КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы педагогических новшеств
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики являются закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения. Задачами дидактики являются: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и технологий. В дидактике обобщены те положения в обучении учебной дисциплине, которые имеют универсальный характер. Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения — это система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Дидактические принципы обучения математике представляют, по существу, совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение математике, и включают принципы: 1. научности; 2. сознательности, активности и самостоятельности; 3. доступности; 4. наглядности; 5. всеобщности и непрерывности математического образования на всех ступенях средней школы; 6. преемственности и перспективности содержания образования, организационных форм и методов обучения; 7. систематичности и последовательности; прочности усвоения знаний 8. системности математических знаний; 9. дифференциации и индивидуализации математического образования, создания таких условий, при которых возможен свободный выбор уровня изучения математики; 10. гуманизации; учета возрастных особенностей 11. усиления воспитательной функции; 12. практической направленности обучения математике; 13. применения альтернативного учебно-методического обеспечения; 14. компьютеризации обучения и т.д. Понять динамику развития и противоречий инновационных процессов в системе образования помогают законы педагогических новшеств. 1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Любой инновационный процесс в системе образования при его реализации с неизбежностью вносит необратимые изменения в инновационную социально-педагогическую среду, в которой он осуществляется. В результате этого целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться. Такое вторжение педагогического новшества в социально-педагогическую среду приводит к поляризации мнений о нем, о его значимости и ценности. Чем значительнее педагогическое новшество, тем основательнее дестабилизация, которая касается инновационной среды разного типа: теоретической, опытной, коммуникативной и практической. 2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс рано или поздно, стихийно или сознательно реализовывается и заканчивает свое существование как новшество. Показателен в этом отношении опыт В.А. Шаталова. 3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия. В этом смысле она обречена на рутинизацию, она становится стереотипом, барьером на пути реализации других новшеств. 4. Закон цикловой повторяемости педагогического новшества. Характерной особенностью системы образования является повторное возрождение какого-либо явления или новшества в новых условиях. Именно поэтому в педагогической теории и практике новшества вызывают особое противодействие, так как воспринимаются частью учителей как «давно забытое старое». В качестве примеров можно привести конспекты В.А. Шаталова, в которых многие не видят нового из-за того, что они давно используются в педагогике, а также коммунарскую методику, восстановленную в новых условиях в ряде школ (например, школа В.А. Караковского). Этими законами не ограничиваются общие и специфические для педагогической инноватики закономерности, которые еще предстоит исследовать. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Традиционное обучение имеет ряд недостатков. Из них следует выделить: —преобладание словесных методов изложения, способствующих рассеиванию внимания и невозможности его акцентирования на сущности учебного материала; —средний темп изучения математического материала; —большой объем материала, требующего запоминания; —недостаток дифференцированных заданий по математике и др.Недостатки традиционного обучения математике можно устранить путем усовершенствования процесса ее преподавания. Метод (от греч. methodos — путь исследования) — способ достижения цели. Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последовательно чередующиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Какой-либо один метод обучения используется в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют разные подходы к современной теории методов обучения. Классификация методов обучения проводится по различным основаниям: По характеру познавательной деятельности: · объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.); · репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.); · проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.); · частично-поисковые — эвристические; · исследовательские. По компонентам деятельности: · организационно-действенные — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; · стимулирующие — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; · контрольно-оценочные — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. По дидактическим целям: · методы изучения новых знаний; · методы закрепления знаний; · методы контроля. По способам изложения учебного материала: · монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение); · диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут). По формам организации учебной деятельности: · фронтальная · групповая · индивидуальная По уровням самостоятельной активности учащихся: · самостоятельная работа учащихся · работа учащихся с помощью учителя · работа учащихся под руководством учителя По источникам передачи знаний: · словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия); · наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график); · практические (упражнение, лабораторная работа, практикум). По учету структуры личности: · сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.); · поведение (упражнение, тренировка и т.д.); · чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).
Все указанные классификации рассматриваются в дидактическом аспекте; предметное содержание математики учитывается здесь в недостаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело творческое, однако оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения. Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходимы комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность. Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения). Последние, в свою очередь, представлены научными (наблюдение, анализ, синтез и т.д.) иучебными (эвристический, обучение на моделях и др.) методами изучения математики. Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельности учащихся. Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля. Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация. Современные методы обучения математике: проблемный (перспективный), лабораторный, программированного обучения, эвристический, построения математических моделей, аксиоматический и др. Рассмотрим классификацию методов обучения (схема 1).
Схема 1. Классификация методов обучения Информационно-развивающие методы делятся на два класса: 1. Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание записей и др.); 2. Самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, с обучающей программой, с информационными базами данных — использование информационных технологий). Проблемно-поисковые методы: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа. Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах. Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности. Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания). Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. познавательной деятельности. Специальные методы — это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |