика объединяет в себе две функции - фундаментальную и прикладную. Анализируя состояние и тенденции развития об­разования в мире, педагог-компаративист, как правило, всегда соотно­сит зарубежный материал с отечественными проблемами и тем самым вносит посильный вклад в поиски их оптимальных решений, в создание научно обоснованных планов развития образования, а также способст­вует определению приоритетной проблематики отечественных иссле­дований. Английский компа­ративист Б. Холмс, характеризуя главные цели сравнительно-педагогических исследований, отмечал, что "специалисты в этой об­ласти хотят лучше понять свои собственные системы и внести вклад в перестройку образования, исходя не из прихотей и пристрастных суж­дений, а на основе тщательно собранных данных и анализа проблем, стоящих перед национальными правительствами" [12. С. 61].

Один из сложных теоретико-методологических вопросов, стоящих перед сравнительной педагогикой — как осуществляется отбор стран для сопоставительного анализа их систем образования.

Пред­метом сравнительно-педагогического исследования может быть систе­ма образования какой-либо одной зарубежной страны. «Оставим в сто­роне вопрос о термине "сравнительная педагогика", — пишет россий­ский ученый Н.Д. Никандров. — Те, кто предпочитал его избегать, не без основания отметят, что далеко не всегда речь идет о прямом сравнении, сопоставлении "своего" и "чужого", педагогики и школы в раз­ных странах. Большинство работ, напротив, касаются какой-либо одной страны— не "своей". Понятно при этом, что сравнение может быть имплицитным, и если его не делает сам автор, то может сделать и, как правило, делает читатель» [13. С. 129]. Изучая систему образования за­рубежной страны, мы всегда так или иначе сопоставляем ее с отечест­венной системой и с другими системами и таким образом лучше уясня­ем соотношение глобального и национального.

Но все же изучение системы образования какой-либо одной зару­бежной страны можно рассматривать лишь как первую ступень сравни­тельной педагогики; тут выявляется прежде всего неповторимое на­циональное своеобразие. Следующая ступень— исследования, строя­щиеся на базе бинарных (парных) сопоставлений. Есть несколько типов таких сопоставлений. При одном из них отечественная система обра­зования является базовой, и тогда сопоставления проводятся по такой схеме: "Россия—США", "Россия—Германия", "Россия—Япония" и т.д.

Для сравнительной педагогики центральная теоретико-методо­логическая проблема — соотношение общего, особенного и единичного. Между этими категориями существует тесная диалектическая связь: единичное и особенное не существуют вне общего — и наоборот. Важ­нейший аспект этой проблемы— соотношение общечеловеческого и национального.

Наиболее распространенные методы сравнительной педагогики:

· изучение источников (Конституции, законы, постановления Министерства образования, циркулярные письма, документы Международных организаций, учебно-методическая литература, документация учебных заведений, научно-педагогические источники и др.);

 

· историко-логический анализ;

 

· метод систематизации и классификации на основе изучения литературы зарубежных и отечественных авторов;

 

 

· обобщение и синтез;

 

· наблюдение;

· беседа, интервью;

 

· социально-педагогическое проектирование и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По количеству решаемых задач | Совершаемая силой работа равна произведению составляющей силы в направлении движения на пройден­ное расстояние
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.